Критерии – важная составляющая технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 10.05.2018

Статья просмотрена: 4367 раз

Библиографическое описание:

Зейналова, Г. А. Критерии – важная составляющая технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания / Г. А. Зейналова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50110/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены теоретические материалы и практические наработки по образовательной технологии «Формирующее оценивание». Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.

Ключевые слова: ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт), критерии, оценивание, планируемые предметные результаты, метапредметные результаты

Рассмотрим пример из жизни. Моя подруга решила мне сделать подарок на день рождение, купить платье, при этом она спросила меня «Каким оно должно быть на мой взгляд?» Я ответила: «Цвет — синий, длина — миди, ткань — не важна. Важно, что оно должно делать меня стройной». То есть я перечислила критерии выбора платья.

Увы, подарком подруги я осталась недовольна. Почему? Какой из критериев был задан не верно? Я не уточнила, что стройной меня может сделать фасон — приталенная трапеция, или наличие пояса.

Еще древнегреческий философ Платон писал «Прежде, чем беседовать, надо договориться о значении слов…»

Новые ФГОС основаны на системно-деятельностном подходе, поэтому возникает необходимость оценивать образовательные результаты, которые формируются в процессе обучения. «Образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности». [1, ст.11 п.2] Значит существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности ученика.

Согласно стандартам, учащиеся в процессе обучения должны овладеть такими учебными умениями как умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль деятельности в процессе достижения результата. При этом оценивание, как процесс объективный имеет четкие критериальные основания. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Критерии — это один из составляющих технологии формирующего оценивания.

Формирующее оценивание — это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Почти 3 года я изучаю и применяю в своей работе образовательную технологию «Формирующее оценивание».

Теория и практика показала насколько важно, современному учителю, осознание того факта, что ученики должны понимать, каких достижений мы от них ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом пользуемся.

Изучая планируемые результаты по истории уровня основного общего образования, я выяснила, что многие планируемые результаты являются сквозными с 5 по 9 класс (то есть повторяются). Например: знание хронологии, способность применять понятийный аппарат; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников. Но сложность изучения предмета истории заключается в том, что учащиеся изучают разные периоды истории и по мере взросления происходит увеличение и усложнение содержательной стороны материала, а значит, происходит усложнение требований к планируемым результатам.

В связи с этим, в начале учебного года, я знакомлю учеников с планируемыми результатами по учебному предмету «История».

Происходит это так. На вводном уроке я начинаю с вопроса: — как вы думаете, ребята, что вы должны знать и уметь на уроках истории.

Ученики сами проговаривают, что должны знать даты и хронологию событий; термины; работать с картой и. т.д. С учениками 5-х классов такой разговор желательно проводить по итогам 1-й четверти, когда учащиеся уже получат общее представление о предмете и его специфике.Таким образом, предметные результаты известны учителю и ученикам. Ученики получают знания, о том, чему они должны научиться в ходе изучения того или иного курса истории.

Очень важно, что мы их выработали совместно! На форзаце тетради ученики делают подзаголовок и прописывают:

Что ядолжен знать иуметь:

  1. Знать даты, хронологию событий
  2. Знать исторические термины (словарные слова)
  3. Уметь работать с историческими документами
  4. Рассказывать исторические события
  5. Работать с картой
  6. Анализировать исторические события, делать выводы к ним

Очень важно, чтобы данные критерии были сформулированы на простом, понятном учащимся языке. В дальнейшем учитель может возвращаться к планируемым результатам, говоря о том, что сегодня «мы отрабатываем на уроке умение работать с картой».

При составлении учебных заданий, учитель также разрабатывает критерии к выполнению задания. Например,Домашнее задание: Написать политический портрет Юстиниана I (6 класс)

Критерии оценивания:

  1. Описание личных качеств императора

1балл — одно качество 2балла — два качества 3 балла — три качества

  1. Каких результатов добился во внутренней политике?

1 результат — 1 балл 2 результата — 2балла 3 результата — 3 балла

  1. Каких результатов добился во внешней политике?

1 результат — 1 балл 2 результата — 2балла 3 результата — 3 балла

8–9 баллов на отметку «5» 6,5–7,5 баллов на отметку «4»

4,5–6 баллов на отметку «3»

Таким образом «учитель сосредотачивает свои усилия на конкретном содержании темы, используя то обстоятельство, что необходимо для более глубокого его освоения». [2, с.18].

Довольно часто учащиеся, получив оценку, говорят: «А почему мне поставили «4», а Диме «5». Учащиеся должны понимать, каких достижений мы от них ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом пользуемся. Описание желаемых учебных результатов — это основа критериев для оценки работы

Это позволяет учителю и ученику определить, к какому уровню относится данная работа, и какой балл она получает. Анализируя работу на основании критериев (описаний) учащийся и учитель определят, в чём недостатки конкретной работы, чего ему не хватает, чтобы достичь образцового уровня.

По итогам четвертей я составляю таблицу успешности класса.

Эффективное оценивание — это обязательное наличие обратной связи. Данная таблица дает информацию о том, чему учащиеся научились и как учатся в данный момент. Обратная связь заключается в том, что совместно с учащимися сравниваются результаты 1 и 2 четверти. Учащиеся узнают о том, какого уровня они достигли.

Устный анализ, проговариваемый самими учащимися, показывает, что учеников с отметкой «5» стало больше, но увеличилось количество учащихся с отметкой «3». При этом результат может быть разным по классам. В любом случае, в начале 3 четверти мы намечаем перспективу улучшения или сохранения результата, определяем в каком направлении нужно двигаться дальше.

Оценивание — это также открытость. Поэтому всегда необходимо проговорить какие учебные результаты у учащихся этого класса «западают».

Такие таблицы «Успешности» учителю рекомендуется проводить в начале каждой четверти. Детям это очень нравится. А в начале 1 четверти учитель может взять данные по итогам прошлого года. Такую работу я провожу регулярно в моей педагогической практике и как показало время, она имеет положительные результаты.

Что дает критериальное оценивание?

  1. Эффективное достижение метапредметных результатов.

Регулятивные:

– формулируют цели изучения предмета;

– принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры;

– составляют алгоритм действий совместно с учителем;

– планирование деятельности;

– оценивают себя по критериям

Познавательные:

– формируют умение выделять главное в учебном предмете;

– использование знаковой системы; развитие критического мышления

– ранжируют информацию в порядке значимости.

Коммуникативные:

– Выстраивают краткие выводы

  1. Достижение личностных результатов:

– понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов; понимают причину успеха, неуспеха

– определяют свою личностную позицию;

– наблюдают адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе

Подведу итог. Вижу перспективы развития в работе с критериями. Критериальное оценивание — это механизм, который нужен учителю, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в свое учение.

Подтверждением положительного влияния критериального оценивания на учебные результаты урочной и внеурочной деятельности моих учеников могут служить следующие показатели:

– повышение качества по предмету

– увеличение количества учащихся, участвующих в предметных олимпиадах, конкурсах

– ежегодные результаты на Всероссийской олимпиаде школьников по истории и обществознанию

Что от нас требует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт? Современный учащийся должен быть активным участником образовательного процесса. Мы, учителя, должны научить оценивать свои знания и умения не только с помощью учителя, но и самостоятельно. Критерии — это средство управления качеством образовательного результата учащегося.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта М. А. Пинская. Педагогический университет «первое сентября», 2013.
  3. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие.Фишман И. С., Голуб Г. Б. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, критериальное оценивание, ученик, учитель, балл, критерий, какой уровень, образовательная технология, обратная связь, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.


Ключевые слова

критерии, метапредметные результаты, оценивание, ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт), планируемые предметные результаты

Похожие статьи

Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы, этапы, значение

В статье рассматриваются особенности организации исследовательской работы по русскому языку в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Особое внимание уделяется формированию у учащихся метапредметных и предметных ко...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы

Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе

В статье рассмотрен алгоритм, по которому могут развиваться методологические и практические приемы с учетом новых образовательных стандартов в современной высшей школе.

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Использование результатов оценочных процедур для принятия управленческих решений по повышению эффективности работы школы в рамках реализации ФГОС

В статье автор анализирует внешние и внутренние процедуры оценки деятельности образовательной организации

Похожие статьи

Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы, этапы, значение

В статье рассматриваются особенности организации исследовательской работы по русскому языку в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Особое внимание уделяется формированию у учащихся метапредметных и предметных ко...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы

Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе

В статье рассмотрен алгоритм, по которому могут развиваться методологические и практические приемы с учетом новых образовательных стандартов в современной высшей школе.

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Использование результатов оценочных процедур для принятия управленческих решений по повышению эффективности работы школы в рамках реализации ФГОС

В статье автор анализирует внешние и внутренние процедуры оценки деятельности образовательной организации

Задать вопрос