Культурно-образовательная политика интернированных воинов Армии УНР в лагере Александров Куявский | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 15.04.2014

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Куцый, А. Ф. Культурно-образовательная политика интернированных воинов Армии УНР в лагере Александров Куявский / А. Ф. Куцый. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 395-399. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10042/ (дата обращения: 19.12.2024).

В данной статье показана жизнь и деятельность интернированных воинов Армии УНР на территории Польши в 1920–1921гг. В частности проанализированы организацию и проведение различных форм культурно-образовательной деятельности стрелков IV и VI стрелковых дивизий в лагере Александров Куявский

Ключевые слова:культурно-образовательная деятельность, интернирован, VI Cтрилецька дивизия, лагерь Александров Куявский.

This article shows the life and work of the soldiers of the UNR Army interned in Poland in 1920 -1921. In particular, the organization and analysis of various forms of cultural activities shooters IV and VI infantry divisions in the camp Aleksandrov Kujawskу.

Keywords:Cultural and educational activities, interned, VI Ctriletska Division, Camp Aleksandrov Kujawskу.

Анализируя современное состояние украинской исторической науки, в отношении определенных достижений исследования темы украинской демократической революции 1917–1921гг остается немало противоречивых событий, которые учеными не рассматривались.

Среди них немало «белых пятен» истории послевоенной эмиграции, в частности интернированной в Польше Армии Украинской Народной Республики. Почти четыре года украинский народ вел упорную борьбу за независимость УНР. Из-за неблагоприятной внутренней и внешнеполитической ситуации в условиях враждебных фронтов, украинская армия не могла противостоять в битвах более сильным врагам, прежде с большевицкой Россией.

Геополитическая ситуация, в которой оказались УНР и ее Вооруженные Силы осенью 1920, привела к тому, что в результате предварительных договоренностей между Польшей и большевицкой Россией в Риге украинское войско остались один на один против Красной Армии. Армия УНР генерала Емеляновича -Павленко (11 тыс. пехоты, 2,5 тыс. конников) на широком фронте от Могилева-Подольского в Литин противостояла 14-й советской армии И. Уборевича в составе 25 тыс. штыков и 5 тыс. сабель, которая регулярно пополнялась силами из Крыма [1. c.158–160 с.100 -111].

После напряженных двухнедельных боев, украинская армия вынуждена была 21 ноября 1920г. покинуть родные земли и отступить за р. Збруч, где была, согласно международным нормам и предварительными соглашениями Петлюры и Ю. Пилсудского от 21 апреля 1920 г., интернирована в специальных лагерях [2, c.215 -216].

В определенной степени представляется ценным опыт культурно — образовательной работы в тех условиях интернированных воинов, которая должна была обеспечить дальнейшее существование национальных вооруженных сил в реализации ими намеченной Главным атаманом Петлюрой военной доктрины. Этот опыт можно использовать в соответствующей работе в современных Вооруженных силах Украины.

«Весь опыт военной деятельности Правительства УНР на чужбине в деле сохранения и реорганизации интернированного Украинской Армии, — отмечает украинский исследователь И. Срибняк — внедрение профессионально-специального учения, налаживание культурно-образовательной работы среди войск должен быть тщательно изучен и служить практике современного военного строительства в Украине» [3, с.113]. Исследователи современной Украины не оставили без внимания историю воинов Армии УНР периода интернирования в лагерях Польши. Значительное внимание в исследовании этой проблемы уделялось и освещена в трудах таких специалистов как И. Срибняка, В. Голубка, С. Литвина, Н. Павлюка, А. Колянчука, В. Трощинського, Б. Гудя, Н. Литвина. Вешки А. и других. Однако недостаточно изученной остается проблема подготовки и проведения культурно-образовательной деятельности интернированных воинов Армии УНР в лагерях Польши.

Актуальность исследованной темы, а также ее недостаточное освещение в исторической литературе обусловили попытку автора статьи комплексно проанализировать украинскую историографию, архивные источники, которые связаны с темой культурно-просветительной работы интернированных воинов Армии УНР в лагере Александров Куявский. Следует отметить, что, по подсчетам исследователя О. Колянчука Армия УНР, которая была интернирована в польские лагеря, имела около 35 тыс. казаков, 4 тыс. старшин и 100 генералов. [4. С. 306]. За короткое время было определено правовое положение Армии УНР в Польше, где мерами Председателя Директории и Главного Атамана войск УНР Петлюры и начальника Украинской военно — ликвидационной комиссии генерала В. Зелинского (в согласии с польскими правительственными кругами). Армия УНР в течение первых месяцев интернирования была сосредоточена в шести лагерях Польши: Калиш, Александров Куявский, Ланцут, Вадовице, Петрокив и Пикулычи [6, оп.2, спр.1071, арк.302]. Главный атаман Симон Петлюра напомнил военному министру после перехода польского кордону 23 ноября 1920 "...ни одной части, подчиненной Военному Министерству, не распускать. Они должны расположиться на общих условиях интернирования в целях организации подготовительной работы для возвращения на Украину " [5. оп.2, д. 32, л. 69].

Разместившись в лагерях на территории Польши, дивизии и полки Армии УНР с первых дней интернирования развернули широкомасштабную воспитательную и национально — патриотическую работу.

Итак, усилиями командного состава, армейского и дивизионного культурно — образовательных отделов при штабах, высокообразованных генералов и старшин в лагерях началась интенсивная профессиональная, культурно — образовательная и религиозно -воспитательная работа, подчиненная новой военно-политической доктрине. Основой ее концепции было сохранение боеспособной армии для будущей борьбы за освобождение Украины.

Не претендуя на полное освещение данной проблемы, остановимся только на анализе культурно — образовательной деятельности воинов в лагере Александров Куявский, что и является нашей целью исследования.

На середину декабря 1920 в лагере Александрова Куявского находилось 900 офицеров, 2504 казаки, 95 женщин и 29 детей с шестой Стрелковой дивизии генерала Безручко, в январе 1921г. в нем оказались также отделы четвёртое Киевской дивизии генерала Ю. Тютюника и некоторые формации 3- й Железной дивизии генерала А. Удовиченко [7. с.62]. По архивным источникам в Александрове Куявском по состоянию на 12 декабря 1920г. находилось 726 старшин, 146 чиновников, 2465 казаков, 96 женщин, 16 детей. [8, оп.1 спр.12, л. 31–32]. Сюда 2 декабря 1920г. прибыл полковник 16 бригады 6-ой Стрелковой дивизии Р. Сушко, который вместе с женой Кристиной из рода Скачкивських и частью стрелков был отправлен железнодорожным эшелонным транспортом УНР из с. Бирки.

Однако состав лагеря с конца 1920- 1921гг. довольно резко уменьшился, это было связано с организацией и проведением Второго зимнего похода, где приняла участие большая часть воинов 6-ой Стрелковой дивизии. Так, если по подсчетам польского исследователя З. Карпуся по состоянию на 22 декабря 1920г. в лагере находилось 3487 воинов, то уже на 12 октября 1921г. — осталось 183 казака. [9, С.115].

«Лагерь находился на окраине Александрова и состоит из нескольких десятков обложенных толем деревянных бараков. Вокруг лагеря плетень из колючей проволоки, а перед проволокой Польская Варта и стоит Украинская Военная Милиция. Во внутренней жизни украинцев оставлена автономия. Все люди живут в бараках, казаки, старшины, женщины и дети, отдельно. Комендантом лагеря назначено Начальника группы интернированных войск УНР генерал-хорунжего М. Безручко и Польского коменданта — майора Альфреда Йогеля. Условия жизни были тяжелыми, потому что помещение не были приспособлены к зиме и такого количества жителей. Ангары имели тонкие деревянные стены, окна были без стекол, в середине бараков не было нар (кроватей). 3300 человек содержатся по баракам, рассчитанных на 2 тыс. человек» [10, оп.1, спр.1, л.14]. Особые трудности были по поставке хлеба и мяса, поэтому кормили интернированных преимущественно картофелем и другими некалорийными овощами. Из-за ограничения снабжения украинского воинства продуктами питания, углем для отопления бараков, отсутствия достаточного количества одежды и обуви — условия пребывания интернированных были очень сложными [11 оп.1, спр.12, арк.31 -32]. Бывали случаи оскорбительного обращения с интернированными отдельных представителей польской администрации лагерей. [12 оп.2, спр.824, арк.240; оп.4, спр.28, арк.160]. Это привело к распространению дезертирства из рядов армии, в том числе за первые два месяца интернирования численность армии уменьшилась почти до половины [13. С.70] Независимо от тяжелых жилищных условий, а может, именно поэтому, в лагере Александров Куявский забурлила культурно — образовательная деятельность в различных формах. Для проведения такой работы был создан Культурно-образовательную управу Генерального штаба. Она имела своими приоритетными направлениями деятельности национально-общественное, культурно-эстетическое, нравственное и физическое воспитание украинского войска. Культурно-образовательная управа имела на своем попечении: школы и курсы и певческий, драматический, спортивный, малярный кружки, причем в своем внутреннем жизни кружки эти были вполне автономны и руководствовались своими президиумами [14, с. 2–4]. «Существует барак помещения культурно-просветительских организаций. С культурно-образовательных организаций имеется центральный кооператив, существующий с 6 декабря 1920 г. При кооперативе организовано дешевую чайную, сапожную мастерскую, курсы бухгалтерской кооперации» [15, оп.1, спр.1, л 14зв.].

Лагерь в Александру Куявском отличался от других лагерей в Польше тем, что он не был резко изолирован от города. В этом лагере для всесторонней общего образования интернированного украинского воинства изначально производилась курсовая и школьная деятельность, была в центре внимания культурно-образовательного отдела 6-ой Стрелковой дивизии. Особенное внимание делалось на полную ликвидацию неграмотности среди казаков, в реализации которой значительную помощь оказала YMCA*[1]. В лагере в начале 1921 г. насчитывалось 947 неграмотных и мало письменных казаков. По данным И. Срибняка «…между интернированными в лагере было 679 неграмотных и 632 малограмотных, с низшим образованием — 1303, со средней -657, высшее образование было у воинов только двух лагерей Александров -18 чел. и Калиш — 14чол». [16 с. 15–82].

Для выполнения этой задачи было основано четыре школы, которые действовали с конца февраля по май 1921г. (В них обучалось около 150 казаков). Затем обучение было продолжено в всеобщей дивизионной школе, созданной по типу Единой школы. Здесь обучение продолжало 73 чел., которые были сведены в отдельную команду. В лагерных школах по обучению грамоты работало 9 учителей. За два месяца неграмотность в лагере была ликвидирована. Лагерные курсы были систематических и несистематические, в частности для старшин — курсы иностранных языков (английского, французского и немецкого), земледелия. Большое значение для укрепления морального духа войск имела деятельность курсов украиноведения, которые были созданы во всех отдельных частях дивизий (в том числе в шестой дивизии курсы охватывали 335 человек). С декабря 1920 начались курсы казаков в истории Украины, географии Украины, украинского языка и литературы, основы экономических знаний, а затем курсы инструкторские и украиноведения. На курсах работало 6 учителей и было всего прочитано 80 лекций [17 оп.2, спр.308, арк.3 -19].

В 1921 г. в Александрове организовалась община старшин, которая ставила своей задачей между прочим и основания кружков, издание собственного печатного органа, основания музея и сборка исторических материалов. «Раньше всех кружков в лагере основана певческий кружок шестой дивизии. Мерами Певческого кружка был основан дивизионный хор, пел у церкви, театре, а также и вне стана. Данным кружком было устроено более 10 концертов за пределами лагеря и около 15 концертов в лагере. Также певческий кружок издал «сборник украинских песен» из репертуара этого дивизионного хора. Книга содержала до 30 песен с нотами.

В Александровском лагере был и театр. В нем могло поместиться только до 400 зрителей, потому табориты ходили по очереди. Спектакли проходили обычно дважды в неделю. Устраивало их бесплатно лагерное Драматическое общество им. М. Садовского, которое состояло из любителей шестой и четвертой дивизий. Это общество работало очень активно, оно приобрело собственные декорации и исторические костюмы, организовало драматические курсы. Вне стана и в лагере общество провело 50 спектаклей [18, с. 33–51]. При Драматическом обществе существовала струнная оркестра составлена ​​из старшин и казаков двух дивизий, имели музыкальные инструменты (балалайки и мандолины) приобретенные средствами общества [19, с.4]. В Александрове Куявском был лагерный кинематограф, сеансы которого происходили ежедневно. Также было основано и библиотеку (совместно с 4 дивизией) общий фонд которой насчитывал 1510 различных книг. С января 1921г. обосновался в лагере спортивный кружок, в программу которого входила сокольская гимнастика и спортивные игры. Кружок устраивал проведения футбольных матчей с польскими спортивными обществами. Совместно со спортивным кружком четвёртом дивизии был создан спортивное общество «Сечь». [20, 36; 70]

В лагере происходили коллективные чтения и вечеринки, а также проводилась издательская и художественная деятельность. Почти перед выездом из лагеря Александрова в декабре 1921г. старшины и стрелки 6 дивизии основали малярный кружок, который работал хотя мало, но продуктивно. Сюжеты для картин брались в большинстве случаев с исторической и бытовой украинской жизни. Мастерской занималась YMCA, которой было передано композиции кружка, которые впоследствии были отправлены в Варшаву [21, с.2 -3]. Следует отметить, что особый размах в 6 -й дивизии достигла издательское дело — из-за того, что дивизия имела свою типографию. Наиболее популярным среди периодики был журнал «Новая жизнь», первый номер которого выпустили 15 января 1921г. Руководила издательством журнала (газетой) редколлегия с ответственным редактором Гладким, впоследствии Костюченко и Битинский. Сначала журнал имел непериодический характер, изготавливался путем размножения на машинке очень ограниченным тиражом (30 экземпляров) и распространялся только в лагере. Со времени печати журнала в типографии, он становится более качественным и в конце 1921г. печатался уже тиражом в 200 экземпляров и распространялся в 17 городах Польши и за рубежом. С декабря 1920 по апрель 1921гг. регулярно выходил иллюстративный журнал «Зарница» под редакцией поручика Липовецкого. За это время появилось 7 номеров журнала, каждое тиражом в 40 экземпляров. С мая 1921г. 6 -я стрелковая дивизия выдавала непериодический журнал (только три числа) общины старшин «Украинский Стрелец». В этом же лагере выходила ряд юмористических часописей: «Луч», «Кипяток», «Характернык», «Комарь», «Гримаса» и другие. При содействии культурно-образовательной управы Стрелецкой дивизии и Старшинской общины выдавали учебники: «Наша Родина — Украина» и «Сравнительная грамматика украинского языка». Дивизионниками осуществлялся перевод с иностранных языков профессиональной литературы, собирался материал по истории украинской армии. Стрелецкая Рада решила собирать материалы по истории боевого пути Корпуса сечевых стрельцов. Р. Сушко, совместно с Ю. Отмарштайном начали работать над историей шестой Стрелковой дивизии и вообще собирали материалы, касающиеся истории сечевых стрельцов. Такие материалы были действительно собраны, о чем свидетельствовал В. Кучабский, который в предисловии к своей знаменитой работе «Сечевые Стрельцы. Военно-исторический очерк», причислил Романа Сушко тем, «каким за то принадлежит отдельное спасибо». [22, с.84].

Особого внимания заслуживает деятельность лагерного священника шестой Стрелковой дивизии о. Петра Билона, благодаря которому устроено лагерную церковь с интересным иконостасом, основано сначала Дивизионное, а затем лагерное Братство Св. ​​Покровы. Для церкви Св. Покровы Кристина Сушко вышила в украинском на родному стиле священнический фелон. Его членами стали более 200 человек с почетным членом генералом М. Безручко. Члены Братства занимались пропагандой христианских основ жизни, переводами религиозной литературы с русского языка на украинский. Чтобы улучшить свое тяжелое материальне положение, Братство занялось изготовления крестиков и священнических крестов и продажей церковных книг и т. п.; учредило оно и свою библиотеку. В июле 1921г. Братство начало дирижерские курсы, которые посещали 42 слушатели. Эти курсы были сокращены и продолжались 3 месяца. Мало Братство уход и за детьми в лагере. В сентябре 1921 года Братство начало выдавать «Религиозно -научный вестник», ставший первым украинским православным журналом. Об этом он написал впоследствии воспоминания «Производная церковь в стрелковой дивизии, Братство св. Покрова». [23, С.1].

Осенью 1921 года по инициативе Совета старшин 6-ой Стрелковой дивизии упорядочено местное Украинское военное кладбище с почти пятиметровой высоты курганом, на котором установлен черный Запорожский крест с выгравированным трезубцем и надписью Борцам за свободу Украины на украинском, польском и латинском языках. Освященные этого памятника-могилы произошло 18 сентября 1921г. Стоит отметить, что украинцы навели порядок не только на могилах своих товарищей, а также и могилы русских, пометили на их крестах эмблемой идею, за которую они боролись (двуглавый орел — у добровольцев, пятиконечная звезда — у большевиков). В декабре 1921г. таборитов с Александрова Куявского перевели в Щипйорна (в 3–4 км от Калиша), где продолжалась начата в Александрове Куявском культурная работа. Это дало возможности сохранять моральный и военный дух воина для дальнейшей борьбы за украинскую государственность.

Учитывая причины наших неудач и поражение и потерю государственности общепринятой тезисом выступает утверждение о низком уровне национального сознания народных масс. Поэтому перед военным политическим руководством встал вопрос осознания недопущения пробелов в культурно-просветительной работе среди интернированных украинских воинов. Особенно активно она проводилась в лагере Александров Куявский. В будущем это способствовало продлению национально-освободительной борьбы в новых условиях, другими средствами и методами.

Литература:

1.      Karpus Z., Jency i internowani rosyjscy i ukrainscy na terenie Polski w latach 1918–1924, Torun 1997. — s.115.

2.      Верига В. Освободительная борьба в Украине 1914–1923 гг В 2 — х томах. — Т.2. — Львов, 1998. — С.215 -216.

3.      Кисель С. Украинское военно-историческое общество (1920–1939 гг). — / / Украинский исторический журнал. — 2001. — № 2. — Киев. — С. 100–111

4.      Колянчук А. Воины армии Украинской народной республики, интернированы в Польше (1920–1924) / / Рolska i Ukraina. Sojusz 1920 roku и jego nastepstwa. — Torun, 1997. — S.306.

5.      Колянчук А. Украинская военная эмиграция в Польше (1920–1939). — Львов: Институт украиноведения им.. И.Крипякевича НАНУ, 2000. — С.62.

6.      Колянчук А. Украинская военная эмиграция в Польше (1920–1939). — Львов: Институт украиноведения им. И.Крипякевича НАНУ, 2000. — С.70. Краеугольный С. Украинская эмиграция: Культурная работа украинской эмиграции между двумя мировыми войнами. -. Прага, 1942. Част.1. — 372 с.

7.      Краеугольный С. Украинская эмиграция. (Культурная работа украинской эмиграции между двумя мировыми войнами). — Прага, 1942. — Ч.1. — С.33 -51.

8.      Кристина Овад. Полковник Роман Сушко (1894–1944). — Торонто, -2006. — С. 84

9.      Мазепа И. Украина в огне и буре революции (1917–1921гг.). — В 3 -х т. — Т.3. — Прага, 1943. — С.70.

10.  Новая жизнь, — Александров. — Ч.97–1921.-С. 2.

11.  Новая Жизнь. — Александров. — Ч.97–1921. — С.3 -4.

12.  Петлюра С. Письмо к Председателю Совета Народных Министров УНР от 7. ХІІ.1920. — Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (далее — ЦДАВОВ Украина). Ф. 1429, оп.2, д. 32, л. 69.

13.  Религиозно-научный вестник. — 1921. — Ч.1. — С.1

14.  Срибняк И Обезоруженная, но непобедимая. Интернирована Армия УНР в лагерях Польши и Румынии (1921–1924 гг), Киев- Филадельфия 1997, С. 15–82.

15.  Срибняк И. Обезоруженная, но непобедимая. Интернирована Армия УНР в лагерях Польши и Румынии (1921–1924 гг), Киев- Филадельфия 1997, — С.113.

16.  Удовиченко А. Украина в войне за государственность. История организации и боевых действий Украинской Вооруженных Сил 1917–1921. — Виннипег, 1954. — С. 136–137.

17.  Украинская трибуна № 16 -24.05 . 1921 . - С . 4 .

18.  ЦДАВОВ Украины Ф. 3204.оп.1 спр.12, л.. 31–32.

19.  ЦДАВОВ Украины Ф. 3204.оп.1 спр.12, л.. 31–32.

20.  ЦДАВОВ Украины Ф.1075 12 оп.2, спр.824, л.. 240; оп.4, спр.28, л.. 160.

21.  ЦДАВОВ Украины Ф.3526, оп.1, спр.1, л 14.

22.  ЦДАВОВ Украины. — Ф.1075, оп.2, спр.1071, л.. 302.

23.  ЦДАВОВ Украины . - Ф.1078 , оп.2 , спр.308 , л . 3 -19 .

24.  ЦДАВОВ Украины. — Ф.3526, оп.1, спр.1, л 14зв.



[1] YMCA — Young Men's Cristian Association — Молодежный христианский союз

Основные термины (генерируются автоматически): лагерь, лагерь Александров, Александров, украинский, YMCA, дивизия, стрелковая дивизия, украинская армия, интернированный воин Армии УНР, культурно-образовательная управа.


Ключевые слова

культурно-образовательная деятельность, интернирован, VI Cтрилецька дивизия, лагерь Александров Куявский

Похожие статьи

Опыт организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Статья посвящена опыту организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В целях реализации Концепции военно-патриотического воспитания в войсках национальной гвард...

Психолого-педагогические аспекты военно-морской профессиональной ориентации нахимовцев

В статье автор рассматривает значимые методы и формы, которые применяются в работе по военно-морской профессиональной ориентации нахимовцев. Автор рассматривает данный процесс как обязательный во внеклассной деятельности.

Деятельность военизированной охраны Карлага НКВД в годы Великой Отечественной войны

В статье делается попытка, опираясь на имеющиеся архивные материалы, проанализировать деятельность личного состава военизированной охраны Карлага НКВД в условиях военного времени. Рассматривается политико-воспитательная работа, проводимая партийными ...

Украинские националистические формирования и военные коллаборационисты в Великой Отечественной войне: проблема массовости и добровольности

В статье автор пытается определить массовость и характер взаимодействия украинских националистов и отдельных военных коллаборационистов с германскими военными властями в годы Великой Отечественной войны.

Особенности исполнения и отбывания наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих

В данной статье рассмотрены условия, в которых отбывает наказание осужденный военнослужащий, который приговорен к аресту, помимо этого выделены характерные черты режима в таких частях.

Повседневная жизнь летчиков воинской части «Нормандия — Неман» во время пребывания на территории Калужской области

В работе рассматривается образование эскадрильи «Нормандия»; боевой путь лётчиков, их быт и свободное времяпрепровождение на территории Калужской области во время Великой Отечественной войны.

Организация деятельности совета обучающихся в Суворовском военном училище как фактор социализации суворовцев

В статье раскрывается структура и организация совета обучающихся училища, возможности социализации суворовцев, формирование сознательного и ответственно отношения к своим правам и обязанностям.

Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.

Формирование спецшколы партизанского движения Сталинградского фронта

В статье представлен процесс создания спецшколы партизанского движения Сталинградского фронта, положительные и отрицательные моменты развития спецшколы.

Типы личностных акцентуаций лиц допризывного возраста с негативным отношением к службе в армии

В статье авторы исследуют современные взгляды подростков на службу в армии, рассматривают понятие личности и личностной акцентуации, предоставляют статистические данные о преобладании типов акцентуаций личности у подростков с негативным отношением к ...

Похожие статьи

Опыт организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Статья посвящена опыту организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В целях реализации Концепции военно-патриотического воспитания в войсках национальной гвард...

Психолого-педагогические аспекты военно-морской профессиональной ориентации нахимовцев

В статье автор рассматривает значимые методы и формы, которые применяются в работе по военно-морской профессиональной ориентации нахимовцев. Автор рассматривает данный процесс как обязательный во внеклассной деятельности.

Деятельность военизированной охраны Карлага НКВД в годы Великой Отечественной войны

В статье делается попытка, опираясь на имеющиеся архивные материалы, проанализировать деятельность личного состава военизированной охраны Карлага НКВД в условиях военного времени. Рассматривается политико-воспитательная работа, проводимая партийными ...

Украинские националистические формирования и военные коллаборационисты в Великой Отечественной войне: проблема массовости и добровольности

В статье автор пытается определить массовость и характер взаимодействия украинских националистов и отдельных военных коллаборационистов с германскими военными властями в годы Великой Отечественной войны.

Особенности исполнения и отбывания наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих

В данной статье рассмотрены условия, в которых отбывает наказание осужденный военнослужащий, который приговорен к аресту, помимо этого выделены характерные черты режима в таких частях.

Повседневная жизнь летчиков воинской части «Нормандия — Неман» во время пребывания на территории Калужской области

В работе рассматривается образование эскадрильи «Нормандия»; боевой путь лётчиков, их быт и свободное времяпрепровождение на территории Калужской области во время Великой Отечественной войны.

Организация деятельности совета обучающихся в Суворовском военном училище как фактор социализации суворовцев

В статье раскрывается структура и организация совета обучающихся училища, возможности социализации суворовцев, формирование сознательного и ответственно отношения к своим правам и обязанностям.

Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.

Формирование спецшколы партизанского движения Сталинградского фронта

В статье представлен процесс создания спецшколы партизанского движения Сталинградского фронта, положительные и отрицательные моменты развития спецшколы.

Типы личностных акцентуаций лиц допризывного возраста с негативным отношением к службе в армии

В статье авторы исследуют современные взгляды подростков на службу в армии, рассматривают понятие личности и личностной акцентуации, предоставляют статистические данные о преобладании типов акцентуаций личности у подростков с негативным отношением к ...

Задать вопрос