Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 21.05.2022

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Лагода, М. С. Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой / М. С. Лагода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91857/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Ключевые слова: образование в период Великой Отечественной войны, работа в тылу, тимуровцы, советская школа.

Великая Отечественная война занимает особое место в истории нашего народа. Люди того времени столкнулись с очень большими трудностями и тяготами военного времени. Это не могло не отразиться на образовательном процессе. Дети были вынуждены работать на ровне со взрослыми, кто-то добровольно уходил в народное ополчение и партизанские отряды, так как они понимали всю важность и необходимость защиты своей Родины.

С первых же дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлического лома, лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков и т. п. Школы развернули широкую общественно полезную работу.

В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами советские учителя успешно справились.

Перед властями появилась задача по пересмотру абсолютно всех учебных планов, а также было необходимо изменить и адаптировать учебные программы в условиях военного времени. Особое место в новом временном учебном плане занимает патриотическое воспитание, а такие предметы как черчение, пение и основы дарвинизма временно покидают его. В школе ребята могли получать знания, которые могли им помочь в период войны, например на уроках химии изучались методы защиты от химического оружия, а на уроках физики могло активно изучаться строение и принципы работы военной техники. Немалая роль уделялась и истории как предмету, ведь именно через нее закладывались основы патриотического воспитания порастающего поколения [7, c. 29].

Очень большую роль в военное время играло физическое воспитание молодежи, так в выдержке из газеты «Правда колхозника» 1943 года, изданной в ст. Брюховецкой, мы можем найти информацию о том, что Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков наглядно показала, как важно физическое воспитание молодежи. Дать Красной Армии здоровых, физически крепких, выносливых, дисциплинированных, обладающих силой воли юношей и девушек, всегда готовых постоять за свою Родину — большая и важная задача. Дело директоров школ района — организовать коллективы при школах. Физподготовку должно проводить все учительство. Не должно быть ни одного учителя, которой был бы в стороне от военно-физической подготовки учащихся [3, c. 3].

Немецкая оккупация станицы Брюховецкой началась со 2 августа 1942 года. Война началась, когда в районе колхозы готовились к уборке урожая, зерновых культур. Хлеб нужен фронту и тылу, убрать его нужно еще лучше, чем в мирное время. Все мужчины-механизаторы ушли на фронт. Девушки в короткий срок освоили специальности тракториста, комбайнера. Большое значение, в такое тяжелое для страны время, приобрел лозунг «Все для фронта — все для победы». Этот факт подтверждают материалы из районного архива станицы Брюховецкой, так в письме казаков-гвардейцев колхозникам и колхозницам Брюховецкого района мы видим призыв «еще больше помогать фронту». Авторы письма подчеркивают, что «чем лучше» пройдет уборка урожая, обмолот, осенний сев, тем быстрее Красная Армия «разгромит фашистских мерзавцев» [2, c. 2].

Но работали не только взрослые, но и дети. Ученики летом и осенью работали на колхозных полях на подводах возили зерно для колхозов, собирали колоски, хлопок, убирали овощи и фрукты. Информация из газет того времени позволяет нам сделать вывод, что дети работали также, как и взрослые. Так школьники Брюховецкого района, организованные на сбор колосков учителями комсомольцами, собрали 3950 килограммов колосков. Только в трех колхозах Брюховетской МТС: им. Буденного, им. Крупской, и им. Кагановича собрано 2 тысячи килограммов. Всей работой по сбору колосков руководили учителя комсомольцы [1, c. 2].

Во время войны очень хорошо была организована тимуровская работа. Пионеры оказывали большую помощь семьям фронтовиков: копали огороды, сажали овощи, собирали урожаи с фруктовых деревьев, помогали в доме, нянчили детей, писали письма на фронт. Об этом нам повествует Раиса Григорьевна Лихолет, учитель истории, которая прошла через всю войну, и описала те страшные и тяжелые времена в своей рукописной книге «Для потомков XXI века». Автор пишет о том, что пионерские отряды старательно работали на полях колхозов им. Ворошилова, Крупской, Ковалева. Ребята собирали помидоры, подбирали колоски, очищали кукурузу. За свою хорошую работу, за активную помощь фронту, за отличную учебу пионерская организация школы № 3 была награждена переходным знаменем РК ВЛКСМ [6, c. 36–37].

Отдельной страницей истории Великой Отечественной войны стала героическая работа подростков на предприятиях и полях колхозов. Несмотря на быстрое взросление, они продолжали оставаться школьниками и должны были полноценно завершить свое обучение. Так, учащиеся школы им. Пушкина (ст. Брюховецкая), собрав зерно, «продали государству 96 килограммов хлеба». Учащиеся школы им. Пушкина призывали всех учащихся школ района последовать их примеру [5, c. 2].

Еще шла жестокая кровопролитная война с фашистскими ордами, но Советское правительство уделяло большое внимание школе, учителям, школьникам. В сентябре 1943 года Постановлением Совнаркома СССР был осуществлен переход к обучению детей в общеобразовательной школе с семилетнего возраста [6, c. 287–289].

Важными задачами учебной работы школы были укрепление связи преподавания с жизнью, выявление практической значимости изучаемого материала, особое внимание уделялось дисциплине учащихся в школе.

Немалую роль играли социалистические соревнования, которые проводились в школах. Так в выдержке из газеты «Правда колхозника» от 19 сентября 1943года учителя и учащиеся Брюховецкой школы № 3 им. Пушкина решили включиться в социалистическое соревнование и взяли на себя следующие обязательства [4, c. 4]:

— в текущем учебном году охватить учебой всех детей школьного возраста;

— не иметь случаев отсева учащихся;

— учиться только на «хорошо» и «отлично».

Зима 1942–1943 годов была очень суровой. Снег лежал всю зиму, стояли жгучие морозы. Раиса Григорьевна Лихолет, в своих воспоминаниях указывает, что в период временной оккупации станицы Брюховецкой в школе № 3 хозяйничали немцы. Они сгоняли в школу русских пленных, подростков и стариков для отправки в Германию. Затем в школе располагался временный немецкий госпиталь. Всё школьное имущество: картины, книги, столы, парты немцы сожгли, отапливая госпиталь. Когда жечь было нечего, немецкие оккупанты стали пилить и рубить на топливо школьный сад, его великолепные декоративные и фруктовые деревья, вырубили все, остался один дуб — свидетель этой страшной трагедии. Когда немцев выбили из станицы, то в школе жители обнаружили несколько парт и трюмо. Интересен тот факт, что для помощи и восстановления нормальной работы образовательных организаций, администрации школ направлялись в Тбилиси и Баку для получения материального обеспечения [6, c. 37].

В военные годы старшеклассники и учителя для своих школ заготавливали топливо — это камыш. Немного помогали колхозы, привозили солому, а где были Пенькозаводы -в небольшом количестве завозили костру. Полы мазали соляркой, чтобы меньше было пыли, обувь вытирали кураем (разновидность растений).

По документам райисполкома от 10.12.1943 года немецкими захватчиками был причинен ущерб на сумму 79350 рублей. Не менее тяжело было после немецкой оккупации — школа плохо отапливалась, на уроках сидели в пальто, замерзали чернила, ребята друг другу грели руки [6, c. 37].

Нападение фашистской Германии прервало работу по внедрению всеобщего среднего образования в городе и семилетнего в деревне. Суровые испытания военного времени привели к значительному «отсеву школьников».

Школьники составляли треть всей рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве. Многие оставляли школу из-за отсутствия одежды и обуви.

Наркомпрос принимал меры, чтобы вернуть ребят в школы. Только в 1942–1943 учебном году, когда вовсю бушевала война, государство выделило для школьного строительства 140 миллионов рублей. Проводился учет детей. Были приняты постановления о повышении заработной платы учителям, работникам детских садов, которая ни при каких обстоятельствах не задерживалась [7, c. 26].

Самоотверженность и героизм советского народа, в том числе детей, которые сменили школьные парты и учебники на автоматы и заводские станки, приближали победу. Победа нашего народа — это высокий рубеж в истории человечества. Деятельность советской школы в годы Великой Отечественной войны подтвердила необходимость тесной связи школы с жизнью, с трудом. Перед советской школой и педагогикой в условиях мирного времени встали новые задачи, которые были успешно реализованы.

Литература:

  1. 3950 килограммов колосков // Газета правда колхозника — 1943, 29 авг. — № 98. — С.2.
  2. Больше помогайте фронту (письмо казаков гвардейцев колхозникам, колхозницам и всем трудящемся Брюховецкого района) // Газета правда колхозника — 1943, 29 авг. — № 98. — С.2.
  3. Ваганова, Н. О физическом воспитании учащейся молодежи // Правда колхозника — 1943, 23 нояб. — № 134. — С.3.
  4. Вызываем на соревнование школу № 2 // Газета правда колхозника — 1943, 19 сен. — № 112. — С.4.
  5. Гопкало, А. Дети помогают фронту // Газета правда колхозника — 1943, 12 дек. — № 138. — С.2.
  6. Лихолет, Р. Г. Рукописная книга для потомков XXI века / Р. Г. Лихолет. — ст. Брюховецкая: Кубанское полиграфическое объединение, 1978. — 321 c. — Текст: непосредственный.
  7. Россинский, Ю. Г. Система образования РСФСР в годы Великой отечественной войны / Ю. Г. Россинский. — Текст: непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2015. — № 5. — С. 24–39.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, школа, советская школа, пушкин, уборка урожая, Брюховецкий район, военное время, Красная Армия, мирное время, немалая роль.


Ключевые слова

тимуровцы, образование в период Великой Отечественной войны, работа в тылу, советская школа

Похожие статьи

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Проблемы народного образования на Европейском Севере (1918–1920)

Статья посвящена деятельности Временного правительства в период интервенции по отношению к северным педагогам. В ней раскрываются особенности влияния интервентов на повседневную жизнь преподавателей. Показаны типичные условия труда учителей.

Историография советской школы 1920–1930-х годов в отечественной научной литературе эпохи перестройки

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 1985–1991 годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены с...

Специфика школьного образования в системе ГУЛАГа (на примере Долинской школы Карлага)

В статье, основанной на архивных источниках, дается развернутый анализ школьного образования в системе исправительно-трудовых лагерей на примере Карагандинского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг...

Сельское хозяйство Хакасии в 1945–1953 гг.: источниковедческий аспект

В статье рассматриваются статистические источники, связанные с сельскохозяйственным развитием Хакасии в 1945–1953 гг. Данные источники позволяют проследить динамику развития сельского хозяйства Хакасии в указанный хронологический период. Статистика с...

Из истории изучения событий Гражданской войны (1918–1921 гг.) в Дагестане

В статье охарактеризованы публикации по истории Дагестана в годы Гражданской войны (1918–1921 гг.), дана оценка состояния изученности проблемы региональными исследователями советского и постсоветского периода, определены задачи исторического изучения...

Роль аутентичной среды в адаптации немцев-переселенцев в период репрессий в годы Великой Отечественной войны

В статье авторы исследуют как аутентичная среда казахского аула способствовала адаптации немцев-переселенцев в период репрессий в годы Великой Отечественной войны.

Деятельность «Белгородской правды» по политическому просвещению населения Белгородской области в 1954–1970-е гг.

В статье автор дает характеристику деятельности периодического издания «Белгородская правда» по процессу политического просвещения населения Белгородской области и выделяет ее особенности за период 1954–1970-е гг.

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических документах военной поры

В статье предпринимается попытка на основе выдержек писем Баханова Ф. Н., наградного листа Баханова И. Н. рассмотреть жизненный путь советских солдат, выявить особенности их участия в боевых операциях, проследить специфику бытовой жизни советских вои...

Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны

Статья основана на цели, показать важность кино военных лет в жизни людей и его психологическую роль. Таким образом, изложенный материал позволяет проследить не только исторические явления того периода, но и культурные и психологические аспекты военн...

Похожие статьи

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Проблемы народного образования на Европейском Севере (1918–1920)

Статья посвящена деятельности Временного правительства в период интервенции по отношению к северным педагогам. В ней раскрываются особенности влияния интервентов на повседневную жизнь преподавателей. Показаны типичные условия труда учителей.

Историография советской школы 1920–1930-х годов в отечественной научной литературе эпохи перестройки

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 1985–1991 годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены с...

Специфика школьного образования в системе ГУЛАГа (на примере Долинской школы Карлага)

В статье, основанной на архивных источниках, дается развернутый анализ школьного образования в системе исправительно-трудовых лагерей на примере Карагандинского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг...

Сельское хозяйство Хакасии в 1945–1953 гг.: источниковедческий аспект

В статье рассматриваются статистические источники, связанные с сельскохозяйственным развитием Хакасии в 1945–1953 гг. Данные источники позволяют проследить динамику развития сельского хозяйства Хакасии в указанный хронологический период. Статистика с...

Из истории изучения событий Гражданской войны (1918–1921 гг.) в Дагестане

В статье охарактеризованы публикации по истории Дагестана в годы Гражданской войны (1918–1921 гг.), дана оценка состояния изученности проблемы региональными исследователями советского и постсоветского периода, определены задачи исторического изучения...

Роль аутентичной среды в адаптации немцев-переселенцев в период репрессий в годы Великой Отечественной войны

В статье авторы исследуют как аутентичная среда казахского аула способствовала адаптации немцев-переселенцев в период репрессий в годы Великой Отечественной войны.

Деятельность «Белгородской правды» по политическому просвещению населения Белгородской области в 1954–1970-е гг.

В статье автор дает характеристику деятельности периодического издания «Белгородская правда» по процессу политического просвещения населения Белгородской области и выделяет ее особенности за период 1954–1970-е гг.

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических документах военной поры

В статье предпринимается попытка на основе выдержек писем Баханова Ф. Н., наградного листа Баханова И. Н. рассмотреть жизненный путь советских солдат, выявить особенности их участия в боевых операциях, проследить специфику бытовой жизни советских вои...

Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны

Статья основана на цели, показать важность кино военных лет в жизни людей и его психологическую роль. Таким образом, изложенный материал позволяет проследить не только исторические явления того периода, но и культурные и психологические аспекты военн...

Задать вопрос