Роль проектной деятельности в профессиональной ориентации кадет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 02.10.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Лухтин, А. В. Роль проектной деятельности в профессиональной ориентации кадет / А. В. Лухтин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106290/ (дата обращения: 19.12.2024).



Метод проектов способ организации самостоятельной деятельности кадет по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию, развитие интеллектуальных возможностей, волевых качеств, в процессе деятельности по решению интересующей проблемы [1].

Учебный проект с точки зрения кадета — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, а результат (найденный способ решения проблемы) носит практический характер, и, что весьма важно, интересен и значим для самого открывателя.

Учебный проект с точки зрения воспитателя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, это одно из эффективнейших средств формирования универсальных учебных действий учащихся [2].

В теории и практике выделяют следующие виды проектов [3]:

По доминирующей в проекте деятельности:

— практико-ориентированные (нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы и др.);

— исследовательские (по структуре приближены к научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, цели, задач, методов, источников информации, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, оформление результатов);

— информационные (направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов);

— творческие (не имеет строгой структуры, подчиняется жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);

— ролевые (проектанты выступают в роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

По характеру контактов между участниками проекты бывают [3]:

— внутриклассные;

— внутришкольные.

По количеству участников проекта:

— индивидуальные;

— групповые.

По продолжительности:

— мини-проекты (укладываются в 1 урок);

— краткосрочные (4–5 уроков);

— среднесрочные;

— долгосрочные.

Можно выделить следующие требования к учебному проекту [4]:

  1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
  2. Планирование действий по разрешению проблемы.
  3. Наличие исследовательской работы учащихся (в том числе работа по поиску и обработке информации).
  4. Определение результата работы над проектом, иначе говоря, продукта.
  5. Представление конечного продукта деятельности.

Существуют этапы проектной деятельности [5]:

— мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

— планирующий — подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

— информационно-операционный (кадеты собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; воспитатель наблюдает, координирует, поддерживает);

— рефлексивно-оценочный (кадеты представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; воспитатель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

При таком построении проектной деятельности кадеты оказываются в различных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленных целей.

Осуществление проектной деятельности должно соответствовать возрастным возможностям. Основоположник психолого-педагогической теории Л. С. Выготский писал: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».

Ничто так не расширяет кругозор, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенгазеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает интерес, тогда достигается особый положительный эффект. Деятельность должна заинтересовывать кадет необычными задачами и материалами.

Наряду с формированием универсальных учебных действий кадет одной из ведущих целей Оренбургского президентского кадетского училища является подготовка подрастающего поколения к служению Отечеству на военном поприще. В рамках профессиональной ориентации кадеты 5 учебного курса в 2022/2023 учебном году знакомились с видами и родами войск РФ, чтобы в дальнейшем, при выборе профессии военнослужащего могли свободно ориентироваться в данном направлении. Данную работу мы строили на основе проектной технологии.

Структура занятий состояла из этапов:

— актуализация знаний;

— постановка проблемы исследования;

— выдвижение гипотез (предположений);

— работа в группах, парах (исследование проблемы, подтверждение или опровержение гипотез);

• презентация «продукта» исследования;

— общие выводы по итогам проектной деятельности.

В ходе системы занятий кадеты взвода провели работу по изучению видов и родов войск РФ и представили информационно-исследовательские проекты, которые были направлены на работу с информацией о каком-либо объекте: ознакомление с информацией, ее анализ и обобщение в виде презентаций и подобранных видеоматериалов.

Темы проектов были разделены на группы:

Темы проектов (виды войск):

Темы проектов (рода войск):

  1. Сухопутные войска.
  2. Военно-воздушные силы.
  3. Военно-морской флот.
  4. Ракетные войска стратегического назначения.
  5. Космические войска.
  6. Воздушно-десантные войска.

Для выполнения проектов кадетами была выбрана индивидуальная форма работы. Одним из самых важных этапов проектной деятельности явилась работа с источниками информации: сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников, тем самым формируя информационную компетентность. В ходе проектирования кадеты учились ставить вопросы, а воспитатель, в роли независимого консультанта, отвечал на них. Заключительным этапом проектной деятельности явилась защита проекта. В нашем взводе авторы проектов выступали на классных часах, проводимых на курсе.

При оценивании проекта мы применяли следующие критерии:

Актуальность

Обоснованность темы проекта

Полнота изучения вопроса, осведомленность автора по теме

Достаточно широкое использование источников по данной тематике и свободное владение материалом

Научность

Использование научных терминов и оперирование ими

Системность, структурированность

Логическая взаимосвязь всех разделов работы, наличие методологического аппарата исследования

Значимость

Возможность применять полученные результаты и выводы в теории или практике

Интегративность

Связь различных областей знаний в единой идее исследовательского проекта

Креативность (творчество)

Наличие оригинальных идей, методов решения

Публичное представление, коммуникативность

Логическое представление хода исследования и его результатов; стилистически грамотное и тезисное изложение результатов своей деятельности; соблюдение временного регламента

Рефлексивность

Индивидуальное отношение авторов проекта к процессу проектирования и результату своей деятельности. (Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?)

Для того чтобы кадеты более глубоко осознали суть проектной деятельности, логику ее построения, мы использовали в работе Закон «Шесть П»: то есть проект — это:

1. П-Проблема.

2. П-Проектирование (планирование).

3. П.-Поиск информации.

4. П.-Продукт.

5. П.-Презентация.

6. П.-Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и др.

Проектная деятельность, организованная таким образом, позволила выработать стремление и умение у кадет самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения.

Проектная деятельность способствовала достижению личностных результатов : формирование социальных ценностей, уважительного отношения к иному мнению; развитию мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

достижению метапредметных результатов : развитие мыслительных операций (познавательные УУД), умений работать с информацией, организовывать собственную деятельность, осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку (регулятивные УУД); излагать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог, осуществлять взаимодействие в группах разного состава (коммуникативные УУД); достижению предметных результатов .

В заключение можно сделать вывод, что технология проектной деятельности предоставляет широкие возможности для формирования универсальных учебных действий, способствует подготовке кадет к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс воспитания из стен училища в окружающий мир.

Литература:

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.
  2. Цветкова М. С. Столетие проектного обучения. // (Приложение к газете «Первое сентября»). 2002. № 20.
  3. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула //Директор школы. 1998. № 3.
  4. Гафурова Н. О., Чурилова Е. Ю. Проектный метод. 2002. № 9.
  5. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, кадет, проект, учебный проект, возможность, деятельность, достижение, источник информации, работа, род войск РФ.


Похожие статьи

Роль проектной деятельности в развитии речи детей

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Роль лабораторных занятий в повышении качества и эффективности профессиональной подготовки

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Формирование профессионально-важных качеств будущих юристов в процессе профессионального обучения

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Планирование инновационной деятельности в образовательной организации для повышения педагогической компетентности родителей

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Похожие статьи

Роль проектной деятельности в развитии речи детей

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Роль лабораторных занятий в повышении качества и эффективности профессиональной подготовки

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Формирование профессионально-важных качеств будущих юристов в процессе профессионального обучения

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Планирование инновационной деятельности в образовательной организации для повышения педагогической компетентности родителей

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Задать вопрос