Развитие мотивации обучения кадет через развитие активности и интереса к будущей военной профессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.12.2015

Статья просмотрена: 1159 раз

Библиографическое описание:

Мишин, Г. А. Развитие мотивации обучения кадет через развитие активности и интереса к будущей военной профессии / Г. А. Мишин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24.2 (104.2). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24710/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

В соответствии с Уставом и Регламентом Севастопольского ПКУ приоритетными направлениями учебно-воспитательной деятельности являются воспитание патриотизма, любви к своей Родине, а также мотивирование и подготовка кадет к продолжению обучения в профильных Военно-учебных заведениях РФ. Повышение качества успеваемости, уровня дисциплины и внутреннего порядка также являются основными направлениями в деятельности воспитателей.

Низкая личная ответственность отдельных воспитанников, недостаточный уровень самодисциплины, пониженная роль младших командиров подрывают основы коллективной работы на результат, особенно для кадет младших курсов. Воспитание патриотизма, командного духа, дружбы и спаянности коллектива на примере героических высокопрофессиональных действий подводников Великой Отечественной войны, а также привитие интереса к героической профессии моряка — подводника, несомненно, будут способствовать развитию мотивации к успешному освоению основной образовательной программы с одной стороны и выбору военной профессии моряка-подводника с другой.

Поделюсь соображениями о путях развития мотивации через развитие интереса при выполнении творческого проекта на учебном курсе «… И нет нам тверже почвы под ногами, чем палубы подводных кораблей».

Суть данного проекта. Каждый класс, работая в контексте общей темы (объекта исследования), выбирает себе в качестве предмета исследования боевую деятельность одного из героев-подводников и экипажа под его командованием. Предметом исследования также являются тактические характеристики подводных лодок времен Второй мировой войны, их вооружения и тактических приемов его использования. Основной акцент исследования — единство и спаянность подводников, высочайший профессионализм, основанный на разносторонних знаниях, беззаветная преданность Родине, стойкость и мужество, строгое подчинение воле командира, умение принимать единственно правильное решение и сохранять выдержку в самых сложных ситуациях.

Общим руководителем и координатором проекта является старший воспитатель — начальник курса, который разрабатывает замысел, задание, календарный план, координирует и проводит необходимые консультации других участников. Руководителями проектов в классе являются классные руководители, которые формируют команду участников — «экипаж наследников боевой славы героев- подводников». Команда формируется на принципе добровольного участия, однако, целесообразно привлечение к работе всех кадет. Руководители проекта разрабатывают календарный план работы, согласованный с общим планом, распределяют исполнителей по отдельным направлениям, организуют работу исполнителей.

На завершающем этапе участники готовят презентации и на общей конференции проводят защиту своих проектов. Завершается работа проведением Урока мужества «…И нет нам тверже почвы под ногами, чем палубы подводных кораблей» в преддверии Дня подводника. По согласованию с Советом ветеранов г. Севастополя планируется участие кадет в торжественном мероприятии, посвященном Дню подводника 19.03.2016 у памятника Героям-подводникам.

Практическая деятельность педагогов-воспитателей по реализации данного проекта должна основываться на знании психологии развития мотивации и исходит из следующих основных положений.

Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов, средств побуждения, учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация)

В своей деятельности по выполнению проекта педагоги-воспитатели должны учитывать, что:

— мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности кадета. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации.

— мотив обладает количественными (по принципу «сильный — слабый») и качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Если для одних кадет деятельность значима сама по себе (напр., удовлетворение познавательной потребности в процессе учения), то это — внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация характерна для наиболее подготовленных кадет, а для слабых кадет — внешняя мотивация — избегание осуждения и наказания за плохую учёбу.

Все новые технологии самостоятельного обучения, к которым, несомненно относится выполнение предполагаемого проекта предполагают повышение активности обучаемых. Активность характеризует отношение обучающегося к учению, освоению содержания и определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Истина, добытая путём собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

С активностью непосредственно сопряжена ещё одна сторона мотивации учения — самостоятельность (деятельность, осуществляемая учащимся без прямой помощи других лиц). Познавательная активность и самостоятельность неотделимы: более активные — более самостоятельные, недостаточная активность лишает самостоятельности учащихся.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизация — это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Пути активизации, используемые в педагогической практике, включают разнообразные формы, методы, средства обучения, их сочетания, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучаемых.

Поэтому на поисковом и аналитическом этапах работы над проектом кадетам самостоятельно и с помощью педагога-воспитателя предлагается определять и использовать различные источники и способы получения информации: интернет- ресурсы, библиотечный фонд, переписка с Центральным военно-морским музеем и др. Такая деятельность вынуждает кадет постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, взаимодействовать со специализированными компьютерными программами, мультимедийными обучающими системами.

Наибольший эффект активизации достигается в таких ситуациях, в которых обучаемые должны:

— отстаивать свое мнение,

— принимать участи в дискуссиях и обсуждениях,

— ставить вопросы своим коллегам и преподавателям,

— рецензировать ответы своих коллег,

— оценивать ответы и письменные работы своих коллег,

— заниматься обучением отстающих,

— объяснять непонятное и трудное для усвоения более слабым учащимся,

— находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы),

— создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий.

Очевидно, что наибольшая активизация наблюдается на практическом этапе работы при разработке сценариев и проведении презентаций проектов. Роль педагога-руководителя в формировании активности обучаемых будет заключаться в умелом и грамотном распределении функций и направлений творческой деятельности кадет, основанном на знании их индивидуальных способностей и пристрастий, выявленных в течение предыдущего обучения. Немаловажное значение имеет выбор форм и способов представления результатов своей работы: от использования программы PowerPoint до сценических постановок.

Немаловажное значение для достижения целей проекта играет формирование интереса кадет к объекту исследования.

Интерес — один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека (interest — имеет значение, важно). Интерес — реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Интерес — положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания.

Как утверждал крупнейший отечественный психолог Л. С. Выготский, «Интерес — вечный двигатель всех человеческих изысканий, неугасающий огонь пытливой души». Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах:

1. «Первый педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен».

3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».

Педагогическая практика выработала многообразие путей и средств для формирования устойчивых познавательных интересов:

— увлеченное преподавание,

— новизна учебного материала,

— историзм,

— связь знаний с судьбами людей, их открывших,

— показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся,

— использование новых и нетрадиционных форм обучения,

— обучение с компьютерной поддержкой,

— применение мультимедиа-систем,

— использование интерактивных компьютерных средств,

— взаимообучение (в парах, микрогруппах),

— показ достижений обучаемых,

— соревнование (с коллегами),

— создание положительного микроклимата в группе,

— доверие к обучаемому,

— педагогический такт и мастерство педагога,

— положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым,

— гуманизация межличностных отношений и др.

Очевидно, что практически все эти пути и средства применимы для реализации целей проекта.

Первоначальный интерес к профессии моряка-подводника был заложен ранее при проведении тематического классного часа «Славные традиции моряков-подводников». Однако, ознакомление кадет с героической боевой деятельностью советских подводников во время Великой Отечественной войны является лишь задачей, способствующей воспитанию у кадет патриотизма, любви к Родине, уважения к истории своей страны как основных компонентов гражданской идентичности, а также формированию командного духа, единства и сплоченности кадетского коллектива. Однако, для достижение главной цели — формирование у кадет осознанного стремления к овладению профессией моряка- подводника — требуется развитие интереса кадет в данном направлении.

Профессор Л. С. Выготский писал: «Любопытство (интерес) — это бенгальский огонь, фейерверк, оно быстро и ярко вспыхивает, но также внезапно и гаснет. На нём нельзя построить полноценное обучение. Что нужно для возбуждения любопытства? Не так уж много — завлекательное начало, динамический сюжет, неожиданный поворот. А для того, чтобы костер горел долго и жарко, требуется великое искусство держать учащихся «между». Буквальный перевод с лат. «inter -est» — «быть между», т. е. чувствовать недостаточность того, что есть, и стремиться к тому, чтобы достичь большего, одолеть неведомое. Интерес, направляется на то, чтобы применить к делу и реализовать свои собственные силы, силы своего существа. Как аппетит приходит во время еды, так и интерес крепнет по мере проникновения в суть предмета. Чем больше узнаешь, тем интереснее становится узнавать дальше. Знания и интересы — неразъединяемое целое».

Это приводит к тому, что для достижения главной цели проекта необходимо прививать у кадет понимание того, что героизм и подвиг подводников основывается прежде всего на высочайшем профессионализме. Профессионализм же является сплавом разносторонних знаний, умений, навыков и опыта. Для развития интереса к данной тематике кадетам в рамках проекта предлагается для исследования ряд самостоятельных тем (направлений):

  1.          История и основные этапы развития подводного флота России.
  2.          Основные тактические свойства и тактико-технические элементы подводных лодок (пл).
  3.          Устройство и основные характеристики подводных лодок времен Великой Отечественной войны типа «М», «Щ», «С», «К».
  4.          Вооружение советских пл времен Великой Отечественной войны и тактические приемы его применения.
  5.          Торпедная атака пл надводной цели. Основы маневрирования пл для решения задачи встречи торпеды с целью.
  6.          Обитаемость пл времен Великой Отечественной войны и основы организации борьбы за живучесть.
  1.          Думается, что погружение в проблематику темы будет способствовать осознанию кадетами необходимости более глубокого овладения знаниями. Этому также будет способствовать продолжение проектной деятельности в старших классах, связанной с современным этапом развития и деятельности подводных лодок ВМФ России, что, в конечном счете, будет способствовать достижению главной цели — формирование у кадет осознанного стремления к овладению профессией моряка- подводника.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, интерес, кадет, деятельность, учащийся, внутренняя мотивация, высочайший профессионализм, командный дух, педагогическая практика, подводная лодка времен.


Похожие статьи

Начальные профессиональные компетенции как основа профориентационного самоопределения и социальной адаптации выпускника школы

Способность к профессионально-личностной рефлексии как фактор успешного становления будущего педагога

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном учебном заведении

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание»

Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности

Функциональная роль классного руководителя в формировании личностных качеств выпускника колледжа

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Развитие экономического мышления студентов вуза как основа формирования их активной гражданской позиции

Похожие статьи

Начальные профессиональные компетенции как основа профориентационного самоопределения и социальной адаптации выпускника школы

Способность к профессионально-личностной рефлексии как фактор успешного становления будущего педагога

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном учебном заведении

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание»

Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности

Функциональная роль классного руководителя в формировании личностных качеств выпускника колледжа

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Развитие экономического мышления студентов вуза как основа формирования их активной гражданской позиции

Задать вопрос