Школьное методическое объединение как фактор профессионального роста учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.10.2022

Статья просмотрена: 788 раз

Библиографическое описание:

Николаева, А. И. Школьное методическое объединение как фактор профессионального роста учителя / А. И. Николаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95693/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор пытается определить фактор профессионального роста учителя в системе школьного методического объединения.

Ключевые слова: школьное методическое объединение, профессиональное развитие, учитель-предметник, наставничество

Эффективность системы образования во многом зависит от уровня профессионализма педагогических работников, их стремления к новаторству и совершенствованию образовательного процесса. Школьные предметные методические объединения педагогов как раз и призваны обеспечить решение обозначенных задач.

В современном образовании востребован учитель, который умеет выстраивать свою профессиональную деятельность на основе критического и творческого изучения передового педагогического опыта и достижений науки. В этой связи меняется роль методического сопровождения учителя, совершенствуются способы организации методической работы в школе на всех профессиональных уровнях.

Методическая работа в школе представляет собой базирующуюся на конкретном анализе учебной и воспитательной деятельности целостную систему взаимосвязанных между собой компонентов — целей, содержания, способов и результатов, — направленных на повышение квалификации учителей и развитие их профессионального мастерства [1].

Как показывает анализ практики, отечественная школа богата учителями, которые занимаются профессиональным и личностным самосовершенствованием, предлагают новаторские проекты для педагогического процесса, получают высокие результаты в образовании своих обучающихся. Есть другие учителя, не настолько успешные в работе, иногда просто малоопытные, однако нуждающиеся в методической помощи. Вместе с тем, все педагоги испытывают потребность в обмене педагогическим опытом, в совместной разработке актуальных программ.

Необходимым в методическом объединении является оказание профессиональной помощи учителям-предметникам и классным руководителям в усовершенствовании и развитии их педагогического мастерства, включающего в себя знания, умения и навыки, которые важны для учителя, работающего в современных условиях. Одним из факторов профессионального роста учителя в рамках образовательной организации является школьное методическое объединение

Школьное методическое объединение рассматривается как содружество педагогов, преподающих в школе предметы, которые можно объединить в рамках одной образовательной области [5]. Методическим объединением в школе руководит председатель из числа учителей, обладающий следующими характеристиками:

— имеет первую или высшую квалификационную категорию;

— достиг высоких результатов в профессиональной деятельности;

— пользуется уважением среди руководства и коллег;

— проявляет коммуникативные навыки;

— является лидером в своей профессиональной среде.

Методическое объединение в школе ставит целью своей работы оказание помощи учителям-предметникам и классным руководителям в организации образовательного процесса, посредством обобщения педагогического опыта на основе реализации индивидуального подхода в воспитании и обучении [3].

Слободчиков В. И. выделяет следующие направления деятельности методического объединения:

— анализ результатов образовательной деятельности по предметам;

— участие в разработке вариативной части учебных планов, внесение изменений в требования к минимальному объему и содержанию учебных курсов;

— проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий по учебному предмету;

— подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации и квалификационного разряда учителей;

— изучение вопросов организации и проведения исследовательской работой учащихся;

— организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых информационных технологий обучения;

— улучшение учебно-материальной базы и оснащение учебных кабинетов;

— разработка и проведение различных конкурсов, олимпиад по предметам;

В работе методических объединений за основу выдвигается решение следующих задач :

— помощь в развитии профессионального и творческого развития учителей;

— изучение инновационных методов и приемов в педагогической сфере, освоение технологической деятельности и её применение в предметной сфере;

— изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта исследователей в профессиональную сферу.

В научно-методической литературе существует большое разнообразие форм методической работы. Они определяются сложностью и разнообразием ставящихся целей и задач. Ученые выделяют две группы организационных форм методической работы: коллективные и индивидуальные [7].

К первой группе можно отнести семинары и практикумы, научно-практические конференции, школьные методические объединения, создание творческих групп учителей, школьные методические кабинеты и т. д. Индивидуальными формами методической работы выступают такие из них, как стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над индивидуальной творческой темой, самообразование и т. п.

Можно выделить следующие основные формы работы в методическом объединении:

— актуализация и проведение педагогических экспериментов; по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их в работу;

— проведение круглых столов, совещаний, семинаров по учебно-методическим вопросам и отчеты учителей;

— проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

— посещение лекций, докладов, совещаний, дискуссии по вопросам методики обучения и воспитания, общей педагогики и психологии;

— изучение и реализация требований руководящих документов, проведение предметных и методических недель с взаимным посещением уроков, контроль за качеством проведения уроков [6].

В школах, как правило, используются четыре ведущих формы методической работы: наставничество, самостоятельная работа учителя, открытый урок, заседание методического объединения. Кратко раскроем каждую из них.

Наставничество представляет собой такую форму методической работы, главной целью которой является передача маститыми коллегами своего опыта молодым учителям. Важным здесь является совместная работа коллег над рабочими программами, выборе актуальных методов обучения детей, рефлексия результатов.

Целью самостоятельной работа учителя выступает повышение квалификации, устранение недостатков учебного курса и его усовершенствование. В данном случае производится разработка учебного плана, программы, отдельных фрагментов учебного пособия, проведение экспериментов по апробированию нововведения и внесение в него подходящих исправлений.

В ходе открытого урока осуществляется передача накопленного опыта молодым педагогам, демонстрируются актуальные элементы и методы, реализация которых вызывает затруднение у начинающих учителей.

Заседание методического объединения по сути является командной разработкой управленческих решений по реализации специальных условий для результативного сотрудничества членов школьного методического объединения по той или иной методической проблеме. На заседании анализируются результаты проделанной работы, творческие отчеты учителей, заслушиваются доклады их разработок по определенной методической проблеме, происходит принятие управленческого решения по этой проблеме [4].

Организационная работа школьного методического объединения состоит из нескольких элементов, а именно:

— аттестация педагогических кадров;

— участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях;

— курирование членов методического объединения;

— помощь молодым учителям.

В содержание информационной работы школьного методического объединения входит наблюдение за новой психолого-педагогической и методической литературой, которая важна для усовершенствования педагогического опыта; освоение инновационных педагогических технологий; создание единой методической базы по различным направлениям деятельности; проведение информационной работы с обучающимися и их родителями и др.

Методическая работа школьного методического объединения связана с изучением и передачей педагогического опыта; с обучением и поддержкой молодых учителей; с проведением предметных недель каждую четверть; с проведением открытых уроков; с использованием актуальных педагогических технологий

Диагностико-аналитическая деятельность школьного методического объединения включает два основных аспекта:

— анализ уровня знаний учащихся, который производится по результатам контрольных работ, итоговых оценок и результатам экзаменов;

— анализ деятельности школьного методического объединения за текущий учебный год.

Важными условиями результативности и развития школы, использующей методическое объединение, являются: осведомление учителей о новых требованиях, которые предъявляют к профессионально-педагогической деятельности, и о последних достижениях педагогической науки; обучение педагогических работников, усовершенствование профессиональной квалификации до уровня, необходимого при работе в школе; раскрытие, исследование и распространение педагогического опыта другим членам коллектива; подготовка и сбор методического обеспечения для высокого осуществления образовательного процесса в школе [2].

Таким образом, можно сделать вывод: школьное методическое объединение является коллективным органом, который содействует повышению профессиональной мотивации учителей, методическому ознакомлению учителей-предметников с новинками профессиональной деятельности и, в конечном итоге, способствует развитию творческого потенциала педагога.

Литература:

  1. Антонов, Н.В., Иванова, О. А. Профессиональное развитие педагогов в условиях образовательной организации [Текст]/Н. В. Антонова, О. А. Иванова // Вестник НВГУ. — 2019. — № 1. — С. 51–57.
  2. Баранова, Н.А., Поваренкова, Ю. П. Классификация основных подходов к проблеме сопровождения личности в отечественной педагогике и психологии [Текст] /Н. А. Баранова, Ю. П. Поваренкова// Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 4. — С. 124–131.
  3. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст]/ А. С. Воронин. — Екатеринбург: ЕГПУ, 2006. — 135 с.
  4. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 2001. — 327 с.
  5. Казакова, Е. И. Педагогическое сопровождение: Опыт международного сотрудничества. [Текст] / Е. И. Казакова. — СПб.: На путях к новой школе, 1995. –186 с.
  6. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю. А. Конаржевский [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001296416
  7. Слободчиков, В. И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема [Текст] / В. И. Слободчиков // Инновации в образовании. — 2003. — № 5. — С. 5–11.
Основные термины (генерируются автоматически): методическое объединение, школьное методическое объединение, методическая работа, педагогический опыт, проведение, образовательный процесс, профессиональная деятельность, школа, информационная работа, методическая проблема.


Ключевые слова

наставничество, профессиональное развитие, учитель-предметник, школьное методическое объединение

Похожие статьи

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Современная методическая служба как фактор эффективного дополнительного образования

В статье автор рассматривает роль методической службы в реализации образовательного процесса, функции методического кабинета и эффективность педагогической деятельности при участии методической службы.

О реализации практики наставничества молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации

Статья раскрывает понятие наставничества, его функции. Описывается специфика наставничества в дошкольной образовательной организации. Автор приводит опыт реализации практики наставничества, описывает методы и инструменты, используемые в процессе.

Профессиональное самоопределение учащихся (на примере сельских школ Забайкальского края)

В статье представлен социальный анализ современного состояния профессионального самоопределения учащихся в сельских школах Забайкальского края.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального образования

В статье автор пытается описать актуальность организации сетевого взаимодействия в системе среднего профессионального образования.

Учебная исследовательская деятельность современных школьников

В статье авторы выявляют значение исследовательской деятельности школьников в современном образовании.

Анализ практического опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса (на примере средней школы № 90 Ярославля)

В статье представлен анализ проведенного анкетирования с целью выявления опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса.

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.

Пути формирования экологической исследовательской культуры учеников через кружковую работу

В статье авторы рассматривают экологическое образование через дополнительное образование. Основной объект — экологический кружок. Авторы пути повышения экологической культуры и грамотности школьников через экологические клубы. Определяет понятий экол...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент системы наставничества (из опыта работы)

В статье автор раскрывает практические аспекты организации наставничества посредством разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута педагога.

Похожие статьи

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Современная методическая служба как фактор эффективного дополнительного образования

В статье автор рассматривает роль методической службы в реализации образовательного процесса, функции методического кабинета и эффективность педагогической деятельности при участии методической службы.

О реализации практики наставничества молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации

Статья раскрывает понятие наставничества, его функции. Описывается специфика наставничества в дошкольной образовательной организации. Автор приводит опыт реализации практики наставничества, описывает методы и инструменты, используемые в процессе.

Профессиональное самоопределение учащихся (на примере сельских школ Забайкальского края)

В статье представлен социальный анализ современного состояния профессионального самоопределения учащихся в сельских школах Забайкальского края.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального образования

В статье автор пытается описать актуальность организации сетевого взаимодействия в системе среднего профессионального образования.

Учебная исследовательская деятельность современных школьников

В статье авторы выявляют значение исследовательской деятельности школьников в современном образовании.

Анализ практического опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса (на примере средней школы № 90 Ярославля)

В статье представлен анализ проведенного анкетирования с целью выявления опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса.

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.

Пути формирования экологической исследовательской культуры учеников через кружковую работу

В статье авторы рассматривают экологическое образование через дополнительное образование. Основной объект — экологический кружок. Авторы пути повышения экологической культуры и грамотности школьников через экологические клубы. Определяет понятий экол...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент системы наставничества (из опыта работы)

В статье автор раскрывает практические аспекты организации наставничества посредством разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута педагога.

Задать вопрос