Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Внедрение андрагогического подхода в педагогический процесс военного вуза

Педагогика
09.05.2022
31
Поделиться
Библиографическое описание
Миненко, Е. Ю. Внедрение андрагогического подхода в педагогический процесс военного вуза / Е. Ю. Миненко, Н. Ю. Великоборец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 461-464. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91292/.


Внедрение в практику военного обучения андрагогического подхода позволит успешнее решать проблемы обучения. Введение специального раздела в структуре военной педагогики, касающегося теоретического обоснования андрагогического подхода и соответствующей технологии обучения курсантов в военной школе позволит качественно подготовить военного специалиста.

Ключевые слова: обучение, педагогический процесс, андрогогические механизмы.

На сегодня служба в Вооружённых Силах является социально значимой деятельностью в нашем обществе. Курсанты, обучаясь, могут создать свои семьи, завести детей, что в принципе и происходит.

Взрослый человек, в отличие от не взрослого, обладает относительно сформированными психофизиологическими функциями, в частности эмоционально-волевой сферой. Важное отличие взрослого человека — наличие у него большого объёма жизненного опыта, который выступает в трёх разновидностях: бытовой, профессиональной и социальной [1, 3].

Цели обучения взрослых людей конкретны и тесно связаны с социально-психологическими, профессиональными, бытовыми, личностными проблемами, с которыми связаны достаточно ясные представления о дальнейшем применении полученных знаний, умений, навыков и качеств [1].

В современных условиях в педагогическом процессе военного вуза недостаточно учитывается тот факт, что обучающиеся являются взрослыми людьми, имеющими определённый жизненный опыт. Внедрение же андрагогического подхода в военно-профессиональной подготовку курсантов является одним из путей повышения эффективности обучения и воспитания офицерского состава (табл.1).

Курсанты должны захотеть учиться

Необходимо создать условия для внутренней мотивации индивидов к обучению

Курсанты будут изучать только то, что применимо на практике

Они хотят знать, «чем это поможет сейчас мне?»

Новые знания и навыки должны использоваться немедленно

Через месяц забывается 50 % того, что изучалось пассивно, через два месяца 80 %

На результат обучения большое влияние оказывает….

«ригидность» восприятия мышления

Андрагогический подход имеет ряд отличий, которые лучше рассмотреть, сопоставляя традиционную педагогическую [1, 3] и андрагогическую модели обучения (табл. 2).

Традиционная модель обучения

Андрагогическая модель

Курсант полностью зависит от преподавателя

Курсант испытывает потребность в самостоятельности, в самоуправлении, что повышает его роль в обучении

Опыт курсанта незначительный

Курсант по мере своего роста и развития аккумулирует значительный опыт

Готовность курсанта к учению: принуждение, давление и т. п.

Готовность курсанта к учению: потребность в изучении чего-либо для решения конкретных жизненных и служебных проблем, т. е. сам курсант играет ведущую роль в мотивации своего обучения

Курсант ориентируется на приобретение знаний впрок

Курсант приобретает те знания, умения, навыки и качества, которые необходимы ему для решения жизненно важных проблем.

Поэтому целью обучения являться совершенствование технологии обучения курсантов. То есть офицер, занимаясь повседневной деятельностью или участвуя в боевых действиях, должен постоянно проявлять инициативу, самостоятельность, брать на себя ответственность. В тоже время, традиционная модель обучения не способствует в полной мере формированию всех этих качеств и навыков. Обучающийся остаётся пассивным элементом процесса обучения, зависимым от педагога. Выпускнику в войсках приходится обучаться заново методом проб и ошибок. Внедрение же в обучение андрагогического подхода, будет способствовать решению этой проблемы и совершенствованию военно-профессиональной подготовки в целом.

Ведь процесс обучения есть процесс взаимодействия пяти основных элементов (рис. 1).

Организационно-деятельностная модель процесса обучения

Рис. 1. Организационно-деятельностная модель процесса обучения

Так как педагогика, ориентируется на деятельность лишь одного, элемента — преподавателя, то она по сути сводит понятие «обучение» к понятию «преподавание» [1]. А применяя при обучении андрагогическую модель обучающийся активно и реально участвует в организации процесса обучения. Отсюда вывод, что обучающийся является началом и концом своего процесса обучения.

Поэтому организация процесса обучения в большой степени зависит от личности обучающегося, от его психофизиологических и профессиональных особенностей. Поэтому главной задачей при организации обучения является уяснение преподавателем и самими курсантами этих особенностей. Добиться этого можно путем психолого-андрагогической диагностикикурсантов с применением андраго-педагогической модели (рис. 2).

Андраго-педагогическая модель обучения курсантов (по аналогии с подходом Змеёва С. И.)

Рис. 2. Андраго-педагогическая модель обучения курсантов (по аналогии с подходом Змеёва С. И.)

Каждый обучающийся воспринимает и овладевает информацией совершенно индивидуально, в зависимости от своих психофизиологических особенностей и индивидуальных характеристик познавательной деятельности. Этап диагностики реализуется практически каждым обучающимся, независимо взрослый или не взрослый. Однако, при обучении взрослых этап диагностики играет важную роль и имеет ряд существенных отличий.

При этом решаются важные задачи, такие как выявление индивидуальных особенностей конкретных людей, которые будут влиять на организацию и осуществление процесса обучения, и формирование у курсантов устойчивой мотивации обучения.

В эмпирической части исследования, основанной на диагностировании курсантов, затрагиваются основные черты личности человека, которые наиболее важны для успешного выполнения дальнейшей служебной деятельности (рис.3).

Черты характера

Рис. 3. Черты характера

Анализ результатов изучения оптимизма у курсантовпоказывает, что на 3-ем курсе 64 % курсантов достаточно объективны, самокритичны и оптимистичны. Принцип опоры на опыт курсанта, его практические знания, умения, навыки в качестве базы обучения и источника новых знаний, сподвигнет его к индивидуальной работе.

Черты характера

Рис. 4. Черты характера

Анализируя силу воли курсантов старших курсов, как взрослых людей, видно, что преобладают два критерия: характер и воля.

Проведя исследования на независимость курсантов видно, что большинство курсантов являются чересчур независимыми в своих суждениях и поступках. Поэтому преподаватель, применяя на практике принципы андрагогического подхода, сможет сформировать необходимую внимательность и уважение к мнению других людей не снижая при этом уровень независимости и самостоятельности суждений.

Так как для успешной командирской работы курсанту необходимо иметь средне выраженные черты лидера, а по результатам исследования такие проявляют только 32 %, поэтому их необходимо развивать, а внедрения андрагогического подхода в этом им поможет. Так как от будет стимулировать самостоятельность, ответственность и увлеченность делом.

Исходя из выше сказанного, можно предположить, что применение андрагогического подхода в обучении будет преследовать конкретные, жизненно важные цели для курсанта, заставлять их ориентироваться на выполнение различных социальных ролей или совершенствовать личность, а также строится как профессионал, с учетом профессиональной служебной, а также социальной и бытовой деятельности обучающегося (рис.5).

Диаграмма успеваемости курсантов с применением андрагогической модели обучения

Рис. 5. Диаграмма успеваемости курсантов с применением андрагогической модели обучения

Предложенный нами путь совершенствования обучения курсантов, на основе андрагогического подхода, позволяет при определённых условиях добиться значительно лучших результатов в подготовке военных специалистов, отвечающих современным требованиям.

Литература:

  1. Змеев С. И. Андрагогика — становление и пути развития.// Педагогика. — М., 1995.- № 2.
  2. Подласый И. П. Педагогика: Учебник. — М.: Высшее образование, 2007. — 540 с.
  3. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. — М.: ПЕРСЭ, 2003. — 207 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
обучение
педагогический процесс
андрогогические механизмы
Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 461-464):
Часть 7 (стр. 427-499)
Расположение в файле:
стр. 427стр. 461-464стр. 499

Молодой учёный