Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Журавлева, Л. А. Критериальная оценка учебных достижений / Л. А. Журавлева, И. В. Ковтюх, С. В. Пышнограев. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 2 (5). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/854/ (дата обращения: 16.12.2024).



В условиях внедрения ФГОС критериальная оценка учебных достижений становится насущной необходимостью. Она позволит обеспечить учет индивидуальных особенностей учащихся, повысить интерес к обучению в школе.

Традиционная система оценки, несмотря на её богатую историю и кажущуюся эффективность имеет ряд проблем и не отвечает современным требованиям. Это определяется следующими факторами:

– контроль состояния обучения, нося нерегулярный, эпизодический характер, не вскрывает динамики изменений;

– контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс развития обучающихся;

– используются достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяет выяснить, какие конкретно и в какой мере, элементы содержания не усвоены;

– по существу не используются диагностические методики, позволяющие вскрыть причины тех или иных ошибок обучающихся, недочетов в работе педагога, выявить факторы, влияющие на успеваемость.

На современном этапе развития при оценке образовательных достижений, выделяются три основные задачи:

– получение информации о состоянии учебных достижений учащихся;

– выявление тенденций изменения состояния учебных достижений;

– выявление факторов, оказывающих влияние на уровень учебных достижений.

В силу специфики работы, учитель в основном будет проводить оценивание на уровне класса.

Здесь наиболее эффективной для организации обучения детей является система оценки, которая приближена к ученику, обеспечивает его постоянное взаимодействие с учителем, служит обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения. В международной практике такой подход носит название оценивание в классе — формирующее оценивание.

Главная цель оценивания в классе — помочь учителям и учащимся в совершенствовании процесса преподавания и учения, поддержать прогресс ученика.

Базовые вопросы, на которые даёт ответ данная программа оценки, следующие:

– Как учится ученик и как лучше его обучать?

– Каковы сильные стороны конкретного ученика и как их можно развить?

– В чём ученик испытывает трудности, и как они могут быть преодолены?

Используются разнообразные методы оценки — учебные задания, тесты, вопросы, наблюдения, собеседования с учителем, самооценка учащегося, оценка учащихся друг другом и иные способы [3].

В условиях компетентностного и системно-деятельностного подхода особая роль уделяется развитию у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые они смогут применять вне зависимости от изучаемого предмета, а также в социальной жизни вне школы. Поэтому оценка учебных достижений в школе должна ориентироваться не только на контроль знаний, но и на мониторинг сформированности УУД. Она должна включать:

– предметные знания и умения;

– применение предметных знаний и умений на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины);

– междисциплинарные умения (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст);

– умение работать с информацией, представленной в различном виде (таблицы, графики и др.);

– овладение информационными технологиями (умениями работать с информацией с помощью компьютера);

– умения сотрудничать и работать в группах;

– умения учиться и самосовершенствоваться;

– умения решать проблемы и пр.

Отсюда выводится важность критериального оценивания — возможность учёта максимума пробелов в образовании учащегося.

Способы использования результатов оценки учебных достижений учащихся представлены на рис. 1.

Рис. 1. Использования результатов оценки учебных достижений[1].

Концептуальные положения использования системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся выдвинуты Р. М. Чудинским и А. А. Володиным:

  1. Одним из базовых аспектов проектирования и реализации педагогической технологии, а также ее оптимизации, является формирование и применение педагогом системы средств оценивания результатов индивидуальных учебных достижений обучающихся.
  2. Проектирование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся является необходимым аспектом профессиональной деятельности педагога.
  3. Система оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся обязательным образом должна быть поставлена в соответствие с оценкой индивидуальных воспитательных и внеучебных достижений обучающихся, как взаимосвязанных и неделимых в образовательном процессе составляющих.
  4. Использование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся осуществляется на двух уровнях:

а) организация педагогом внешнего входного, промежуточного и итогового контроля и оценки учебной деятельности обучающихся;

б) организация и самоорганизация проведения самооценки и самоконтроля обучающимися своей учебной деятельности.

Эти уровни использования системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся соответствует личностно-деятельностному и компетентностному подходам.

  1. При использовании системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся необходимо в дополнение к традиционным средствам использовать современные средства оценивания процессуального, содержательного и результативного аспектов учебной деятельности, рациональное и эффективное использование которых позволит более глубоко и полно оценить результаты учебной деятельности обучающихся, личностное развитие каждого обучающегося, его компетентность в предметной области, осуществить дифференциацию и индивидуализацию учебной деятельности, реализовать индивидуальную образовательную траекторию.
  2. Применение системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся должно соответствовать процессу и содержанию учебной деятельности обучающихся.
  3. Использование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся должно включать в себя овладение и применение обучающимися самооценки и самоконтроля своей учебной деятельности.
  4. Система внутришкольного, муниципального и регионального мониторингов на основании стандарта в рамках системы добровольной сертификации услуг по оценке индивидуальных учебных достижений обучающихся должна обеспечивать стандартизированную и формализованную объективную оценку качества индивидуальных учебных достижений обучающихся [9].

Одним из важнейших факторов критериальной оценки учебных достижений, обеспечивающим в значительной мере её эффективность, является поддержка контакта со всем участниками образовательного процесса для оперативной корректировки образовательных траекторий, контроля и поддержки. Поэтому важно будет разработать систему информационного обеспечения учебного процесса. Достижение максимальной прозрачности позволит удовлетворить запросы все заинтересованных в результатах образования лиц.

Использование результатов учебных достижений учащихся школ имеет высокую вариативность — от рекламы образовательного учреждения, до контроля за усвоением учащимися образовательной программы.

Литература:

  1. Болотов В. А. Вальдман И. А. Условия использования результатов оценки учебных достижений школьников // Проблемы современного образования. — 2012. — № 4. — С. 41–51.
  2. Вальдман И. А. Особенности организации мониторинга учебных достижений в странах мира: национальная программа оценки NAPLAN Австралии // Проблемы современного образования. — 2013. — № 2. — С. 5–18.
  3. Вальдман И. А. Подходы к управлению качеством образования на основе использования процедур оценки образовательных достижений учащихся // Управление образованием: Теория и практика. — 2013. — № 4. — С. 53–66.
  4. Воробьёва Т. Г. Проблема регулятивных учебных действий // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1 (8). — С. 91–92.
  5. Галеева Н. Л. Ресурсы учебного успеха ученика // Справочник заместителя директора школы. — 2010. — № 4. — С.20–32.
  6. Галеева Н. Л. Спасская Н. П. Система мониторинга эффективности ОП на основе определения ЗБР каждого ученика // Завуч. — 1999. — № 1. — С.31–37.
  7. Гущина Т. Н. Роль образовательной среды в развитии субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей: опыт исследования // Вестник КГУ им. Некрасова. — 2010. — Т. 16. — С. 86–90.
  8. Орлова К. В. О контроле и оценке в истории отечественной школы и педагогики // Среднее профессиональное образование. — 2007. — № 11. — С. 77–79.
  9. Чудинский Р. М. Володин А. А. Региональная система индивидуальных учебных достижений обучающихся // Школа будущего. 2010. № 3. С. 35–46.
  10. Шихарьянц Е В. Оценка учебных достижений учащихся в системе общего образования // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. Ч. 1. Новосибирск, 2010. — С. 112–115.
  11. Шляхова Н. И. Инновационные системы оценки учебных достижений учащихся в мониторинге активности обучения // Актуальные проблемы современной науки. — 2014. — Вып. 3. — Т. 1. — С. 60–63.

[1] Схема составлена на основе статьи Болотов В. А. Вальдман И. А. Условия использования результатов оценки учебных достижений школьников // Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 41 – 51.

Основные термины (генерируются автоматически): учебное достижение обучающихся, учебная деятельность, использование системы оценки качества, умение, учебная деятельность обучающихся, достижение, критериальная оценка, оценка, система оценки качества, учебное достижение учащихся.
Задать вопрос