К вопросу оценки и отметки на уроках английского языка в рамках управления качеством образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 15.04.2019

Статья просмотрена: 2146 раз

Библиографическое описание:

Захарова, М. В. К вопросу оценки и отметки на уроках английского языка в рамках управления качеством образования / М. В. Захарова, М. М. Лукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 258-262. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58111/ (дата обращения: 21.11.2024).



Оценивание и подведение итогов на современном уроке претерпело большие изменения. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования оценивание ориентировано на достижение различных групп образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных, причем в непрерывном процессе, и как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащегося.

В связи с этим остро встает вопрос о пути обновления оценивания и подведения итогов на уроке — от суммативного оценивания (оценки уровня достижения результатов обучения на основе единых требований в сравнении с эталоном, например, единые критерии оценки (ЕГЭ, ОГЭ, тестовых работ) или общепринятой пятибалльной шкалой оценивания по итогам прохождения тем, блоков, модулей, курсов, по окончании периодов обучения) к формирующему или внутреннему оцениванию, которое:

− должно помогать ребенку учиться более эффективно и продуктивно;

− невозможно без обратной связи учитель — ученик;

− может быть балльным и словесным;

− проводится на основе совместно разработанных учителем и учениками критериев;

− сравнивает образовательные результаты ребенка с его же предыдущими образовательными результатами;

− невозможно без использования самооценки и взаимооценки учащимися работы.

Таким образом, суммативное оценивание констатирует факт обученности учащихся и осуществляется, как правило, только учителем, администрацией учебного заведения или внешними органами. В то время как формирующее оценивание проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения образовательных целей [1, c.51].

Для эффективного оценивания учебных достижений учащегося необходимо комплексно применять суммативное и формирующее оценивание. Такая система должна предусматривать использование разнообразных методов и форм и обладать следующими функциями:

− управлять качеством образования;

− обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы;

− обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.

Немаловажен тот факт, что оценка предшествует отметке. Следовательно, учителя должны владеть такими методами и приемами, которые позволят им это сделать, и причем, сделать с наименьшими затратами времени, но с наибольшей эффективностью.

Как было сказано выше, целью суммативного оценивания является определение соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения и сравнение результатов оценивания со стандартами или среднестатистическими результатами. Фиксирование полученных результатов происходит посредством классных и электронных журналов.

Проведение мониторинга в школе является неотъемлемой частью внутришкольного контроля. Что касается форм организации контроля сформированности как речевых умений, так и языковых навыков, они разнообразны и достаточно подробно отражены во многих учебных и методических пособиях.

В пансионе воспитанниц контрольная работа по английскому языку в 5–7 классах является комплексной работой и включает в себя проверочные задания для контроля сформированности коммуникативных умений (разделы по аудированию, чтению, говорению и письменной речи) и сформированности языковых средств и навыков оперирования ими (раздел лексики и грамматики с элементами проверки фонетической и орфографической стороной речи).

В данной статье мы остановимся на определение уровня сформированности в количественном показателе (в % содержании), так как от правильности и своевременности анализа результатов контрольных работ учащихся зависят способы корректировки знаний, умений и навыков обучаемых, понимание учениками эффективной оценки успеваемости, что является важной частью их дальнейшее продвижения.

Надежность и достоверность являются главными принципами суммативного оценивания, проводимого учителем. Данное оценивание может устранить такие проблемы как несправедливое или предвзятое оценивание, различие образцов, применяемых учителями, неспособность размышлять над важными аспектами понимания и навыков.

Многие учителя испытывают трудности в правильном и качественном оформлении анализа контрольных работ учащихся. При проведении суммативного оценивании предлагается использовать таблицу «Поэлементный анализ результатов контрольной работы» (см. Таблица 1).

Данная таблица успешно помогает сэкономить время при проведении поэлементного анализа контрольной (диагностической) работы, а также достоверно оценить работы учащихся в соответствии с представленными критериями оценивания.

В свою очередь, технология формирующего оценивания определяет новые пути и формы обучения, помогает исправить ошибки учащихся и обеспечить обратную связь учителя с учащимися. При этом данные результаты оценивания сравниваются с предыдущими результатами учащегося, шкала результатов может быть балльной (отметка), словесной (оценка) и безотметочной, и данный вид оценивания проводится достаточно часто — несколько раз в течение урока, а результаты фиксируются в листах наблюдения или в виртуальном пространстве или в портфолио учащихся [3, c.20].

Таблица 1

Данная технология имеет свой алгоритм, в котором принято выделять следующие основные моменты:

− планирование образовательных результатов учащихся по темам, которые указываются в рабочей программе и тематическом планировании с указанием предметных и метапредметных результатов;

− планирование цели урока, при этом надо учитывать, что она формулируется с точки зрения деятельности ученика, а не учителя. Например, цель урока английского языка «Учащиеся научатся писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка»;

− формирование задач урока как шаги к достижению цели. Например, для достижения цели, указанной в предыдущем пункте, необходимо решить задачи: 1) изучить структуру и содержание личного письма 2) определить языковые особенности личного письма 3) написать личное письмо с опорой на образец;

− формирование конкретных критериев оценивания деятельности учащихся на уроке. Они должны быть конкретными, понятными и однозначными. Например, при написании письма личного характера учащийся дал полные ответы на три заданных вопроса, правильно выбрал обращение, завершающую фразу и подпись, есть благодарность, выражена надежда на будущие контакты, использована разнообразна лексика т. д. (Отметка «5»);

− оценивание деятельности учащихся строго по критериям;

− осуществление обратной связи: учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — учитель. На данном этапе можно использовать индивидуальные оценочные листы. Могут использоваться такие методы и приемов формирующего оценивания, как «Светофор». «Вопросы для тестов», «Сигналы рукой», «Перевод информации» или «Матрица запоминания». Обратная связь от ученика к ученику осуществляется в ходе взаимного оценивания работы на отдельных этапах урока [2, с. 50].

− сравнение данных результатов достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений и определение места учащегося на пути достижения цели на разных уроках при изучении данного материала;

− корректировка образовательного маршрута учащегося по итогам формирующего оценивания. Например, рефлексию после урока английского языка на тему «Городки» в 6 классе можно провести с помощью табл. 2, которая описывает выбор домашнего задания (см. Таблица 2).

Таблица 2

http://skrinshoter.ru/i/161218/BieknSo0.png

Очень важно не проводить рефлексию формально. Она должна быть персонифицированной и выявляющей проблемы каждого ребенка. Условные знаки не могут служить формирующим оцениванием (например, широко используются веселые и грустные смайлики). Оценка может выражаться и в словесной форме. На уроках английского языка мы используем фразы, выражающие высшую форму одобрения (Excellent! Perfect! Brilliant! Fantastic! Fantastic job! Magnificent! Terrific. etc.), фразы сдержанной оценки ответа (Right. Yes. Fine. Good. Quite right. That’s right. That’s it. That’s correct. That’s quite right. etc.), фразы для оценки неточных или неправильных ответов (Not really. Unfortunately not. I’m afraid that’s not quite right. You can’t say that, I’m afraid. etc.).

Таким образом, формирующее оценивание позволяет повысить мотивацию учащихся и развивать навык умения учиться самостоятельно. Но на уроке очень важно сделать оценку «суммативной». Это означает, что учащийся по определенным критериям набирает себе баллы, которые потом превращаются в отметку.

Суммативное оценивание и формирующее оценивание необходимо рассматривать во взаимодействии друг с другом. Целью обработки и анализа результатов суммативных тестов для формирующего оценивания является улучшение качества обучения учащихся, так как при этом выявляются типичные ошибки учащихся и анализируются индивидуальные причины ошибок, а учитель, в свою очередь, анализирует задания тестов, уровень сложности материала, а также свои методы и приемы преподавания с целью их усовершенствования. И в то же время, определенные стратегии, методы и приемы формирующего оценивания позволят использовать результаты любого суммативного теста в формирующих целях.

Литература:

  1. Гам В. И., Бузина Е. В. О некоторых проблемах оценивания результатов учебной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 4.
  2. Крылова О. Н., Бойцова Е. Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие/ О. Н. Крылова, Е.Г. Бойцова. — СПб.: КАРО, 2015. — 128 с.
  3. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие/ О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. — СПб.: КАРО, 2014. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): формирующее оценивание, английский язык, личное письмо, учитель, обратная связь, оценивание, достижение цели, контрольная работа, контрольная работа учащихся, подведение итогов.


Похожие статьи

К вопросу о повышении эффективности преподавания иностранного языка в контексте интерактивного обучения

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

К вопросу о развитии социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

К вопросу о профессиональной подготовке будущих специалистов в условиях информатизации образования в Казахстане

К вопросу о роли заимствований в изучении английского языка в профессиональной сфере

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку

Похожие статьи

К вопросу о повышении эффективности преподавания иностранного языка в контексте интерактивного обучения

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

К вопросу о развитии социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

К вопросу о профессиональной подготовке будущих специалистов в условиях информатизации образования в Казахстане

К вопросу о роли заимствований в изучении английского языка в профессиональной сфере

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку

Задать вопрос