В настоящее время во многих странах мира решается проблема, связанная с повышением надежности и эффективности контроля качества образования. В этом процессе активно участвует и наше государство, в котором на современном этапе развития образования предъявляются все новые, более высокие требования к качеству обучения и образования в целом, как результат переосмысления сущности и содержания оценивания результатов образовательного процесса учебно-воспитательных учреждений разных уровней. В статье представлен один из результатов научного исследования, связанного с разработкой педагогических условий организации критериального оценивания учебных достижений младших школьников, который получен на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы. Анализ научных трудов отечественных и зарубежных ученых позволил выявить особенности суммативного и формативного оценивания младших школьников.
В настоящее время вопросам повышения качества образования уделяется особое внимание, как в мировом образовательном пространстве, так и в системе образования Республики Казахстан, поэтому исследование данной проблемы разрабатывалось в соответствие с основными положениями нормативных и концептуальных документов, среди которых: Закон Республики Казахстан «Об образовании», Закон Республики Казахстан «О статусе педагога», Профессиональный стандарт педагога и другие [1–3].
Анализ вышеперечисленных и других документов позволяет констатировать, что общие ориентиры развития образования определены в Национальном проекте «Качественное образование «Образованная нация», одной из целей которой является формирование интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире [4].
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» одной из главных задач образования определяется «развитие творческих, духовных возможностей личности, формирование прочных основ нравственности, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности» [1, с.3].
В Государственном общеобязательном стандарте начального образования РК указывается на необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию. Достижению данной цели способствует развитие функциональной грамотности, которая, в свою очередь, обеспечивает не только владение определенной суммой знаний, умений и навыков, но и развитие способности к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, нашему казахстанскому обществу необходим человек грамотный во всех отношениях, работающий на оптимальный результат, мотивированный на достижение социально-значимых целей.
Необходимо подчеркнуть, что разработкой научных вопросов, связанных и оцениванием деятельности по показателям и определенным критериям занимаются:
— казахстанские ученые Кемешова А. М., Кошанова З. А., Жунусова А.Т, Себепова А. Т.; К. З. Жаксылыкова, Н. К. Тайтанова, А. М. Камешова; Можаева, А. С. Шилибекова, Д. Б Зиеденовой; К. Е. Бешимбаева,Н. В. Котова, Д. С. Ильясова, Л. В. Журба, Г. Ш. Пазылова, Б. К. Рахымжанова и др. [5];
— педагоги ближнего зарубежья А. А. Буркутова, О. И. Дудкина, Л. Е. Журова, А. В. Захарова, А. А. Красноборова, Логинова О. В., Р. Х. Шакиров [6];
— исследователи дальнего зарубежья B. S. Bloom, Д.Кратволь, Б.Клинтон, Ф-П Лоррейн, Х. Крис, Э. К. Геффрой, П.Блэк, Д.Уильям, М.Томсон, И. С. Фишман, Г. Б. Голуб, Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Г.Уигнис, Дж.Тай, М. Томсон, К. Эшкрофт, Ф.-П. Лоррейн и другие [7].
Анализ научных трудов названных выше ученых и исследователей позволяет констатировать, что во многих странах остро стоит проблема, решение которой связано с повышением качества и результативности контроля в образовании. Изменения, проходящие в системе среднего образования в РК в условиях обновленного содержания образования, регламентирует перенос значимости с предметных ЗУНов, как основной цели обучения на развитие общеучебных умений, на формирование самостоятельных учебных действий, что в полной мере отражается на системе измерения учебных достижений обучающихся и оценивании их результатов. В связи с этим, исследуемая проблема, связанная с оценкой результативности учебной работы обучающихся младшей школы, требует оптимального решения, так как процесс оценивания — это главное средство измерения учебных достижений и диагностики проблем обучения, способствующие:
— определению эффективности и качества обучения, его соответствие мировым показателям;
— обсуждению кардинальных стратегий и тактик обучения;
— совершенствованию содержания обучения, а также методов оценки результатов обучения в тех случаях, когда они не в полной мере соответствуют современным приоритетам в области образования.
Следовательно, оценка учебной деятельности обучаемых — процесс, который включает сравнение соотношения действительных итогов обучения и заданного эталона, а отметка, в этом случае, является итогом этого процесса, определенного в количественном показателе.
В условиях обновленного начального образования в РК используется система оценивания учебных достижений обучающихся по определенным критериям, которая рассматривается как «действенная метатехнология», которая устроена таким образом, что может объединить в одну систему оценочно-контрольную деятельность субъектов учебного взаимодействия и направить ее на решение поставленных задач» [10].
Необходимо подчеркнуть, что в зависимости от того, как выстраивается такая система, направленная на контроль и оценку УВП и повышение качества обучения в целом, она, эта система, может способствовать решению задач, связанных с:
— поддержкой учащихся и стимулированием их деятельности;
— обеспечением обратной субъект-субъектной связи;
— включением обучающихся в индивидуальную оценочно-контрольную работу;
— успешным управлением дидактического процесса.
Особая значимость научных трудов, в области контрольно-оценочной работы обучающихся, безусловно, зависит от потребности государства в прочных, системных знаниях и качественном образовании, поэтому прямо пропорционально увеличивается спрос и необходимость в использовании наиболее системы оценивания учебных достижений школьников по определенным критериям и показателям, уже с самого первого класса.
Вместе с тем, важнейшей задачей остается не только целенаправленная и систематическая работа педагогов по оценке учебной деятельности обучающихся младшей школы, сколько необходимость ее грамотной организации и осуществления.
Критериальное оценивание — процессуально-действенная метатехнология, которая отличается от «нормативно-ориентированного контроля», при котором работа/люди оцениваются относительно того, насколько хорошо работа выполнена другими людьми [32].
Структура критериального оценивания включает суммативное и формативное оценивание.
При этом, суммативное оценивание — это оценивание, которое проводится по завершении определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования), а также разделов/сквозных тем учебных программ с выставлением баллов и оценок. И проводится для того, чтобы предоставить учителям и обучающимся информацию о прогрессе обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок [33].
Таким образом, суммативная работа — это работа обучающегося, предназначенная для определения уровня учебных достижений обучающегося по предмету за определенный период обучения.
Формативное оценивание — вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимся и позволяет своевременно корректировать учебный процесс.
Формативное оценивание — оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс обучения.
Формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Формативное оценивание проводится по определенным схемам и обеспечивает правильную направленность и эффективность процесса обучения, создает возможность для изучения учебных нужд учеников, обеспечивает прослеживание продвижения учеников в области обучения [34].
Формативное оценивание называют также оцениванием для обучения, которое представляет собой «процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня». Здесь рассматривается идея о том, что в целях улучшения результатов своего обучения необходимо реагировать на получаемую обратную связь, что, в свою очередь, должно обусловливать мотивацию и желание действовать. В связи с этим важной становится роль регулярной обратной связи, понятной для каждого ученика и его родителей.
Таким образом, формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между обучающимся и учителем без выставления баллов и оценок, и учащийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это дает возможность выявить проблемы в обучении, своевременно корректировать учебный процесс, и помочь в достижении наилучших результатов.
Литература:
- Закон РК об образовании // Казахстанская правда. — 2007. — 15 августа. — С. 18.
- Профессиональный стандарт педагога. Приложение к приказу Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей. — Республики Казахстан «Атамекен». — № 133 от 8 июня 2017 года.
- Закон Республики Казахстан «О статусе педагога». от 27 декабря 2019 года № 293-VІ ЗРК.
- Национальный проект «Качественное образование «Образованная нация». — Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726.
- Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы: Учебно-метод. пособие /АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» /Под ред. О. И. Можаевой, А. С. Шилибековой, Д. Б. Зиеденовой. — Астана, 2016. — 48 с.
- Красноборова А. А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. — Дис. … канд. пед. наук; спец. 13.00.01 / «Пермский государственный педагогический университет». — Пермь, 2010. —140 с.
- Bloom B. S. Taxonomy of educational objectives / B. S. Bloom, M. D. Englehart, E. J. Furst, W. H. Hill, & D. R. Krathwohl, Handbook I: Cognitive domain. — New York: David McKay Co Inc., 1956.