Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 08.11.2018

Статья просмотрена: 1041 раз

Библиографическое описание:

Позднякова, Ж. С. Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе / Ж. С. Позднякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53587/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: условия, оценочная деятельность, формирование, навыки, обучающийся, факторы, высшее образование, педагогические условия, мотивация, мотив, учебная мотивация.

В системе образования происходят изменения, и все более четко проявляется проблема формирования готовности к оценочной деятельности, компонентом которой является аналитическая деятельность, что отвечает требованиям современного учебного процесса в вузе и является ответом на вызовы современной методической науки.

Перед системой высшего образования поставлена задача подготовки бакалавров и специалистов, способных построить профессиональную деятельность в форме сотрудничества. Проанализировав ФГОС ВО экономических направлении нами были определены дисциплины профессионального цикла, способствующие формированию готовности к оценочной деятельности: «Менеджмент», «Маркетинг», «Корпоративная социальная ответственность».

В нашем исследовании готовность к оценочной деятельности определяется как интегрированный результат личных качеств и профессиональной подготовки, характеризующий способность решать проблемы и задачи, возникающие в процессе управления и в ситуациях, требующих оценочного воздействия с использованием знаний и учебного опыта, ценностей, способностей и наклонностей [1].

Анализ диссертационных работ последних лет, связанных с оценочной деятельностью показал, что главной функцией бакалавра — выпускника экономического направления является анализ состояния рынка, осуществление мониторинга экономической ситуации в стране и в мире, умение развивать организацию любого направления, разработка стратегических предпосылок управления корпорацией с учетом социальных целей.

Процесс формирования оценочной деятельности обучающихся экономических ВУЗов представляет собой специально разработанную образовательную систему, которая будет эффективно функционировать, если будет создан определенный комплекс педагогических условий, которые могли бы содействовать этому процессу и обеспечить повышение качества профессиональной подготовки.

В философских науках категория «условия» понимается как выражающая отношение к окружающим явлениям, без которых он существовать не может, а также как совокупность объектов, необходимых для возникновения или изменения какого-либо объекта.

В психолого-педагогической литературе термин «условие» рассматривается как видовая пара по отношению к родовым понятиям «обстановка», «среда» и «обстоятельства».

Для того чтобы обосновать педагогические условия, мы должны уточнить, что под ними понимается. Проанализировав научную литературу, мы встретились с различными точками зрения, наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения данные М. Е. Дурановым, С. В. Боровской и Т. В. Минаковой.

Под педагогическим условием М. Е. Дуранов понимает обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы [2; С. 70].

С. В. Боровская считает, что педагогические условия — это комплекс взаимосвязанных мер учебного процесса, которые способствуют переходу студентов на более высокий уровень профессиональной деятельности [2; С.14].

Т. В. Минакова рассматривает педагогические условия в качестве обстоятельств, способствующих развитию познавательной самостоятельности будущего специалиста при профессионально-ориентированном обучении [3; С.11].

Рассматривая педагогические условия, мы будем говорить только о тех, которые необходимы для формирования навыков оценочной деятельности. Использование этих условии должно привести к тому, что изучаемый процесс будет эффективен и приведет к достижению высоких результатов деятельности.

Таким образом, синтезируя общие понятия, в нашем исследовании под педагогическими условиями мы понимаем совокупность взаимосвязанных возможностей, содержания, форм, методов и педагогических приемов, обеспечивающих формирование готовности обучающихся экономических ВУЗов к оценочной деятельности [4; С.176].

При выявлении педагогических условий нами были определены следующие требования:

– условия должны способствовать активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся;

– условия должны учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, в том числе выполнение самостоятельной работы и отношения к ее выполнению;

– условия должны обеспечить формирование профессиональных навыков.

Работа преподавателя должна быть направлена на побуждение в обучающихся потребности к овладению навыками оценочной деятельности необходимой для дальнейшей профессиональной практике.

Анализ психолого-педагогической литературы и результаты опытно-поисковой работы позволили нам определить педагогические условия, способствующие эффективности формирования навыков оценочной деятельности. На наш взгляд, процесс будет эффективен, если будет реализован следующий комплекс педагогических условий:

1) формирование мотивационной сферы обучающихся в учебном процессе;

2) насыщение содержания процесса обучения профессионально-значимыми материалами;

3) формирование готовности обучающихся к оценочной деятельности посредством интерактивных методов обучения.

В нашей статье мы рассмотрим подробно только одно из педагогических условии формирования навыков оценочной деятельности обучающихся экономических ВУЗов — формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе.

Доктор педагогических наук А. А. Леонтьев утверждал, что положительные эмоции благоприятно влияют на усвоение любого учебного предмета.

В психологии мотивация рассматривается как достаточно сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека — его поведения и деятельности в целом. При этом высшим уровнем называют сознательно — волевой компонент.

Исходя из этого, мы рассматриваем мотивацию как многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, установки, эмоции, нормы и ценности.

Учебная мотивация определяется как один из частных видов мотивации, включенной в учебную деятельность.

Учебная мотивация, как и любой другой вид, определяется рядом специфических факторов:

– определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, в котором осуществляется образовательная деятельность;

– организацией образовательного процесса;

– субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, самооценка и т. д.);

– субъективными особенностями преподавателя (его отношение к работе и обучающимся);

– спецификой учебной дисциплины.

На основе теоретического анализа можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. Исходя их этого, мотивационная сфера нами понимается как стержень личности, к которому привязаны такие свойства как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества, и другие социально- психологические характеристики.

Признавая ведущую роль мотивации в системе формирования оценочной деятельности, преподавателю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях образовательного учреждения. При рассмотрении проблем мотивации и поиске путей ее формирования недопустимо упрощение ее понимания, так как формирование мотивации это создание условии для проявления внутренних побуждений к обучению, осознания их самими обучающимися и дальнейшего развития мотивационно-ценностной сферы. При этом при формировании навыков оценочной деятельности, вовсе небезразлично, какие именно мотивы побуждают обучающегося к осуществлению деятельности.

Для создания адекватной мотивации используются различные методы и средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают исследовательские и опытно-поисковые.

Любая познавательная деятельность обучающихся помимо наличия операционных компонентов, то есть знаний, умений и навыков, включает ещё и мотивационные компоненты, такие как интерес, мотив, отношение. Мотивационные компоненты определяют для обучающихся значимость того, что ими познается и усваивается. Решающее значение целей и задач сказывается на мотивах. Они определяются задачами, которые ставит перед собой обучающийся, в которые он включается в ходе образовательной деятельности. Мотив заключается именно в отношении к поставленной перед ним задаче, к цели и обстоятельствам-условиям, при которых действие возникает. Мотив здесь выступает как осознанное побуждение для определенного действия и формируется по мере того, как обучающийся учитывает, оценивает и взвешивает обстоятельства, в которых он находится и осознает цель которая для него определена. Мотив как побуждение это источник действия, но чтобы стать таковым, он должен сам сформироваться. При этом мотив может отделиться от цели и переместится в саму деятельность или на результат деятельности. Являясь источником активности и в тоже время направленности личности мотивация формирует активность.

Формирование положительной мотивации необходимо, так как это придает деятельности обучающегося особый личностный смысл, благодаря чему формирование оценочной деятельности приобретает для него самостоятельную ценность. В основе положительной мотивации лежит стремление познавать что — то новое и совершенствовать уже имеющиеся знания.

Для формирования положительной мотивации необходимо соблюдать следующие условия:

– проведение контрольных и оценочных мероприятии исходного, текущего и итогового отношения к процессу формирования оценочной деятельности в целом;

– градуирование цели обучения и постепенное знакомство с ней обучающихся;

– регулярное знакомство обучающихся с методическими приемами обучения.

Как показывает практика, наиболее действенным средством развития положительной мотивации является включение интеллектуальной деятельности соревновательного характера, сюда относятся средства активного обучения, в том числе ситуационные игры, участие в проектной деятельности, викторины, игровые моменты на учебных занятиях.

Не менее эффективным способом формирования положительной мотивации является наглядность. Но при этом наглядность не должны рассматриваться только как демонстрация конкретных предметов или явлении. Предполагается, что понятие «наглядность» неотделимо от понятия «мышление», и оба эти процесса должны быть взаимосвязаны, ведь в процессе обучения очень важно научить обучающегося мыслить.

Литература:

  1. Боровская, С. В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя [Текст]: дис. канд. пед. наук. / С. В. Боровская. — Челябинск: ЧГПУ, 1999. — 175 с.
  2. Дуранов, М. Е. Педагогика воспитания и развития личности: Учеб. пособие. / М. Е. Дуранов, М. Е. Жернов, О. В. Лешер // Магнитогорск, 2000. -С.145.
  3. Минакова Т. В. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического университета в процессе изучения иностранного языка [Текст]: дис.канд.пед.наук: 13.00.08/Т. В. Минакова-Оренбург, 2001
  4. Позднякова, Ж. С. Формирование комплекса педагогических условий реализации системы управленческой культуры: / Ж. С. Позднякова // Международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации (III)», Челябинск, 2012. — С.175–177.
Основные термины (генерируются автоматически): оценочная деятельность, положительная мотивация, обучающийся, мотив, учебная мотивация, формирование, высшее образование, образовательная деятельность, образовательное учреждение, образовательный процесс.


Похожие статьи

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих дисциплин в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов: опыт реализации

Роль навыков самооценки в процессе адаптации выпускника школы к обучению в вузе

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Тенденции изменений целевых ориентиров обучения математике в общеобразовательной школе

Похожие статьи

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих дисциплин в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов: опыт реализации

Роль навыков самооценки в процессе адаптации выпускника школы к обучению в вузе

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Тенденции изменений целевых ориентиров обучения математике в общеобразовательной школе

Задать вопрос