Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык

Педагогика
13.01.2024
124
Поделиться
Библиографическое описание
Лопатина, Н. А. Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык / Н. А. Лопатина, А. В. Литвинцева, Л. Г. Швецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 341-344. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110135/.


Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мышления обучающихся в образовательном процессе.

Ключевые слова: обучающиеся, мышление, учебные предметы, коллаборация, модель.

Актуальность исследования . В новых экономических и политических условиях, происходящих в Мире и России, изменил характер требований к уровню образованности выпускников образовательных организаций. На первый план выдвигается цель формирования креативной, инициативной личности, способной в условиях цифровизации всех систем и отраслей, решать проблемные ситуации, обогащая свой жизненный опыт.

Реализуемая образовательными организациями Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее — ФОП ООО), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации и включает программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:

– федеральные рабочие программы учебных предметов;

– программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

– федеральную рабочую программу воспитания [3].

Степень разработанности проблемы

Автор Т. А. Гартунг рассматривала вопросы развития креативности подростков средствами дисциплин гуманитарного цикла, где подтвердила гипотезу о том, что «…развитие этого сложного феномена, включающего совокупность мыслительных и личностных качеств обучаемых, а также воображение, интуицию, эффективно в процессе изучения гуманитарных дисциплин», которые позволяют создать мир субъективных образов, смыслов и ценностей [1].

В других исследованиях, посвященных психологии творческих способностей, авторы Д. Рилфорд, Я. А. Пономарёв считают, что креативность является характеристикой, не зависящей от интеллекта. В то же время как Г. Айзенк, Р. Стернберг полагают, что уровень развития креативности обусловлен уровнем развития интеллекта.

По мнению Д. Б. Богоявленской, А. Маслоу, А. Олох креативность детерминируется личностными чертами, мотивацией и жизненными ценностями.

В диссертационном исследовании А. П. Гулова предметом исследования являются школьные предметные олимпиады как полифункциональное педагогическое средство развития творческого потенциала обучающихся. Автором разработана концепция школьных предметных олимпиад, как средство развития креативности [2].

На основании перечисленного списка научных исследований о развитии креативности на уроках гуманитарного цикла была сформулирована цель исследования — обоснование педагогических условий развития креативного мышления при изучении гуманитарных дисциплин.

Объект исследования : педагогический процесс, направленный на развитие креативного мышления при изучении дисциплин гуманитарного цикла.

Предмет исследования : педагогические условия развития креативного мышления в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходило в МКОУ «Курбатовская СОШ» Воронежской области. Участвовали обучающиеся 2–11 классов и педагоги. В качестве диагностики уровня креативного мышления использовались методики:

– измерительно оценочные методы (начальный этап) — выдвижение разнообразных идей. Пример задания для 7-го класса: обучающимся предлагается посмотреть картинки и ответить на вопросы «О чем книга, которую читает мальчик?», «Какое событие изображено на второй картинке?» и т. д. Таких заданий и предметных заданий для первичной диагностики креативного мышления имеется у каждого преподавателя по несколько комплектов.

Роль фантазии в развитии ребенка Сказка о стране Фантазии (Карпова Татьяна) / Проза.ру

Получив представление о возможностях каждого обучающегося, разрабатывается система развития креативного мышления на уроках гуманитарного цикла. Каждый педагог использует задания в рамках ФОП по своему предмету. Отличительная особенность — коллаборация педагогов, преподающих историю, обществознание, литературу, русский язык и иностранный язык.

Контрольно-измерительные средства для оценки креативного мышления обучающихся подготовлены по каждому предмету и используются на уроке.

Педагоги работают в соответствии с Моделью развития креативного мышления обучающихся в образовательном процессе.

Модель развития креативного мышления обучающихся в образовательном процессе

Рис. 1. Модель развития креативного мышления обучающихся в образовательном процессе

Модель представляет собой систему работы и взаимодействия педагогов в направлении развития креативного мышления у обучающихся на уроках гуманитарного цикла.

В систему включены: цель; модели развития креативного мышления; основания для развития креативного мышления (внешние и внутренние); движение и прогресс, выраженные в творческом мышлении и творческом выражении; новые знания по предметам; разрешение образовательных проблем. Конечный результат — способность обучающихся к дивергентному мышлению, а именно: способность формулировать несколько идей и решений; умение одновременно обдумывать различные способы решения учебных заданий; способность формулировать и генерировать идеи; способность обдумывать детали идеи и находить её воплощение на практике.

Методы развития креативного мышления, применяемые на уроках истории, обществознания, литературы, русского языка, иностранного языка: мозговой штурм; свободные ассоциации; составление карты памяти; метафорические сказки и др.

Таким образом, проведенное исследование направлено на развитие креативного мышления обучающихся общеобразовательной школы на основе

реализации авторской Модели. Важными принципами реализации Модели является: личностный подход; индивидуальная траектория обучения; реализация Стратегии воспитания; реализация Концепции развития психологической службы; принцип обучения одаренных детей; принцип осуществления профессиональной ориентации.

Литература:

  1. Гартунг Т. А. Развитие креативности подростков средствами дисциплин гуманитарного цикла: диссертация... кандидата педагогических наук: Т. А. Гартунг. — Тюмень, 2008.- 176 с.
  2. Гулов А. П. Реализация творческого потенциала обучающихся средствами предметных олимпиад. — Москва, 2023–407 с.
  3. Федеральная образовательная программа основного общего образования. URL: https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/2000
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
обучающиеся
мышление
учебные предметы
коллаборация
модель
Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 341-344):
Часть 5 (стр. 293-369)
Расположение в файле:
стр. 293стр. 341-344стр. 369

Молодой учёный