В статье автор пытается определить фактор профессионального роста учителя в системе школьного методического объединения.
Ключевые слова: школьное методическое объединение, профессиональное развитие, учитель-предметник, наставничество
Эффективность системы образования во многом зависит от уровня профессионализма педагогических работников, их стремления к новаторству и совершенствованию образовательного процесса. Школьные предметные методические объединения педагогов как раз и призваны обеспечить решение обозначенных задач.
В современном образовании востребован учитель, который умеет выстраивать свою профессиональную деятельность на основе критического и творческого изучения передового педагогического опыта и достижений науки. В этой связи меняется роль методического сопровождения учителя, совершенствуются способы организации методической работы в школе на всех профессиональных уровнях.
Методическая работа в школе представляет собой базирующуюся на конкретном анализе учебной и воспитательной деятельности целостную систему взаимосвязанных между собой компонентов — целей, содержания, способов и результатов, — направленных на повышение квалификации учителей и развитие их профессионального мастерства [1].
Как показывает анализ практики, отечественная школа богата учителями, которые занимаются профессиональным и личностным самосовершенствованием, предлагают новаторские проекты для педагогического процесса, получают высокие результаты в образовании своих обучающихся. Есть другие учителя, не настолько успешные в работе, иногда просто малоопытные, однако нуждающиеся в методической помощи. Вместе с тем, все педагоги испытывают потребность в обмене педагогическим опытом, в совместной разработке актуальных программ.
Необходимым в методическом объединении является оказание профессиональной помощи учителям-предметникам и классным руководителям в усовершенствовании и развитии их педагогического мастерства, включающего в себя знания, умения и навыки, которые важны для учителя, работающего в современных условиях. Одним из факторов профессионального роста учителя в рамках образовательной организации является школьное методическое объединение
Школьное методическое объединение рассматривается как содружество педагогов, преподающих в школе предметы, которые можно объединить в рамках одной образовательной области [5]. Методическим объединением в школе руководит председатель из числа учителей, обладающий следующими характеристиками:
— имеет первую или высшую квалификационную категорию;
— достиг высоких результатов в профессиональной деятельности;
— пользуется уважением среди руководства и коллег;
— проявляет коммуникативные навыки;
— является лидером в своей профессиональной среде.
Методическое объединение в школе ставит целью своей работы оказание помощи учителям-предметникам и классным руководителям в организации образовательного процесса, посредством обобщения педагогического опыта на основе реализации индивидуального подхода в воспитании и обучении [3].
Слободчиков В. И. выделяет следующие направления деятельности методического объединения:
— анализ результатов образовательной деятельности по предметам;
— участие в разработке вариативной части учебных планов, внесение изменений в требования к минимальному объему и содержанию учебных курсов;
— проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий по учебному предмету;
— подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации и квалификационного разряда учителей;
— изучение вопросов организации и проведения исследовательской работой учащихся;
— организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых информационных технологий обучения;
— улучшение учебно-материальной базы и оснащение учебных кабинетов;
— разработка и проведение различных конкурсов, олимпиад по предметам;
В работе методических объединений за основу выдвигается решение следующих задач :
— помощь в развитии профессионального и творческого развития учителей;
— изучение инновационных методов и приемов в педагогической сфере, освоение технологической деятельности и её применение в предметной сфере;
— изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта исследователей в профессиональную сферу.
В научно-методической литературе существует большое разнообразие форм методической работы. Они определяются сложностью и разнообразием ставящихся целей и задач. Ученые выделяют две группы организационных форм методической работы: коллективные и индивидуальные [7].
К первой группе можно отнести семинары и практикумы, научно-практические конференции, школьные методические объединения, создание творческих групп учителей, школьные методические кабинеты и т. д. Индивидуальными формами методической работы выступают такие из них, как стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над индивидуальной творческой темой, самообразование и т. п.
Можно выделить следующие основные формы работы в методическом объединении:
— актуализация и проведение педагогических экспериментов; по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их в работу;
— проведение круглых столов, совещаний, семинаров по учебно-методическим вопросам и отчеты учителей;
— проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
— посещение лекций, докладов, совещаний, дискуссии по вопросам методики обучения и воспитания, общей педагогики и психологии;
— изучение и реализация требований руководящих документов, проведение предметных и методических недель с взаимным посещением уроков, контроль за качеством проведения уроков [6].
В школах, как правило, используются четыре ведущих формы методической работы: наставничество, самостоятельная работа учителя, открытый урок, заседание методического объединения. Кратко раскроем каждую из них.
Наставничество представляет собой такую форму методической работы, главной целью которой является передача маститыми коллегами своего опыта молодым учителям. Важным здесь является совместная работа коллег над рабочими программами, выборе актуальных методов обучения детей, рефлексия результатов.
Целью самостоятельной работа учителя выступает повышение квалификации, устранение недостатков учебного курса и его усовершенствование. В данном случае производится разработка учебного плана, программы, отдельных фрагментов учебного пособия, проведение экспериментов по апробированию нововведения и внесение в него подходящих исправлений.
В ходе открытого урока осуществляется передача накопленного опыта молодым педагогам, демонстрируются актуальные элементы и методы, реализация которых вызывает затруднение у начинающих учителей.
Заседание методического объединения по сути является командной разработкой управленческих решений по реализации специальных условий для результативного сотрудничества членов школьного методического объединения по той или иной методической проблеме. На заседании анализируются результаты проделанной работы, творческие отчеты учителей, заслушиваются доклады их разработок по определенной методической проблеме, происходит принятие управленческого решения по этой проблеме [4].
Организационная работа школьного методического объединения состоит из нескольких элементов, а именно:
— аттестация педагогических кадров;
— участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях;
— курирование членов методического объединения;
— помощь молодым учителям.
В содержание информационной работы школьного методического объединения входит наблюдение за новой психолого-педагогической и методической литературой, которая важна для усовершенствования педагогического опыта; освоение инновационных педагогических технологий; создание единой методической базы по различным направлениям деятельности; проведение информационной работы с обучающимися и их родителями и др.
Методическая работа школьного методического объединения связана с изучением и передачей педагогического опыта; с обучением и поддержкой молодых учителей; с проведением предметных недель каждую четверть; с проведением открытых уроков; с использованием актуальных педагогических технологий
Диагностико-аналитическая деятельность школьного методического объединения включает два основных аспекта:
— анализ уровня знаний учащихся, который производится по результатам контрольных работ, итоговых оценок и результатам экзаменов;
— анализ деятельности школьного методического объединения за текущий учебный год.
Важными условиями результативности и развития школы, использующей методическое объединение, являются: осведомление учителей о новых требованиях, которые предъявляют к профессионально-педагогической деятельности, и о последних достижениях педагогической науки; обучение педагогических работников, усовершенствование профессиональной квалификации до уровня, необходимого при работе в школе; раскрытие, исследование и распространение педагогического опыта другим членам коллектива; подготовка и сбор методического обеспечения для высокого осуществления образовательного процесса в школе [2].
Таким образом, можно сделать вывод: школьное методическое объединение является коллективным органом, который содействует повышению профессиональной мотивации учителей, методическому ознакомлению учителей-предметников с новинками профессиональной деятельности и, в конечном итоге, способствует развитию творческого потенциала педагога.
Литература:
- Антонов, Н.В., Иванова, О. А. Профессиональное развитие педагогов в условиях образовательной организации [Текст]/Н. В. Антонова, О. А. Иванова // Вестник НВГУ. — 2019. — № 1. — С. 51–57.
- Баранова, Н.А., Поваренкова, Ю. П. Классификация основных подходов к проблеме сопровождения личности в отечественной педагогике и психологии [Текст] /Н. А. Баранова, Ю. П. Поваренкова// Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 4. — С. 124–131.
- Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст]/ А. С. Воронин. — Екатеринбург: ЕГПУ, 2006. — 135 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 2001. — 327 с.
- Казакова, Е. И. Педагогическое сопровождение: Опыт международного сотрудничества. [Текст] / Е. И. Казакова. — СПб.: На путях к новой школе, 1995. –186 с.
- Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю. А. Конаржевский [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001296416
- Слободчиков, В. И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема [Текст] / В. И. Слободчиков // Инновации в образовании. — 2003. — № 5. — С. 5–11.