Данная статья посвящена деятельности подпольных организаций на оккупированной территории Сталинградской области, представлены примеры героизма подпольщиков.
Ключевые слова: подпольщик, диверсия, Обком, фашизм, Сталинград
В соответствии с указанием ЦК ВЛКСМ, в районах области, с приближением линии фронта, создавались подпольные комсомольские организации. Для осуществления этого задания, выезжали члены бюро и ответработники Обкома ВЛКСМ, а также представители ЦК ВЛКСМ Алексеев и Степанцов. В итоге проведенной работы, были созданы подпольные комсомольские организации в районах: Н.Чирском, Котельниковском, Тормосиновском, Красноармейском, Калачевском, Серафимовическом, Черноярском, Городищенском а также во всех районах города Сталинграда [1, с.12].
Подпольные комсомольские организации были созданы и в ближайших от линии фронта районах области: Иловлинском, Логовском, Михайловском, Кумылженском, Среднеахтубинском, Краснослободском, Ленинском, Дубовском, Урюпинском, Березовским, Даниловском, Ольховском, Пролейском, Эльтонском, Кайсацком и Балыклейском. Большую работу в борьбе с немецкими захватчиками проделал Н. Чирский подпольный райком ВЛКСМ, секретарем этого района была Клава Панчишкина. С первых дней оккупации района немцами, весь состав подпольного райкома ВЛКСМ влился в действующий в районе партизанский отряд. Этот отряд в составе 26 человек действовал в тылу немцев на территории Н. Чирского района [1, с.13]. Отряд просуществовал до 12 ноября 1942 года. Бойцы отряда Клава Панчишкина, Демида Р, Антинова Т, проводили разведывательную и агитационную работу [Там же, с.13]. Немцы, узнав о расположении отряда, стали устраивать облавы на отряд. Первая облава на отряд была проведена в конце сентября. В ней участвовало 300 человек немцев [Там же]. В итоге этой облавы, велась перестрелка с обеих сторон, но отряд потерь не имел.
В октябре месяце того же года, немцы устроили вторую облаву на отряд, в результате организованного отпора, со стороны бойцов отряда немцы понесли потери, но не сумели захватить ни одного бойца.
С 10 по 15 ноября 1942 года немцы, собрав карательный отряд, численностью 180–200 человек, организовали несколько облав, и сплошное прочесывание леса, где находился партизанский отряд [2, с.1]. В результате трехсуточного боя, бойцы отряда погибли.
Захваченные в станице Н. Чирской, Солоновском хуторе, бойцы отряда, посланные в разведку Панчишкина, Артемова, Демида были схвачены немцами и после продолжительного издевательства в мучении были расстреляны [2, с.1].
Немалую работу проделал подпольный райком ВЛКСМ, организованный в Тормосиновском районе. Секретарь этого райкома Таня Скоробогатова геройски погибла от рук немецких извергов. Таня находилась в действующем в то время в этом районе партизанском отряде [2]. Вместе со своей подругой Леоновой, в одной из схваток с немецким карательным отрядом, Таня была тяжело ранена [2]. Тяжело раненую и окровавленную гитлеровцы ее изнасиловали, раздели догола и вместе с Леоновой увезли в станицу Н. Чирскую [2]. Там их пытали, но они геройски вели себя, не выдали ни одного человека из отряда [2]. На пытки и угрозы палачей они отвечали: «Вы нас все равно убьете… Лучше же мы умрем честно. Мы умрем за русский народ, а он за нас отомстит» [2].
Наряду с тем, что весь состав этого подпольного райкома непосредственно принимал активное участие в схватках с немцами, члены райкома, во главе с т. Скоробогатовой вели большую массово-политическую работу среди населения. Большую помощь в этом, райкому оказал молодой комсомолец Петр Матюхин. Окончив 7 класс средней школы, он принимал активное участие в кружке радиолюбителей [2, с.2]. Это любительское дело, в условиях оккупации было им использовано. Он сконструировал радиоприемник, с помощью которого он стал принимать сводки информбюро и последние известия [2, с.2]. Матюхин вокруг себя создал группу из комсомольцев и молодежи. В эту группу входили: Иванова, Окользина, Буняшева Вера, Фролова и другие [2]. С помощью этой молодежи, Петя распространял среди населения, принимаемые им в ночное время сводки Совинформбюро и последние известия [2]. За Матюхиным немцы установили слежку, обыскивали его дом, но ничего не находили, все было умело спрятано. Но как он не скрывал, он свой радиоприемник, все же немцам, через подосланных шпионов удалось установить, где спрятан радиоприемник и изъять его [2]. Подпольный райком проделал значительную агитационно-массовую работу среди населения и особенно среди молодежи. В результате молодежь района, активно саботировали все мероприятия немецких властей. Многие группы и одиночки, находясь в поле день и ночь, подстерегали на дорогах и расправлялись с изменниками Родины, ставленниками оккупационных властей — старостами и управляющими.
Не менее активно работал подпольный райком в городе Котельникове. Секретарь этого райкома, бывший помощник начальника политотдела по комсомолу, Котельниковской МТС, Смирнов, вместе с членом райкома Иваном Мартыновичем [2, с.3]. До последних дней освобождения города Котельниково Красной Армией, вели подрывную диверсионную работу. С приходом немцев, они устроились работать в железнодорожном депо, на так называемый поворотный круг и привести его в негодность [2, с.3]. Первое, на чем они остановились — это перестали делать смазку, не вынимать закладок, включая рубильник, срывали веерные пути [2]. Таким путем им удалось веер привести к такому состоянию, что паровозы, заходя на него, сходили с рельс, закупоривали канаву целиком [2]. Такие схождения паровозов с рельсов, происходили довольно часто, операцию по подъему паровоза всегда отнимало шесть часов рабочего времени и до десятка рабочих, а под конец и вовсе испортили поворотный круг.
Кроме этого, члены подпольной комсомольской организации Смирнов и Мартынов переправляли через линию фронта бойцов и командиров Красной Армии, оказавшихся в тылу врага [2]. Наряду с подрывной диверсионной деятельностью, которую проводили члены подпольной комсомольской организации, ими проводилась работа по разъяснению молодежи и населению того, что Красная Армия не убивает и не режет мирных граждан, как говорили немцы. Эта работа имела огромное значение, так как пропаганда гитлеровцев была направлена на разжигание ненависти населения к Красной Армией. Располагая некоторыми сведениями, о предателях из местного населения, члены подпольной комсомольской организации, при освобождении Котельниково связались с особым отделом фронта, помогли ему выявить предателей, изменников Родины и расправиться с ними.
Если в сельской местности, несмотря на все трудности Обкому удалось организовать, правда, не во всех районах подпольные комсомольские организации, то совершенно иное положение создалось для организации подпольной работы комсомола в городе Сталинграде. Как известно город Сталинград подвергался сразу же жесточайшей бомбардировке, и в какое-то время город был полностью разрушен. Поэтому условия работы, подпольных комсомольских организаций были крайне затруднительны. Исходя из этого, и учитывая то, что обстановка сложилась так, что военные действия, были непосредственны в зоне города, Обком ВЛКСМ решил оказать максимальную помощь, действовавшим войскам Красной Армии в районе города Сталинграда, путем посылки отдельных групп и одиночек из числа комсомольцев и молодежи, для разведывательной и диверсионной работы в тылу врага.
Так в ночь с 10 на 11 декабря 1942 года, с заданием разведывательного характера, на территорию окруженной группировки противника в районе села Гумрак и Орловка были направлены партизан и разведчик Беляев Дмитрий Федорович 1925 года рождения, член ВЛКСМ, ученик-жестянщик Завода Красный Октябрь г. Сталинграда и Коновалов Борис Николаевич 1925 г.р., член ВЛКСМ, эвакуированный из Гомельской области, и проживающий в Сталинградской области. [2, с.4]
Несмотря на большую насыщенность войск противника, в окруженной группировке, разведчикам Беляеву и Коновалову под видом местных жителей, удалось проникнуть в населенные пункты, согласно порученного задания [2, с.4]. Собрав ценные данные о противнике, в ночь с 13 на 14 декабря благополучно возвратились в расположение наших войск [2]. Собранные данные были использованы 62 Армией, при ее действиях с противником.
Большую помощь оказала командованию Красной Армией, посланная Обкомом комсомола для разведывательной работы, член комсомола Шура Агеенкова [2]. Работая в разведке, Шура несколько раз переходила линию фронта, доставляя нужные сведения [2]. Однажды, возвращаясь с боевого задания, она узнает, что наши части оставляют свой участок, переходят на новый рубеж обороны. Агеенкова, имеющая немалый опыт работы, командование предложило остаться в тылу врага для подрывной работы [2]. Перебиваясь кое — как, перенося издевательства и побои немецких извергов, Шура трижды выселялась из города Сталинграда вглубь страны, но ничего не могло сломить ее решимости выполнить ту задачу, с которой она осталась в тылу врага [2]. Все три раза она вновь возвращалась в город, к берегам Волги. На обратном пути она перерезала линии связи, собирала необходимые сведения, старалась завербовать помощников [2]. И вот ей удалось найти товарищей, это Виктора Леонова и Анатолия Сенжулеева. Втроем они работали, собирали ценные данные об оккупантах, и через надежных людей переправляли через линию фронта в штаб наших войск, а также расклеивали по городу листовки, с призывом организовать партизанские отряды [2]. Все шло благополучно, но вот однажды Шура попалась на глаза немецкому офицеру, и он ее принудил прислуживать ему на квартире [2]. Убирая комнату, она в углу заметила бутылку с бензином [2]. Вечером, когда орава немцев перепилась, и все уснули, Шура облив стены дома бензином, подожгла. В доме сгорело 20 фашистских солдат и пять офицеров [2]. После этого дальше оставаться было не безопасно. И Шура с большими трудностями, причем, при переходе линии фронта, была ранена, возвратилась в расположение наших войск.
Комсомолка Гурьянова Татьяна Ивановна 6 раз ходила в тыл врага, собирая ценные разведывательные данные для 64 армии [2, с.6]. При выполнении одного из заданий, была ранена, но после того как здоровье поправилось, снова продолжала ходить в разведку.
В ноябре 1942 года, 17-я Саша Васильева в числе других девушек камышанок Обкома ВЛКСМ, была направлена на Сталинградский фронт [2, с.7]. Через два месяца пребывания на фронте, сама стала отважной разведчицей, много раз ходила в тыл врага. Умная, живая, она всегда приносила командованию ценные сведения, восхищая всей своей настойчивостью и достижению цели. В одну из холодных январских ночей, при переходе линии фронта, разведчицу задержал немецкий часовой, девушка показалась немцу подозрительной, и он отвел ее в комендатуру [2]. Там, ее долго, неистово с пеной у рта допрашивали офицеры, а потом, взбешенные упорным молчанием девушки, — приказал пытать [2]. Избитой, изнуренной Саше, удалось сбежать из лап гитлеровцев. Немного отдохнув и подлечившись, она снова перешла линию фронта, тщательно разведав расположение и численность подразделений противника, Саша приближалась осторожно к «нейтральной» зоне линии фронта [2]. Но немцы, чувствуя, что конец их близок и беспомощны, стали более спокойны, менее беспечны. Ее задержали и 27 января 1943 года расстреляли [2].
Секретарь Кагановичсекого РК ВЛКСМ т.Пяткина и помощник начальника политотдела по комсомолу т.Хмырова, по заданию вели разведывательную работу в тылу врага, в районе станицы Н.Чирская и железнодорожной станции Чир. С 15 по 20 августа 1942 года, после того, как они забрали ценные данные о движении войск и силе противника, с большими трудностями вернулись в расположение наших частей [2, с.8]. Материал был использован командованием 64 Армии.
Таким образом, перед оккупацией районов Сталинградской области комсомольские организации на местах оказались в целом дезорганизованы и во многом утратили свое значение как идеологические, информационные и организационные структуры.
Подпольные группы состояли в основном из комсомольцев. Занимались прежде всего агитационной, разведывательной и подрывной деятельностью, по сути той же деятельностью что и партизанские отряды. Конечно и охоту на подпольные группы немцы проводили также, как и с партизанскими отрядами загнанными в угол, с использованием большого числа личного состава примерно 300–500 человек, с активным прочесыванием местности. Важно отметить, что члены подпольных организаций, как и партизанских отрядов молчали на допросах, испытывая при этом ужасные боли от пыток.
Очень большой акцент подпольщики в отличие от партизан сделали на агитационно-массовую работу. В условиях оккупации это было очень важно разъяснить людям, то, что вещала немецкая пропаганда это ложь.
Во многом трагичной оказалась попытка организации комсомольского сопротивления на оккупированных сельских территориях области. Обкомом ВЛКСМ были созданы подпольные комсомольские организации и оставлены одиночки с определенными заданиями. Предполагалось, что на оккупированных территориях подпольные комсомольские организации будут заниматься разведкой, агитационно-пропагандистской работой, помощью партизанам в снабжении, снаряжении, обеспечении жильем, диверсионной работой. Преимущественно степная местность нашей области делала невозможным организацию широкого партизанского движения, а ограниченность способов связи между населенными пунктами затрудняла организацию разветвленного подполья. Комсомольцы, которые направлялись в районы с парашютами малыми группами или поодиночке, часто либо перехватывались сразу, либо быстро выявлялись оккупантами.
Литература:
- Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО)Ф.114.Оп.1.Д.128.
- ЦДНИВО Ф.114.Оп.1. Д.205.