Организация деятельности совета обучающихся в Суворовском военном училище как фактор социализации суворовцев | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Ученические организации в школе

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (28) март 2023 г.

Дата публикации: 28.02.2023

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Басырова, З. А. Организация деятельности совета обучающихся в Суворовском военном училище как фактор социализации суворовцев / З. А. Басырова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 2 (28). — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/244/8145/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье раскрывается структура и организация совета обучающихся училища, возможности социализации суворовцев, формирование сознательного и ответственно отношения к своим правам и обязанностям.

Ключевые слова: обучающиеся, совет обучающихся, социализация.

Современное общество стремительно меняется. Развитие технологий ускоряет темп жизни и предъявляет к человеку новые требования и высокие адаптивные способности: анализировать потоки информации, уметь эффективно организовывать свою деятельность, быстро принимать решения в различных обстоятельствах, конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Воспитание личности, обладающей перечисленными характеристиками, обеспечивающими его полноценное включение в совокупность общественных отношений и самореализацию во многих сферах жизнедеятельности, провозглашается российской системой образования в качестве основополагающей цели. В связи с этим перед образовательными организациями ставится задача: предложить модель образовательной среды, создающей максимальные условия для формирования и применения запрашиваемых профессиональных и социальных компетенций.

В условиях нового будущего и новой школы качественно преобразуется роль обучающегося. Уже сейчас можно заметить рост вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Сегодня позиция школьника в структуре образовательных отношений гораздо менее пассивна, чем в позднесоветские годы. На законодательном уровне это закреплено в пункте 17-ом статьи 34-ой Федерального закона «Об образовании», согласно которому: «обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом» [1, с.37].

В большинстве общеобразовательных учреждений это положение реализуется через создание органов ученического самоуправления. Ведущее направление подобной работы — помочь подрастающему поколению самореализоваться: научиться в одиночку делать выбор и нести ответственность за последствия предпринимаемых действий. Кроме того, грамотно выстроенная система общего школьного самоуправления (и ученического как его части) сплачивает всех участников образовательного процесса вокруг идей ценности каждого члена школьного коллектива и стремления привнести в его жизнь новые смыслы и ценности.

Не является исключением и Московское суворовское военное училище (далее по тексту МсСВУ), в который попадает подросток, где выполняется социальный заказ общества и государства по воспитанию будущих защитников Отечества. В течение семи лет обучения в училище суворовцы осваивают социальные роли, которые им придется выполнять в обществе в будущем (гражданин, лидер, офицер, руководитель, друг и т. д.)

Одним из факторов социализации воспитанников суворовского военного училища является самоуправление, когда обучающийся становится активным участником, субъектом процесса демократических отношений в коллективе, где созданы условия для формирования знаний и умений управлять собой, а также влиять на жизнь училища.

В Уставе МсСВУ в пункте 4 статьи 80-й говорится о том, что обучающиеся имеют право на «участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности училища, в том числе через органы самоуправления» [2, с.18]. Цель самоуправления в училище: это формирование активной гражданской позиции обучающихся, содействие развитию ответственности, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, подготовка суворовцев к реальному участию в жизни общества.

В училище сложилась модель самоуправления, которая характеризуется военной составляющей.

Вовлечение обучающихся в управление образовательным процессом не нова для нашего училища. На учебных курсах (ротах) и взводах действует система младших командиров. В каждом суворовце выявляются лидерские качества личности. Эти воспитанники становятся хорошими помощниками для офицеров-воспитателей, а в дальнейшем — хорошими командирами в войсках. Старший воспитатель может выбрать командиров отделений и назначить заместителя командира взвода. Они назначаются из наиболее подготовленных, грамотных и авторитетных суворовцев, умеющих организовать работу взвода и отделения, принимать решения, нести ответственность за своих подчиненных.

В полной мере система самоуправления на учебном курсе (роте) представлена на рис. 1.

Рис. 1

Степень вовлеченности воспитанников в систему самоуправления внутри роты отражают специальные звания. На протяжении многих лет на учебных курсах действует Положение о присвоение специальных званий [3, с.2]. Данный локальный акт предоставляет воспитателю возможность выбрать несколько воспитанников из числа наиболее активных и ответственных суворовцев и делегировать им часть своих полномочий по контролю за соблюдением дисциплины и правил внутреннего распорядка. Наглядно этот механизм представлен в таб. 1.

Таблица 1

Логично предположить, что именно суворовцы, заслужившие присвоение звания, наиболее деятельны и дисциплинированны среди сверстников. Они пользуются не только доверием воспитателей, но и авторитетом среди товарищей. Младшие командиры как никто знают сильные и слабые стороны своего коллектива, а также имеют представление о его проблемах и потребностях.

Именно эти суворовцы чаще других представляют из себя идеальных кандидатов в Совет обучающихся училища, который является выборным высшим органом самоуправления училища. В МсСВУ совет обучающихся начал свою работу с начала 2021–2022 учебного года [4, с.63].

Совет обучающихся Московского суворовского военного училища представляет собой коллегиальный орган и формируется из числа воспитанников. Его ведущая цель — формирование у суворовцев базиса гражданской культуры, общественных взглядов, навыков самоорганизации и общая подготовка юношей к компетентному и ответственному участию в социальной жизни [5, с.2].

К числу основных задач этого объединения суворовцев можно отнести:

– формирование полноценной системы самоуправления воспитанников как неотъемлемой части воспитывающей среды училища;

– предоставление суворовцам подлинной возможности участия в управлении образовательным процессом;

– интеграция подростков в социально запрашиваемую деятельность;

– развитие у суворовцев механизмов самостоятельного мышления, стрессоустойчивости, гражданской компетенции;

– повышение значимости роли взводного актива во внутриучилищном взаимодействии.

– Содержание работы совета обучающихся состоит в:

– планировании собственной деятельности;

– изучении мнения воспитанников МсСВУ по вопросам организации быта, досуга и культуры;

– доведении позиции суворовцев до администрации Московского суворовского военного училища;

– разработке предложений способов повышения качества и улучшения результатов образовательного процесса с учетом личных и профессиональных интересов воспитуемых;

– содействии в проведении мероприятий в МсСВУ и за его пределами;

– участии в работе комиссии по разрешению споров;

– организации творческих мастерских, отвечающих запросам воспитанников Московского суворовского военного училища;

– осуществлении контроля за реализацией инициатив и критических замечаний суворовцев;

– выполнении обязательств по повышению уровня учебной и социальной сознательности воспитанников.

Совет обучающихся контактирует с другими административными объединениями МсСВУ, руководствуясь принципами сотрудничества и автономии. Его представители имеют право на:

– участие в обсуждении локальных нормативных актов МсСВУ;

– представление интересов суворовцев перед руководством образовательной организации;

– подготовку рекомендаций администрации Московского суворовского военного училища относительно организации быта и отдыха воспитанников;

– присутствие на заседаниях комиссии по разрешению споров и выражение консолидированной точки зрения по вопросу нарушения воспитуемыми дисциплины;

– внесение предложений по части изменения системы поощрений суворовцев, отличившихся в учебной или внеурочной деятельности, включая курсантов-активистов;

– опрос установленным порядком от администрации МсСВУ информации, необходимой для деятельности и полноценного функционирования совета обучающихся;

– свободное проведение собраний и заседаний своего объединения, а также мероприятий, направленных на анализ общественных настроений воспитанников училища;

– принятие решений по рассматриваемым вопросам и доведение до руководства Московского суворовского военного училища и других органов управления вынесенных мнений;

– написание письменных запросов представителям совета училища о проблемах, поднятых суворовцами в ходе мониторинга мнений.

Выборы в совет обучающихся проводятся в начале нового учебного года. Каждый учебный курс избирает двух представителей. Таким образом, общая численность органа самоуправления суворовцев составляет 14 человек. Сразу оговорим, что младший учебный курс (5 класс) проводит голосование только во втором полугодии.

Структура совета обучающихся представлена на рис. 2.

C:\Users\Public\Pictures\Схема 2.png

Рис. 2

В случае отсутствия председателя совета обучающихся его обязанности выполняет заместитель. Суворовцы, ответственные за отраслевые направления ведут профильную работу с личным составом учебных курсов и отчитываются об итогах своих исследований на заседаниях света обучающихся.

Собрания совета обучающихся проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть. Утверждается точка зрения, набравшая наибольшее количество голосов. В ситуации равенства мнений, решение принимает лично председатель совета обучающихся. Все заседания данного объединения суворовцев протоколируются и поступают на хранение в архив в отделе воспитательной работы МсСВУ. Представители администрации училища имеют право присутствовать на собраниях совета обучающихся и принимать участие в обсуждении заявленных тем с согласия воспитанников-членов Совета обучающихся.

Для освещения своей деятельности представители совета обучающихся могут воспользоваться сайтом Московского суворовского военного училища.

Во время заседаний совета поднимаются и решаются вопросы, волнующие всех суворовцев училища: учёба, дисциплина, увольнения, проведения досуговых мероприятий, вопросы питания, занятий спортом.

Также на совете обучающихся обсуждаются вопросы, связанные с вынесением взысканий суворовцам на Педагогическом совете училища. Подростки всесторонне обсуждают и не всегда соглашаются с мнением педсовета, аргументированно высказывают свое мнение, которое в дальнейшем учитывается.

Совет обучающихся влияет и на систему и качество питания в столовой.

Активно проявляет себя совет обучающихся (особенно воспитанники старших учебных курсов) в вопросах профилактики асоциальных явлений в среде суворовцев. Члены совета принимают решение о необходимости прийти к младшим суворовцам и в доверительной форме провести профилактические беседы. Такие беседы способствуют развитию здорового образа жизни, предостерегают от совершения необдуманных поступков.

Также советом обучающихся организуется система шефства старших суворовцев над младшими. Это очень трогательная и действенная помощь, а также ответственность старших перед младшими.

Совет обучающихся организует и проводит День самоуправления в масштабе училища. Это интересная возможность реально почувствовать себя в роли начальника училища, заместителей начальника училища, воспитателей и преподавателей.

Однако, есть уверенность, что подобная форма взаимодействия суворовцев и администрации училища окажет положительное влияние на психологический климат в коллективе. Члены совета обучающихся уже сейчас проявляют инициативность и стремление сделать свое пребывание в стенах Московского суворовского военного училища более комфортным и продуктивным.

В заключение хотелось бы сказать, что наиболее ответственные, инициативные, креативно мыслящие молодые люди — источник развития нашего государства. Система самоуправления в суворовском училище служит развитию личности суворовцев, формировании активной жизненной позиции. Мнение суворовцев очень важно, оно помогает администрации, воспитателям, преподавателям понять то, что волнует воспитанников. Участие подростков в работе органов самоуправления — это возможность осознать свою сопричастность к тому, что происходит в училище, освоить социальный опыт, сформировать профессиональные качества будущего офицера и активного гражданина общества.

Литература:

  1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974
  2. Устав Московского суворовского военного училища — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.m-svu.ru/images/stories/docs/ustav.pdf
  3. Положение о присвоении специальных званий суворовцам Московского суворовского военного училища — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://msvu.mil.ru/upload/site122/document_file/Ejoo7kREjn.pdf
  4. Программа развития Московского СВУ на 2021–2025 годы — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://msvu.mil.ru/upload/site122/document_file/LJ01LluTOc.pdf
  5. Положение о совете обучающихся Московского суворовского военного училища — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://msvu.mil.ru/upload/site122/document_file/B8k2frcXbt.pdf

Ключевые слова

социализация, обучающиеся, совет обучающихся

Похожие статьи

Организация детского самоуправления

В статье характеризуется роль самоуправления в процессе воспитания младших школьников в условиях реализации образовательных стандартов начального общего образования. Выделены особенности организации ученического самоуправления. По результатам изучени...

Опыт формирования познавательной мотивации у обучающихся в условиях суворовского военного училища

В статье дается определение познавательной мотивации, объясняется актуальность её формирования у обучающихся, рассматриваются особенности этого процесса во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками

В статье рассматриваются различные приемы и подходы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения, а также вопросы влияния личных качеств воспитателя на взаимоотношения с подростками, воспитанниками кадетских училищ.

Критерии и уровни сформированности социальных навыков обучающихся, методики их диагностирования

В статье рассматриваются критерии и уровни социализации школьников, приведены методики из диагностирования.

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Специфика взаимоотношений подростков, обучающихся в образовательных организациях закрытого типа, и их родителей

В статье автор рассматривает особенности детско-родительских взаимоотношений между родителями и детьми, обучающимися закрытых образовательных организациях интернатного типа.

Технологии формирования и развития детского коллектива

В статье рассматриваются технологии, при помощи которых в образовательной организации педагог может формировать и развивать детский коллектив. Раскрывается содержание понятий «коллектив», «детский коллектив», а также рассматривается влияние детского ...

Формы развития социальной активности студентов педагогического колледжа

В статье раскрывается понятие социальной активности студентов, представлены формы её развития в рамках профессиональной подготовки будущих учителей.

Похожие статьи

Организация детского самоуправления

В статье характеризуется роль самоуправления в процессе воспитания младших школьников в условиях реализации образовательных стандартов начального общего образования. Выделены особенности организации ученического самоуправления. По результатам изучени...

Опыт формирования познавательной мотивации у обучающихся в условиях суворовского военного училища

В статье дается определение познавательной мотивации, объясняется актуальность её формирования у обучающихся, рассматриваются особенности этого процесса во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками

В статье рассматриваются различные приемы и подходы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения, а также вопросы влияния личных качеств воспитателя на взаимоотношения с подростками, воспитанниками кадетских училищ.

Критерии и уровни сформированности социальных навыков обучающихся, методики их диагностирования

В статье рассматриваются критерии и уровни социализации школьников, приведены методики из диагностирования.

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Специфика взаимоотношений подростков, обучающихся в образовательных организациях закрытого типа, и их родителей

В статье автор рассматривает особенности детско-родительских взаимоотношений между родителями и детьми, обучающимися закрытых образовательных организациях интернатного типа.

Технологии формирования и развития детского коллектива

В статье рассматриваются технологии, при помощи которых в образовательной организации педагог может формировать и развивать детский коллектив. Раскрывается содержание понятий «коллектив», «детский коллектив», а также рассматривается влияние детского ...

Формы развития социальной активности студентов педагогического колледжа

В статье раскрывается понятие социальной активности студентов, представлены формы её развития в рамках профессиональной подготовки будущих учителей.

Задать вопрос