Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Мотивационная готовность курсантов военных вузов: современные вызовы и пути оптимизации

Педагогика
Препринт статьи
30.11.2025
1
Поделиться
Аннотация
Рассмотрены ключевые детерминанты мотивации курсантов и предложен комплекс мер по её оптимизации с учётом специфики военно-профессиональной деятельности.
Библиографическое описание
Арефьев, В. В. Мотивационная готовность курсантов военных вузов: современные вызовы и пути оптимизации / В. В. Арефьев, Е. А. Жидко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/130832.


В условиях трансформации системы военного образования и повышения требований к профессиональной компетентности офицерского состава особую актуальность приобретает проблема формирования устойчивой мотивационной сферы обучающихся в военных вузах. От уровня мотивации курсантов напрямую зависят качество подготовки кадров, уровень их профессиональной надёжности и способность эффективно выполнять служебные задачи в сложных условиях.

Профессиональное становление курсантов высших военно-учебных заведений, являющихся одной из ключевых категорий военнослужащих, несущих повышенную ответственность в условиях текущей ситуации, требует особого внимания. Фундаментальным условием активной учебной деятельности курсантов выступает мотивация к учебно-профессиональной деятельности, поскольку в ее структуре интегрируются многочисленные свойства и качества личности. Анализ мотивационной сферы позволяет выявить субъективную значимость учебного процесса для курсанта, прогнозировать результативность его деятельности на различных этапах обучения, а также дает преподавательскому составу возможность осуществлять целенаправленное формирование мотивации. Уровень мотивации будущего офицера является определяющим фактором его профессионального развития и качества выполнения служебных функций [1].

Необходимо выявить ключевые детерминанты мотивации курсантов и предложить комплекс мер по её оптимизации с учётом специфики военно‑профессиональной деятельности. Мотивационная сфера курсантов представляет собой сложный психологический феномен (рис.1).

Ценностные ориентиры и ценности курсантов военных вузов

Рис. 1. Ценностные ориентиры и ценности курсантов военных вузов

Структуру мотивации учебно-профессиональной деятельности формируют содержание и взаимосвязь различных видов побуждений, таких как мотивы, потребности, стимулы, интересы, цели, идеалы, установки и другие. Мотивация тесно связана с каждым из этих факторов, которые объединяются в единую систему, влияющую на активность личности, определяя её характер и направление. Особенно важна для мотивации достижения активность, ориентированная на получение результата, который оценивается с учётом социальных, предметных и индивидуальных норм.

При анализе результатов учитывалась взаимосвязь всех полученных данных, а также соотношение различных мотивов, причин и особенностей условий, влияющих на успешность деятельности курсантов [2].

Эмпирическая база исследования сформирована на материалах мониторинга мотивационного профиля курсантов трёх ведущих военных вузов РФ (2022–2024 гг.):

1. Военно-воздушная Академия им. Профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г. Воронеж):

2. Военная академия материально‑технического обеспечения;

3. Михайловская военная артиллерийская академия.

Общий объём выборки — 1 240 курсантов 1–5 курсов. Методы сбора данных: анкетирование, фокус‑группы, экспертные интервью с преподавателями и командирами подразделений. Результаты проведенного исследования представлены на рис.2.

— Результаты проведённого исследования

Рис.2 — Результаты проведённого исследования

На первом этапе (1–2 курсы) доминируют внешние стимулы: стипендия, льготы, престиж профессии. К 3–4 курсам наблюдается трансформация: у 68 % курсантов формируется устойчивая внутренняя мотивация, основанная на профессиональном самоопределении.

Однако у 14 % обучающихся фиксируется кризис мотивации, проявляющийся в:

– снижении познавательной активности;

– формальном отношении к служебным обязанностям;

– сомнениях в правильности профессионального выбора.

Рассмотрим ключевые проблемы мотивационной сферы (рис.3).

Ключевые проблемы мотивационной сферы курсантов

Рис. 3. Ключевые проблемы мотивационной сферы курсантов

Необходимо разработать пути оптимизации мотивационной сферы курсантов [3] (рис.4).

Пути оптимизации мотивационной сферы курсантов

Рис. 4. Пути оптимизации мотивационной сферы курсантов

Также предполагается и социальная поддержка курсантов учебных групп [4]:

– улучшить бытовые условия (ремонт казарм, зоны отдыха);

– разнообразить культурный досуг (кинопоказы, концерты, экскурсии);

– обеспечить консультационную поддержку (юридические, психологические услуги);

– содействовать трудоустройству членов семей курсантов‑заочников. Реализация предложенных мер позволит:

1. Повысит долю курсантов с устойчивой профессиональной мотивацией;

2. Снизит отчисления по собственному желанию;

3. Увеличит вовлечённость в научную и спортивную деятельность

4. Укрепит имидж военного вуза, как центра подготовки высококвалифицированных кадров.

Ожидаемые результаты представлены на рис.5 под порядковым номером:

Ожидаемые результаты от реализации предложенных мер

Рис. 5. Ожидаемые результаты от реализации предложенных мер

Заключение:

Формирование устойчивой мотивации курсантов — многоаспектная задача, требующая:

– баланса между дисциплиной и личностной свободой;

– интеграции традиционных воинских ценностей и современных педагогических технологий;

– создания условий для всестороннего развития личности офицера.

Таким образом, системная работа по оптимизации мотивационной сферы курсантов выступает не только условием качественной подготовки офицерских кадров, но и фактором укрепления обороноспособности государства.

Литература:

1. Шилов Е. К., Коновалов А. А. Мотивация достижения как одно из условий успешной учебно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов// Профессиональное образование в России и за рубежом. -2023. — 1 (49). С.93–105.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2022. — 336 с.

3. Жидко Е. А. Лелецкий Д. Н. Сбалансированная система показателей эффективности проектного управления//Вестник воронежского института высоких технологий. -2016.- № 2 (16). -С.101–104

4. Марков В. В. Основы профессионального самоопределения курсантов военных вузов // Военная мысль. — 2023. — № 5. — С. 72–79.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный