Формирование спецшколы партизанского движения Сталинградского фронта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 18.11.2016

Статья просмотрена: 256 раз

Библиографическое описание:

Селезнев, Д. А. Формирование спецшколы партизанского движения Сталинградского фронта / Д. А. Селезнев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 395-398. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35405/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье представлен процесс создания спецшколы партизанского движения Сталинградского фронта, положительные и отрицательные моменты развития спецшколы.

Ключевые слова: опергруппа, партизан, курсант, диверсия, Военный Совет, Сталинград

Народный комиссар обороны СССР Сталин своим приказом ставил чрезвычайно большие и ответственные задачи развития партизанского движения в тылу врага. Новые формы борьбы партизанских отрядов, полков и бригад, подъем всех масс населения временно оккупированных областей противником требовали тщательного подбора и квалифицированной подготовки партизанских кадров [1, с.7]. В интересах наиболее эффективного выполнения задач поставленных перед партизанским движением приказом Сталина центральный штаб партизанского движения организовал специальные школы по подготовке квалифицированных кадров для работы в тылу врага.

Формирование школы подготовки партизанских кадров возлагалось на представителя центрального штаба партизанского движения на Сталинградском фронте генерал-майора Тимофея Петровича Круглякова, укомплектование постоянным составом школы подготовки партизанских кадров и подвижного радиоузла производилось: начальником гарнизона во втором эшелоне штаба расположенный в Средней Ахтубе — подполковником Геевским Прокофием Вячеславовичем, начальником учебного пункта при штабе партизанского движения старшим лейтенантом Карпович Григорием Борисовичем, на которого возлагалась организация планомерной учебы, руководства и контроль в отдельном взводе, на начальника 5 отделения штаба — майора интендантской службы Томашевича Вячеслава Карловича возлагалось руководство, контроль и обеспечение всеми видами довольствия личного состава учебного пункта и радиоузла, на начальника АХО техник-интенданта 2 ранга Кучинского Степана Федоровича возлагалось в учебном пункте организация и руководство довольствием личного состава второго эшелона штаба.

Формирование партизанской спецшколы планировалось закончить к 5 ноября 1942 года.

Генерал-майор Кругляков просил содействия со стороны секретаря Сталинградского областного комитета ВКП (б) Чуянова об отдаче указаний Военному отделу обкома и райкомам ВКП (б) произвести отбор слушателей из состава проживающих на территории Сталинградской области.

Отбор людей для направления в школу производился с учетом следующих требований:

  1. Члены и кандидаты ВКП (б) (обязательно);
  2. Образование не ниже 7 классов;
  3. Физически здоровые (хороший слух и зрение);
  4. Политически развиты;
  5. Морально устойчивые [2, с.1].

На каждого кандидата направленного в спецшколу военный отдел обкома и райкома предоставлял генерал-майору Круглякову:

  1. Подробную партийную характеристику;
  2. Служебный отзыв прямых начальников; 3.Заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья.

В созданную школу Штабом по руководству партизанскими отрядами при Сталинградском фронте областным комитетом ВКП (б) было направлено для учебы 273 человека коммунистов и комсомольцев, из которых окончили учебу и действовали в тылу по заданию штаба 68 человек [4, с.90]. Со стороны областного комитета ВКП (б) была оказана большая помощь штабу по руководству партизанскими отрядами при Сталинградском фронте генерал-майору Круглякову, как путем отбора из числа коммунистов, комсомольцев, и беспартийных для обучения их в специальной партизанской школе, так и продовольствием и вещевым имуществом. Из 273 человек зачисленных в спецшколу: мужчин — 177, женщин — 95. По партийности: членов и кандидатов ВКП (б) — 142. ВЛКСМ — 88. Беспартийных — 42. По национальности: русских — 192; украинцев — 66; белоруссов — 3; евреев — 3; татар — 2; мордвин — 1; цыган — 1; казах — 1 [2, с.2].

Среди незачисленных в школу: 99 коммунистов, 52 комсомольца и 22 беспартийных [2, с. 2]

Хорошо проводили отбор кандидатов в школу: Иловлинский, Нижне-Добринский, Палассовский, Пролейский и другие районы.

  1. Владимировский район прислал на комиссию 68 человек, из которых зачислено в школу только 29 [Там же]. Остальные не зачислены.
  2. Камышинский район прислал 35 человек, а зачислено в школу всего только 12 человек [Там же]. Многие, из проходивших комиссию, заявляли, что они больны.

Личной проверкой генерала — майора Круглякова несения караульной и внутренней службы, службы воздушного наблюдения и оповещения, а также общего состояния дисциплины, в тыловой группе штаба, находящейся в Средней Ахтубе нашел, что несение караульной и внутренней службы лицами суточного наряда поставлено плохо. Например дежурный по учебному пункту боец Джалилова, вместо того, чтобы быть в постоянной боеготовности, разделась и сняла оружие, обязанности дежурной не знала [3, с.40]. Дежурный по кухне боец Майорка, обязанности свои не знала, и даже не могла сделать доклад старшему начальнику. Наружные патрули службу несли низко, не зная точно района патрулирования. Жилые и служебные помещения содержались грязно, места общего пользования запущенны. Учебные занятия проводились недостаточно организовано. Имели место случаи опоздания на занятия и срывы занятия. Внешний вид курсантов расхлябанный, что свидетельствовало о плохой отработке программы одиночного обучения бойца. Среди курсантов имелись случаи проявления бытовой и иной распущенности. Все это свидетельствовало об исключительно низкой воинской дисциплины, грубое нарушение требований уставов, и низкой требовательности к подчиненным, со стороны начальника учебного пункта старшего лейтенанта Карпович и его помощника [3, с.41].

Назначенный Кругляковым старшим начальником подполковник Геевский, указания его о наведении должной дисциплины и порядка на узле связи и учебном пункте не выполнял, отсутствовала высокая требовательность а остальные начальники отделений подполковник Михайлов и майор Тамашевич не помогли Геевскому в устранении грубых нарушений уставов и дисциплины и примирились с существующими недостатками. Отмечал Кругляков ряд непорядков, такие как, отсутствие контроля за сбережением имущества и слабую требовательность к подчиненным в отделении, где начальником был майор Тамашевич. Благодаря слабому контролю имущества, имел место случай хищения из склада (трех фонарей) красноармейцем Филимоновым, автотранспорт в отделении, вследствие небрежной эксплуатации и преступного ухода со стороны водительского состава был выведен из строя, чем было поставлено под угрозу срыва плановое снабжение подразделений и штаба всеми видами довольствия [Там же, с.41]. За все это подполковник Геевский получил выговор и был освобожден от исполнения обязанностей Старшего Начальника по Тыловой Группе, вместо него был назначен подполковник Михайлов. За низкую дисциплину и нарушение уставных требований в Учебном пункте старший лейтенант Карпович получил выговор. За слабый учет и контроль имущества, за недостаточную требовательность и контроль за эксплуатацией и сбережением автотранспорта майору Тамашевич был объявлен выговор.

В период с 20 по 22 декабря 1942 года, был произведен выпускной экзамен курсантов учебного пункта, экзамен прошли 21 человек [3, с.42]. В ходе экзамена, комиссия установила, что общим недостатком подготовки являлось:

  1. Строевая подготовка одиночного бойца отработана недостаточно.
  2. Совершенно не был пройден раздел практического изучения трофейного оружия и подрывных средств.
  3. Малая физическая натренированность и выносливость к преодолении различных препятствий в условиях прохождения прифронтовой полосы [3, с.43].

За это время из курсантского состава прибывших из Московской спецшколы были отмечены случаи: явных фактов нарушения советско-воинской дисциплины, выражающихся в отдельных случаях, с прямыми фактами невыполнения приказания, хищения и элементы морально-бытового разложения со стороны курсантов и курсанток. Особой недисциплинированностью отличалась группа возглавляемая Чумаковым, в состав которой входили нарушители: Сосницкий, Дукалов, Смирнов и Зайцева [Там же, с.43]. Эти курсанты своим поведением морально воздействовали на остальной личный состав курсантов спецшколы, а также курсантов учебного пункта, тем самым позорили себя и как воина красной армии. Сам лично Чумаков был задержан комендантским надзором в Средней Ахтубе, но, несмотря на это, все же продолжал еще творить ряд безобразий, выразившейся в систематической стрельбе из личного оружия, ППШ и боевых гранат [Там же]. Самовольно уходил со стрельбищ. Эта же группа была замечена в хищении и разбазаривания военного имущества и продовольствия — тем самым нарушали приказ Народного Комиссара обороны № 0169. Курсант Смирнов не выполнил четырехкратное приказание старшины учебного пункта Букреева, со стороны девушек курсанток привело место в бытовой распущенности [3, с.49].

Генерал-майором Кругляковым были предприняты меры: оружие находящееся в индивидуальном пользовании у личного состава хранилось на складе штаба, все боеприпасы у личного состава спецшколы и учебного пункта отбирались и хранились на складе штаба, на указанных товарищей в приказе начальнику учебного пункта накладывались дисциплинарные взыскания [Там же].

Однако несмотря на отрицательные стороны деятельности спецшколы, внутри учебного пункта среди личного состава организовывались и широко проводились ежедневно инструктивно — методические занятия с преподавателями к предстоящему учебному дню, регулярно доводилось до каждого курсанта расписание занятий, ставились вопросы-задачи, темы [Там же].

Начальники оперативного и разведывательного отделений штаба систематически знакомили курсантов и остальной состав учебного пункта в рамках необходимости с особенностями боевых действий партизанских формирований на Сталинградском фронте. С целью изучения врага и приобретения практического опыта в борьбе с фашистскими солдатами — путем: лекций, бесед, выписок, характерных боевых эпизодов из оперативных сводок. Также добивались организации урока — занятий на основе боевых опытов в партизанском движении текущего времени, целеустремленности на выполнении предстоящих боевых задач курсантами, с учетом обстановки на фронте, характера степной местности, населенных пунктов в зимних условиях. Был установлен четкий распорядок дня, организована высококачественная подготовка кадров, параллельно с этим борясь с проявлением недисциплинированности и расхлябанности. Курсанты спецшколы изучали строевую, огневую подготовку, материальную часть оружия, тактику, подрывное дело.

За отчетный период, учебным пунктом партизанского движения подготовлено квалифицированных партизанских кадров 21 человек [Там же].

Таким образом, в результате нашего исследования, мы выяснили положительные и отрицательные стороны деятельности спецшколы при штабе партизанского движения Сталинградского фронта, ее формирование и структуру. Деятельность спецшколы партизанского движения отвечала поставленным задачам, ее выпускники яростно сражались с врагом, наносили урон, срывали мероприятия, планы противника, подрывали боевой дух, в ходе войны и изгнания немецко-фашистских захватчиков с советской земли.

Литература:

  1. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО) Ф.13022.Оп.1.Д.17.
  2. ЦДНИВО.Ф.171.Оп.1.Д.72.
  3. ЦДНИВО.Ф.13022.Оп.1.Д.20.

4.ЦДНИВО. Ф.113.Оп.12. Д.71.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный пункт, партизанское движение, Сталинградский фронт, курсант, внутренняя служба, военный отдел обкома, личной состав, областной комитет, старший лейтенант, Старший Начальник.


Похожие статьи

Боевая деятельность партизанского отряда «Максим» под командованием М. И. Красноюрченко

В статье рассматривается боевая деятельность партизанского отряда под командованием М. И. Красноюрченко, приводятся примеры героизма партизан.

Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады в начальный период Великой Отечественной войны

В статье на основе архивных документов освещаются действия частей 13 отдельной железнодорожной бригады в оборонительных сражениях начального периода Великой Отечественной войны.

Деятельность подпольных организаций на оккупированной территории Сталинградской области

Данная статья посвящена деятельности подпольных организаций на оккупированной территории Сталинградской области, представлены примеры героизма подпольщиков.

Разрушая план «Барбаросса». Влияние подвига пограничников в первый день войны на ее дальнейший ход

В статье автор пытается определить влияние подвига советских солдат пограничников, их мужества и стойкости на дальнейших ход войны.

История силовых структур в тыловых регионах СССР. Новосибирская милиция в годы Великой Отечественной войны

В статье рассматривается деятельность милиция в годы Отечественной войны 1941–1945 годов, в Новосибирске. Милиция в тыловом регионе представляла собой многофункциональный государственный орган, осуществляющий широкомасштабную деятельность. К сожалени...

Специфика школьного образования в системе ГУЛАГа (на примере Долинской школы Карлага)

В статье, основанной на архивных источниках, дается развернутый анализ школьного образования в системе исправительно-трудовых лагерей на примере Карагандинского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг...

Становление войск внутренней охраны Республики РСФСР

В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением войск внутренней охраны Республики РСФСР (ВОХР), раскрывается их организационно-штатная структура и задачи возлагаемые на ВОХР.

Роль полковника Якова Григорьевича Крейзера в оборонительных боях за Борисов летом 1941 года

В данной статье автор анализирует участие известного советского военачальника Я. Г. Крейзера в оборонительных боях на территории Беларуси летом 1941 г., в том числе под городом Борисовом, которые способствовали началу краха гитлеровской стратегии «мо...

Причины возникновения партизанского движения в Отечественной войне 1812 года

Статья посвящена анализу возникновения партизанского движения в Отечественной войне 1812 года. Автором статьи определены основные мотивы и проблемы формирования партизанских движений, а также выделена роль роста патриотических настроений в народе.

Структура и деятельность партийных органов в неоккупированных районах Ленинградской области в 1941–1944 годах

В статье рассматривается структура органов неоккупированных районов Ленинградской области, их особенности работы в военных условиях, а также влияние комиссии по руководству восточными районами Ленинградской области на работу районных органов.

Похожие статьи

Боевая деятельность партизанского отряда «Максим» под командованием М. И. Красноюрченко

В статье рассматривается боевая деятельность партизанского отряда под командованием М. И. Красноюрченко, приводятся примеры героизма партизан.

Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады в начальный период Великой Отечественной войны

В статье на основе архивных документов освещаются действия частей 13 отдельной железнодорожной бригады в оборонительных сражениях начального периода Великой Отечественной войны.

Деятельность подпольных организаций на оккупированной территории Сталинградской области

Данная статья посвящена деятельности подпольных организаций на оккупированной территории Сталинградской области, представлены примеры героизма подпольщиков.

Разрушая план «Барбаросса». Влияние подвига пограничников в первый день войны на ее дальнейший ход

В статье автор пытается определить влияние подвига советских солдат пограничников, их мужества и стойкости на дальнейших ход войны.

История силовых структур в тыловых регионах СССР. Новосибирская милиция в годы Великой Отечественной войны

В статье рассматривается деятельность милиция в годы Отечественной войны 1941–1945 годов, в Новосибирске. Милиция в тыловом регионе представляла собой многофункциональный государственный орган, осуществляющий широкомасштабную деятельность. К сожалени...

Специфика школьного образования в системе ГУЛАГа (на примере Долинской школы Карлага)

В статье, основанной на архивных источниках, дается развернутый анализ школьного образования в системе исправительно-трудовых лагерей на примере Карагандинского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг...

Становление войск внутренней охраны Республики РСФСР

В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением войск внутренней охраны Республики РСФСР (ВОХР), раскрывается их организационно-штатная структура и задачи возлагаемые на ВОХР.

Роль полковника Якова Григорьевича Крейзера в оборонительных боях за Борисов летом 1941 года

В данной статье автор анализирует участие известного советского военачальника Я. Г. Крейзера в оборонительных боях на территории Беларуси летом 1941 г., в том числе под городом Борисовом, которые способствовали началу краха гитлеровской стратегии «мо...

Причины возникновения партизанского движения в Отечественной войне 1812 года

Статья посвящена анализу возникновения партизанского движения в Отечественной войне 1812 года. Автором статьи определены основные мотивы и проблемы формирования партизанских движений, а также выделена роль роста патриотических настроений в народе.

Структура и деятельность партийных органов в неоккупированных районах Ленинградской области в 1941–1944 годах

В статье рассматривается структура органов неоккупированных районов Ленинградской области, их особенности работы в военных условиях, а также влияние комиссии по руководству восточными районами Ленинградской области на работу районных органов.

Задать вопрос