Опыт формирования познавательной мотивации у обучающихся в условиях суворовского военного училища | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 25.02.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Ионов, Д. В. Опыт формирования познавательной мотивации у обучающихся в условиях суворовского военного училища / Д. В. Ионов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111518/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье дается определение познавательной мотивации, объясняется актуальность её формирования у обучающихся, рассматриваются особенности этого процесса во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Ключевые слова: суворовское военное училище, суворовец, познавательная мотивация, воспитательная работа, внеурочная деятельность.

Познавательная мотивация — это внутреннее стремление, интерес или желание к приобретению новых знаний, пониманию окружающего мира и развитию когнитивных навыков. Это психологический аспект, который поддерживает человеческую активность в области обучения и познания. Люди с выраженной познавательной мотивацией обычно испытывают удовлетворение от процесса учения и стремятся к расширению своих знаний. Познавательная мотивация может быть внутренней, когда человек мотивирован самостоятельно учиться и познавать мир, или внешней, когда внешние факторы, такие как похвала или вознаграждение, способствуют усилиям в обучении. Познавательная мотивация может важна для академического успеха, саморазвития и профессионального роста. Познавательная мотивация может быть подкреплена любознательностью, интересом к предметам или проблемам, а также стремлением к самосовершенствованию.

Формирование познавательной мотивации суворовцев — это неотъемлемая часть воспитательного процесса в суворовском училище, которая позволяет решать следующие задачи:

— Содействие академическому успеху. Суворовцы с высокой познавательной мотивацией чаще проявляют интерес к учебе и более эффективно усваивают материал. Они стремятся к пониманию и глубокому освоению предметов, что может привести к лучшим результатам в учебе.

— Развитие самообразования. Познавательная мотивация стимулирует самостоятельное изучение и стремление к знаниям даже за пределами учебной программы. Суворовцы с развитой познавательной мотивацией могут становиться активными участниками своего образовательного процесса.

— Формирование критического мышления. Интерес к познанию часто сопровождается стремлением к анализу, обсуждению и критическому мышлению. Эти навыки могут быть полезными не только в учебе, но и в повседневной жизни.

— Профессиональное развитие. Развитая познавательная мотивация может стать основой для профессионального роста суворовца в будущем. Умение постоянно обновлять свои знания и исследовать новые области становится важным в современном обществе.

— Саморазвитие и самопознание. Имея познавательный интерес, суворовцы могут лучше понимать свои интересы, склонности и цели, что способствует формированию собственной личности и самоопределению.

— Поддержка эмоционального благополучия. Занятия интересными и познавательными задачами могут способствовать эмоциональному удовлетворению и радости от обучения, что важно для поддержания мотивации и учебной активности.

Формирование познавательной мотивации у суворовцев требует комплексного подхода, который учитывает индивидуальные особенности обучающихся. Для формирования познавательной мотивации целесообразно использовать следующие стратегии в воспитательной работе:

— Создание интересных задач. Разнообразие и интересные задачи способствуют привлечению внимания суворовцев. Во время учебных занятий и внеклассных мероприятий следует использовать формы работы, которые поддерживают активное участие обучающихся, предполагают решение нетривиальных проблем, включают исследовательский подход, групповую работу и практические задания.

— Связь с реальной жизнью. Необходимо показать, как учебный материал применяется в реальной жизни. Это помогает суворовцам видеть ценность своих знаний и устанавливать связи между учебой и окружающим миром.

— Поддержка самостоятельного обучения. Воспитателям следует поощрять самостоятельное изучение. Суворовцам нужно предоставлять возможность выбирать темы и исследовать их самостоятельно, давая им чувство контроля и ответственности за свое обучение.

— Использование ИКТ технологий. Эффективна интеграция современных технологий в учебно-воспитательный процесс, например, видеоуроков, интерактивных пособий, онлайн-ресурсов, компьютерных программ и приложений.

— Обратная связь и поощрение. Важно поощрять суворовцев за их усилия и достижения. Позитивная обратная связь и поощрение могут укрепить познавательную мотивацию, способствовать созданию «ситуации успеха». Актуальна и организация взводных и ротных мероприятий, конкурсов, наград и других форм признания успехов суворовцев, что способствует формированию познавательной мотивации.

— Дифференцированный подход. Следует учитывать разнообразие уровней способностей и интересов суворовцев, предлагая задания, соответствующие их индивидуальным потребностям, а также предоставляя дополнительные задания для тех, кто хочет глубже изучить тему.

— Приглашение гостей и экскурсии. Нужно поддерживать обучение через практику, приглашая гостей, проводя экскурсии или организовывая встречи с профессионалами в различных областях, чтобы рассказать об их опыте работы и показать практическое применение учебных предметов в реальной жизни. Эффективным будет привлечение успешных выпускников суворовских училищ в качестве ролевых моделей.

— Патриотическая и профориентационная составляющая. Это демонстрация связи между обучением и служением Родине, объяснение того, как приобретенные знания могут быть полезными в военной службе и в построении успешной военной карьеры.

Большое значение в вопросе формировании познавательной мотивации имеет проведение классных часов на данную тематику. Следует обратить особое внимание на такие формы проведения классных часов, как:

— Конкурсы, соревнования, викторины, квесты. Использование игровых педагогических технологий стимулирует у обучающихся соревновательный дух и интерес к учебе, делает её более увлекательной.

— Мастер-классы и практические занятия. Мастер-классы и практические занятия позволят суворовцам применить полученные знания на практике.

— Просмотр образовательных фильмов. Просмотр образовательных фильмов или документальных программ позволяет расширить кругозор обучающихся и побудить к дальнейшему исследованию.

— Круглые столы и дискуссии. Такая форма проведения классного часа способствует развитию критического мышления и активной образовательной деятельности суворовцев.

При организации классных часов необходимо учитывать актуальность тем, которые интересны суворовцам и имеют для них реальное значение. Можно привести следующие примеры:

— Личные истории успеха. Следует знакомить суворовцев с людьми, чьи личные истории успеха могут вдохновить обучающихся. Это могут быть представители различных профессий, а для суворовцев особый интерес могут представлять личности знаменитых полководцев.

— «Зачем учиться?» Эта тема подразумевает обсуждение практической пользы образования и влияния знаний на будущую карьеру и жизнь.

— «Профессии будущего». Рассмотрение новых и перспективных профессий, которые могут появиться в будущем, и необходимых для них навыков.

— «Путеводитель по миру технологий». Обсуждение последних технологических трендов и того, какие возможности они открывают для будущих профессий.

— «Биографии знаменитых ученых и изобретателей». Рассмотрение жизни и достижений известных личностей в науке и технике.

— «Как я могу использовать свои знания?». Практические примеры того, как учебные предметы могут быть применены в реальной жизни.

— «Какие книги могут изменить мою жизнь?» Рекомендации книг, которые могут вдохновить, расширить кругозор и мотивировать к поиску знаний.

— «Мир профессиональных возможностей». Исследование различных профессий, их требований и возможностей для развития.

— «Секреты успешного обучения» Разбор методов и стратегий, которые помогут суворовцам успешно учиться и развиваться.

— «Освоение новых навыков». Обсуждение важности непрерывного обучения и приобретения новых навыков в современном мире.

— «Путешествие в мир научных открытий». Рассказ о знаменитых научных экспедициях и открытиях, которые изменили представление о мире.

Подводя итог, можно сказать, что формирование познавательной мотивации не только способствует успешному усвоению учебного материала, но и подготавливает суворовцев к более эффективному взаимодействию с окружающим миром и самореализации в будущем. Эффективное формирование познавательной мотивации требует постоянного внимания к потребностям учеников и гибкости в подходе к обучению. Эффективное формирование познавательной мотивации в суворовском училище требует учета военных аспектов и специфики подготовки, совмещенных с привлекательными методами обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная мотивация, суворовец, реальная жизнь, критическое мышление, окружающий мир, формирование, академический успех, внеурочная деятельность, воспитательная работа, развитая познавательная мотивация.


Похожие статьи

Воспитание толерантности у суворовцев во внеурочной деятельности

В статье рассматриваются особенности формирования толерантности у обучающихся в рамках нравственного направления воспитательной работы во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Особенности воспитательного процесса в сельской школе

В статье раскрывается социальное значимость сельской школы, рассматриваются особенности организации в ней воспитательного процесса и внеурочной деятельности школьников, специфичность воспитательной работы в сельских школах.

Применение технологии этического диалога как средства духовно-нравственного воспитания суворовцев

В статье рассматриваются особенности применения технологии этического диалога для достижения целей духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Формирование навыков исследовательской работы во внеурочной деятельности суворовцев (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы преподавателей суворовского училища по формированию навыков исследовательской деятельности во внеурочное время в условиях довузовского военного образования, в частности представлен опыт проектно-исследовательской деят...

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы

В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Формирование коммуникативных умений и навыков у нахимовцев через внеурочную деятельность (из опыта работы)

Статья посвящена роли внеурочных занятий в формировании коммуникативной компетенции у нахимовцев в условиях обучения в закрытом довузовском учебном заведении Министерства обороны.

Похожие статьи

Воспитание толерантности у суворовцев во внеурочной деятельности

В статье рассматриваются особенности формирования толерантности у обучающихся в рамках нравственного направления воспитательной работы во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Особенности воспитательного процесса в сельской школе

В статье раскрывается социальное значимость сельской школы, рассматриваются особенности организации в ней воспитательного процесса и внеурочной деятельности школьников, специфичность воспитательной работы в сельских школах.

Применение технологии этического диалога как средства духовно-нравственного воспитания суворовцев

В статье рассматриваются особенности применения технологии этического диалога для достижения целей духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Формирование навыков исследовательской работы во внеурочной деятельности суворовцев (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы преподавателей суворовского училища по формированию навыков исследовательской деятельности во внеурочное время в условиях довузовского военного образования, в частности представлен опыт проектно-исследовательской деят...

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы

В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Формирование коммуникативных умений и навыков у нахимовцев через внеурочную деятельность (из опыта работы)

Статья посвящена роли внеурочных занятий в формировании коммуникативной компетенции у нахимовцев в условиях обучения в закрытом довузовском учебном заведении Министерства обороны.

Задать вопрос