В статье автор пытается раскрыть влияние ученического самоуправления коллектива на развитие и самореализацию личности суворовца.
Ключевые слова: суворовец, самоуправление, коллектив.
В новых условиях перед образовательными учреждениями встаёт много социально-педагогических вопросов и проблем. С одной стороны, дети становятся другими, понимающими свою роль в обществе и стремящимися отстаивать свои права. С другой стороны, само общество требует серьезной подготовки детей к адекватной реализации их гражданских прав и обязанностей как в настоящем, так и в будущем.
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков связано с уровнем самостоятельности каждого и творческой активностью внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его страус в коллективе, и чем выше его статус в коллективе, тем выше его влияние на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем больше влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
В ученическом коллективе такой формой работы, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты, является самоуправление. В наши дни одной из ключевых задач воспитательной работы в Уссурийском суворовском военном училище провозглашено активное включение суворовцев в общественную жизнь училища, создание действенной системы самоуправления воспитанников.
Участвуя в деятельности органов самоуправления, суворовцы включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, в деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках самоуправления суворовцы должны получить возможность отстаивать свои права и интересы, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого суворовца.
За годы существования училища, у нас сложились свои традиции, характеризующиеся ярко выраженной военной составляющей. Именно по этой причине наша модель самоуправления сильно отличается от модели общеобразовательной школы. Ученическое самоуправление в нашем училище состоит из следующих органов: советов суворовцев училища и курсов; общих собраний курсов (рот) и классов (взводов); учебных советов училища и курсов; творческого совета училища; совета по труду училища и курсов; спортивного комитета; информационного совета и пресс-центра; редколлегий стенной печати курсов; совета музея училища.
В то же время в подразделениях действует система младших командиров. Система младших командиров (командир отделения) действует только на уровне учебного курса. Младшие командиры назначаются начальником училища из наиболее подготовленных, грамотных и авторитетных суворовцев, умеющих организовать работу небольшого коллектива. Непосредственно в подразделениях организуется работа с этой категорией: инструктажи, постановка задач и подведение итогов, совещания со старшим воспитателем, обсуждение злободневных проблем.
Класс (взвод) является основным структурным элементом и одновременно базой для формирования системы ученического самоуправления. Он является первичным коллективом училища, его структурным элементом и центром воспитания суворовцев. Высшим органом классного коллектива является собрание взвода , посредством которого обеспечивается каждому воспитаннику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.
На общем собрании класса избирается состав совета (актив) класса , и намечаются основные направления работы: учебный сектор, сектор дисциплины и порядка, трудовой сектор, культмассовый сектор, спортивный сектор, санитарный сектор, информационный сектор и т. д.. В старших классах появляются новые секторы: сектор шефской помощи, сектор экологии и т. д.
Исходя из моего опыта, предлагаю следующий состав секторов и направления их работы:
– дисциплины и порядка — (2–3 чел.) изучение прав и обязанностей суворовца, участие в разработке памятки правил поведения;
– информационный — (редколлегия стенной печати 2–3 чел., редактор информационного листка, информаторы в отделениях, внештатный корреспондент) информирование о событиях училища, выпуск стенгазеты и информационных листков;
– культмассовый — (2–3 чел.) осуществление эстетического развития учащихся, возрождение старых и внедрение новых школьных культурных традиций, обычаев, ритуалов;
– учебный — (ответственный за классный журнал, внештатный библиотекарь, знатоки иностранных языков 2–3 чел.) создание благополучного климата для развития учебно-познавательного процесса;
– трудовой — (2–3 чел.) воспитание суворовцев в духе любви к труду;
– спортивный — (спорторг взвода, 2–3 отличника по физподготовке) пропаганда и осуществление здорового образа жизни, общественный контроль за выполнением спортивно-массовых мероприятий и т. д.;
– по э кологии — (2–3 чел.) осуществление экологического воспитания учащихся, проведение субботников и общественно полезного труда, работа и озеленение закрепленной территории.
– шефской помощи -(2–3 чел.) осуществление старшекурсниками шефской помощи учащимся 5–6 классов.
Таким образом, все воспитанники взвода участвуют в самоуправлении и имеют свои поручения в классе. При выполнении поручений воспитанники по мере необходимости обращаются за советом или подсказкой к педагогам взвода и роты.
Как показывает практика, организация ученического самоуправления требует от педагогов немалых усилий. Самоуправление невозможно внедрить административным путем, также оно не возникает стихийно. Необходимо стимулировать самоуправление, обучая учащихся, вызывая у них потребность в саморегулировании. Классный руководитель (воспитатель взвода) — не только наставник, но и друг, помощник детей, человек, способный проникнуться идеями своих воспитанников, поддержать их и способствовать осуществлению, понимать, что нужно ребятам. Это тот же член коллектива, только старше по возрасту, обладающий большими знаниями и опытом.
Далеко не каждому воспитателю под силу организовать коллективную деятельность. Чтобы не получилась видимость коллективной работы, надо, чтобы её результаты анализировали и оценивали сами дети. Тогда и будет формироваться чувство, что они хозяева училища (сами придумали, сами сделали, сами пользуемся сделанным). Постепенно сфера педагогического руководства переместится из области деятельности в область отношений между отдельными детьми, группами детей, первичными детскими коллективами. Органами самоуправления взвода проведены общие собрания взвода, заседания (актива), выпуски стенгазет, акции, конкурсы, праздники, экскурсии, спортивные соревнования, смотры, игры и т. д.
В конце каждого учебного года перед защитой проектов проводится общее собрание взвода с подведением итогов работы ученического совета (актива) за учебный год. Мои воспитанники отчитываются по своим направлениям работы в секторах, сами оценивают свою работу и учебу, объявляют результаты, обсуждают удавшиеся и неудавшиеся проекты, намечают новые дела на следующий год обучения.
Участвуя в деятельности органов ученического самоуправления, суворовцы включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе (сколько может позволить Устав нашего училища), вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках ученического самоуправления воспитанники получают возможность оценивать качество получаемого образования, отстаивать свои права и интересы, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Практика показывает, что если воспитанник принимал активное участие в жизнедеятельности образовательного учреждения, то у него более выражены качества организатора, более развит высокий уровень социальной активности и адаптации к дальнейшей жизни, следовательно, он становится более успешным в динамично развивающемся и быстро меняющемся мире.
Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в суворовском училище служит развитию личности суворовцев. Участие подростков в работе органов самоуправления — это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.
Литература:
- Рогаткин Д. В. Школьное ученическое самоуправление.— Петрозаводск: «Дорога», 2003.
- Бочкарев В. И. Школьное самоуправление в вопросах и ответах. — М.: «Воспитание школьника» № 2, 1996.
- Михайлова В. Опыт организации самоуправления в 5 классе. — М.: «Воспитание школьников» № 8, 2006.
- Нечаев М. П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления. — М.: «Методист» № 4, 2006.
- Никифорова Г. Н. Программа по воспитательной работе для 10–11-х классов. «Будущее в настоящем». — М.: «Классный руководитель» № 3, 2002.