В статье проанализирована проблема мотивации учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений, представлены результаты социологических исследований, предложен современный инструмент (технология) — коучинг, способствующий решению различных проблем, возникающих в учебной деятельности курсантов, формированию положительного мотива к обучению, а также достижению высокой результативности и эффективности, как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: военное образование, методы обучения, мотивация учебной деятельности, коучинг
Динамичные изменения во всех сферах жизнедеятельности, происходящие в мире за последние десятилетия, резко повысили требования к подготовке специалистов. Это в равной степени относится и к системе подготовки специалистов в высших военных учебных заведениях.
Не секрет, что современный выпускник военного вуза должен обладать не только традиционными, заложенными во ФГОС ВО, профессиональными компетенциями, но и совершенно новыми, ориентированными на непрерывное самосовершенствование и самоорганизацию в соответствии с постоянно меняющимися условиями и тенденциями [1]. Для этого крайне важна личная высокая мотивация к учебной деятельности, отличающаяся от традиционных подходов, а именно к раскрытию личных способностей и возможностей и повышению личного результата [2, 3].
Однако, в результате настоящих исследований выявлено, что уровень развития мотивации учебной деятельности курсантов достаточно низок [4, 6]. Традиционное (одностороннее) развитие курсантов (около 90 % теоретических занятий, сводится к небольшому числу действий, среди которых слушание, запись под диктовку — воспроизведение изученного материала и т. п.), отрицательно сказывается на формировании мотивационной, эмоциональной, волевой сфер личности курсанта.
Глубокое изучение инновационного опыта обучения в высшей школе показывает наличие положительного эффекта в формировании мотивации учебной деятельности обучающихся в тех случаях, когда используются активные формы учебных занятий [3].
В настоящее время существует множество методов для достижения поставленной перед собой цели. Одним из таких методов является коучинг.
Коучинг — с английского «coach», переводится как «тренировать», «наставлять», «воодушевлять» [7]. В целом, коучинг — это система взаимодействия, направленная на быстрое достижение позитивных результатов, как личностных, так и организации в целом, а также это среда (или условия), которая облегчает движение человека к желаемым целям, принося высокие личные результаты или вдохновляя людей на обучение, или профессиональный или личностный рост [7, 8]. Коучинг можно применить к любому виду деятельности и это обязательно повлечет за собой улучшения результатов и создаст культуру личной высокой эффективности [7, 8].
Коучинг зародился в Америке в 80-х годах ХХ века. В 2001 году на законодательном уровне была признана сама профессия коуча. В России основными поставщиками услуг по коучингу являются Москва, Санкт-Петербург, существует Уральская школа тренинга в Екатеринбурге.
По мнениям большого количества экспертов для коучинга перспективными нишами являются творчество, обучение и воспитание. В целом, творчеству нельзя научить, однако можно научить творчески учиться, добиваться успеха через инновационный метод в образовании — педагогический коучинг, который не учит, а помогать учиться.
Сегодня коучинговый подход в обучении вызывает большой интерес, так как позволяет развивать самостоятельность, инициативу, навыки целеполагания и планирования в жизни обучающегося. Следовательно, применение принципов коучинга при подготовке курсантов будет способствовать формированию высокой мотивации учебной деятельности, а также динамичному развитию познавательного интереса, позитивного мышления, ответственности и уверенности в своих личностных силах и возможностях. В целом, обобщая вышеописанное, коучинг — это не обучение, а создание условий, в которых курсанты будут учится и расти сами.
Таким образом, используя коучинг в военных вузах, как инновационную эффективную педагогическую технологию, дающую гарантированный результат — мотивацию к учебной деятельности, можно решить актуальную проблему управления учебным процессом при подготовке офицерских кадров.
В рамках настоящего исследования проведено анкетирование курсантов о необходимости формирования мотивации к учебной деятельности с помощью коучинг-подхода. Фотофрагменты проведения опроса представлены на рис. 1.
Рис. 1. Фотофрагмент проведения опроса по вопросу формирования мотивации учебной деятельности курсантов при применении коучинг-подхода
В опросе приняли участие 30 курсантов Военного института (инженерно-технического), с 1 по 4 курс по разным специальностям. Промежуточные результаты исследований представлены на рисунках 2–4.
В целом, по результатам опроса на вопрос: «Можете ли Вы самостоятельно поставить (сформулировать) цель своей учебной деятельности?» от 50 % до 65 % курсантов ответили, что самостоятельно справляются с постановкой цели учебной деятельности, от 9 % до 24 % не могут самостоятельно ставить цели, и от 25 % до 31 % курсантов затруднились ответить на вопрос (рис. 2).
Рис. 2. Результаты опроса курсантов 1–4 курсов на вопрос: «Можете ли Вы самостоятельно поставить цель своей учебной деятельности?»
На вопрос: «Всегда ли Вы добиваетесь своей цели в учебной деятельности?» (рис. 3), от 11 % до 20 % курсантов ответили, что всегда добиваются поставленной цели в учебной деятельности, от 77 % до 87 % иногда добиваются поставленной цели и от 2 до 9 % курсантов никогда не добиваются цели и их этот особым образом не волнует.
Из рисунка 4 видно, что около 65 % курсантов для достижения поставленной учебной цели нуждаются в наставнике, преподавателе, кураторе.
Таким образом, промежуточные результаты опроса показали, что большинство курсантов умеют ставить цель и разрабатывать план по ее достижению, но зачастую результатом не довольны и поэтому нуждаются в помощи наставника (педагога, куратора).
Рис. 3. Результаты опроса курсантов 1–4 курсов на вопрос: «Всегда ли Вы добиваетесь своей цели в учебной деятельности?»
Рис. 4. Результаты опроса курсантов 1–4 курсов на вопрос: Нужен ли вам наставник (педагог, лидер, куратор) для достижения поставленной цели
Поэтому, инновационным инструментом позволяющим решить актуальную проблему при подготовке высококвалифицированных офицерских кадров по повышению мотивации к их учебной деятельности — сегодня может стать коучинг.
В рамках частично проведенных исследований установлено, что коучинг можно использовать в образовательной деятельности курсантов военных вузов, повышая результативность в обучении, развивая навыки целеполагания и планирования, а также самостоятельность, ответственность и инициативность.
Поэтому, намечена цель и задачи нового научного исследования по разработке современной эффективной педагогической модели, способствующей формированию культуры самоорганизации учебной деятельности курсантов военных вузов.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.12.2019).
2. Стратегия социального развития Вооруженных сил Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Министром обороны Российской Федерации, Приказ от 28 апреля 2008 г. № 241.
3. Овчаренко М. С. О подходах к решению проблемы подготовки военных специалистов // TRENDS IN THE WORLD OF SCIENCE: Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции (г. Смоленск, МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 7–11.
4. Михалев А. В. Проблемы мотивации курсантов высших учебных заведений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации // Педагогика высшей школы: педагогический опыт: теория, методика, практика//Изд-во: ООО «ЦНС «Интерактив плюс», г. Чебоксары. — С. 192–195.
5. Тенькова А. В. Особенности учебной мотивации студентов / А. В. Тенькова // Вестник ВГУ, серия: проблемы высшего образования, 2015 г., № 4. — С. 87–90.
6. Доломанюк Л. В. Мотивация учебной деятельности курсантов /Л. В. Доломанюк // Казанский педагогический журнал: Педагогика и психология профессионального образования, 2009 г., № 9–10. — С. 14–19.
7. Уитмор Д. Коучинг высокой эффективности /Джон Уитмор; пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2005. — 218 с.
8. Уитмор Д. Коучинг: Основные принципы и практики коучинга и лидерства /Джон Уитмор; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 316 с.