В современных условиях требования к начальной школе формулируют не столько накопление сведений, сколько способность ученика самостоятельно ставить учебные задачи, контролировать и оценивать собственную деятельность, сотрудничать и применять знания в новых ситуациях. Проблема оценки в этом случае возникает из несоответствия традиционной балльно-рейтинговой практики целям ФГОС НОО [4]: если стандарт ориентирован на личностные и метапредметные результаты, то инструменты, фиксирующие только факт усвоения отдельных знаний, дают искаженную картину развития ученика и не поддерживают формирующее обучение. Исторически сложившаяся система измерений удобна для учителя, но она плохо диагностирует навык саморегуляции, метакогнитивные умения и способность к самооценке, которые нынешняя школа должна развивать.
Причины диссонанса лежат в нескольких взаимосвязанных плоскостях. Методологически ещё не выработана единая практическая процедура перевода целей ФГОС в конкретные критерии оценивания для младших классов, педагогические кадры часто не имеют достаточного методического сопровождения и практики внедрения критериальной оценки, а нормативно-организационная среда поощряет быстрые и легко подсчитываемые результаты. Технологии оценивания, предложенные исследовательской литературой, остаются фрагментарными: есть обоснования и отдельные инструменты, но недостаточно системных шкал, рубрик и заданий, валидных для массовой школьной практики младшей ступени.
В начальной школе процессы становления личности ребенка тесно связаны с его учебной деятельностью, где главную роль играет именно учитель. Оценка, которую дает педагог, для ребенка становится значимым ориентиром, влияющим на его самоощущение и уверенность в своих силах. Для формирования у школьника адекватной самооценки немаловажно научить его не только видеть результат своей работы, но и соотносить его с понятными критериями, совместно обсудить ожидания и результаты [2, c. 56].
В рамках внедрения новых образовательных стандартов особое значение приобретает критериальное оценивание, когда успехи ребенка оцениваются не абстрактно, а через призму четко сформулированных критериев. Это создает понятную и прозрачную систему ориентиров, благодаря которой ребенок получает возможность объективно взглянуть на собственные достижения и зоны роста. Формирующее критериальное оценивание — тот инструмент, который позволяет оперативно реагировать на успехи и затруднения, обеспечивать своевременную обратную связь и поддерживать развитие саморефлексии. В результате педагог не только помогает ученику закрепить свои успехи, но и создает условия для осознанного саморазвития, поддерживает индивидуальный темп продвижения, исключает риск закрепления ошибок, а главное — способствует появлению у младшего школьника уверенности в своих возможностях и формированию устойчивой позитивной самооценки.
Критериальное оценивание выступает ключевым инструментом формирования объективной самооценки учащихся начальной школы, обеспечивая максимальную прозрачность образовательного процесса через четкое понимание требований к результату и этапов достижения учебных целей. В ходе взаимодействия с педагогами и родителями школьник осваивает навыки аргументации своих ответов и рефлексивного анализа допущенных ошибок, что существенно оптимизирует его учебную деятельность [5, c. 76].
Интеграция формирующего оценивания в образовательный процесс смещает акцент с конечного результата на динамику учебных достижений, позволяя своевременно выявлять и корректировать возникающие трудности. Дифференцированный подход к разработке критериев с учетом индивидуальных особенностей обучающихся не только стимулирует их познавательную активность, но и формирует благоприятный психологический климат, способствующий развитию академической уверенности. Систематическая педагогическая обратная связь трансформируется из механизма контроля в катализатор личностного роста учащихся. [1, c. 89].
Педагог, выстраивая систему критериального оценивания, формирует у ученика привычку самостоятельно сопоставлять свои достижения с эталоном и видеть направление дальнейшего развития. Таким образом, становится возможным внедрять этот подход практически на каждом уроке, если соблюдать системность и последовательность.
Формирующее оценивание выделяется тем, что предоставляет учителю разнообразие форм — от балльной шкалы до безоценочного подхода. Это не только расширяет возможности обратной связи, но и помогает гибко подойти к потребностям и возрастным особенностям детей. Постепенное выстраивание этапов — от первоначального планирования тем и учебных результатов до оценки по заранее определённым критериям — создает прочную основу для осознанного и последовательного продвижения учащихся. Отдельное значение приобретает обратная связь, которая становится не только инструментом оценки, но и механизмом рефлексии, позволяющим ученику увидеть динамику собственных успехов и определить направления для дальнейшего развития. Таким образом, формирующее оценивание обеспечивает постоянное сопровождение учебного процесса: оно помогает не просто зафиксировать моментальный результат, но и выстроить индивидуальный образовательный маршрут, ориентированный на личностный рост и повышение мотивации к обучению [4, c. 60].
Таким образом, современные образовательные реалии диктуют необходимость модернизации системы оценивания в начальной школе путем внедрения формирующего критериального подхода оценивания достижений учащихся. Данная методика, соответствует актуальным образовательным стандартам, обеспечивает комплексную оценку не только предметных результатов, но и сформированности универсальных учебных действий, способствуя развитию учебной мотивации и адекватной самооценки обучающихся. Разработка четких критериев оценивания в сочетании с систематической обратной связью создает условия для объективной самооценки достижений младших школьников, что закономерно ведет к преодолению учебных затруднений и формированию психологически здоровой личности, уверенной в собственных силах.
Литература:
- Воробьева, С. В. Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе: учебник для вузов/ С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 770 с.
- Молчанова, О. Н. Психология самооценки: учебное пособие для вузов/ О. Н. Воробьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 308 с.
- Пинская, М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе/ М. А. Пинская. — М.: Логос, 2022. — 345с.
- ФГОС: начальное общее образование/ — М.: Министерство просвещения Российской Федерации, 2020. — 41с.
- Фридман, Л. М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. — М.: ТЦ «Сфера», 2021. — 224 с.

