В работе рассматривается динамика военно-профессиональной мотивации обучающихся в суворовских и кадетских училищах, анализируются причины данного явления и возможность влияния в рамках организации профориентационной деятельности на мотивационный компонент с целью увеличения количества учащихся, сделавших осознанный выбор дальнейшего получения профессии офицера.
Ключевые слова: военно-профессиональная мотивация; организация профориентационной деятельности.
The paper examines the dynamics of the military-professional motivation of students in Suvorov and cadet schools, analyzes the reasons for this phenomenon and the possibility of influencing the motivational component within the framework of the organization of career guidance activities in order to increase the number of students who have made an informed choice of further obtaining the profession of an officer.
Keywords: military-professional motivation, career guidance activities.
Приоритетными задачами Минобороны России являются подготовка квалифицированных военных кадров и развитие системы военного образования. [3]
В настоящий момент кадетско-суворовская модель образования признана наиболее эффективной в обеспечении довузовской подготовки будущих высококвалифицированных военных специалистов. [1], [3]
Данная модель, к которой относится и кадетский корпус, дает возможность учащимся получить не только качественное среднее образование, но и начальную военную подготовку, а также на протяжении всего процесса обучения быть включенными в профориентационную работу, позволяющую формировать военно-профессиональную направленность личности. То есть кадетско-суворовская модель выполняет роль первой ступени в подготовке офицеров Российской Армии. [4]
Мотивация выступает центральным компонентом в рамках профориентационной деятельности, так как именно ей принадлежит смыслообразующая и побудительная функция при выборе будущей профессии.
Несмотря на то, что обучение в кадетском корпусе предполагает изначальный достаточно высокий уровень военно-профессиональной мотивации, этот уровень не является статичным, так как обучение происходит в период подросткового возраста, характеризующегося профессиональным самоопределением и становлением личности.
Если мы обратимся к данным, опубликованным за последние пять лет авторами, работающими в различных регионах в различных военных училищах и корпусах, то мы увидим следующую картину. Кадеты и суворовцы при поступлении в довузовское образовательное учреждение, а также в первые годы обучения в нем демонстрируют высокий уровень военно-профессиональной мотивации. [2], [4], [6], [7] и др. Примерно за два года до окончания обучения сокращается количество учащихся, имеющих высокий уровень мотивации. В последний год обучения (по данным различных авторов) только 50–60 % учащихся имеют высокий уровень военно-профессиональной мотивации и хотят в дальнейшем продолжать обучение в военном вузе.
Также большинство авторов указывают, что высокомотивированные выпускники кадетских и суворовских училищ выбирают профильные вузы. [2]. И на момент поступления демонстрируют более высокие адаптационные способности и выступают наиболее подготовленными кандидатами на обучение. [4], [6] и др.
Анализируя опубликованные данные, возникают вопросы: почему происходит такое значительное снижение изначально высокого уровня военно-профессиональной мотивации? Возможно ли достижения показателей в 100 %? Каким образом можно влиять на данный процесс?
Авторы, представившие данные о динамике мотивации учащихся, дают следующие пояснения о полученных результатах:
– Мотивация к обучению в кадетском военном корпусе тесно связана с формированием основного подросткового новообразования — идентичности. Высокий уровень военно-профессиональной мотивации характерен для кадет с достигнутым уровнем идентичности. Такие кадеты отличаются осознанием ценности военной службы, желанием стать военным, удовлетворенностью своей принадлежностью к учебному заведению, наличием патриотических чувств и т. д. Достигнутый уровень идентичности формируется у подростков с хорошо развитой рефлексией, достигших определенного уровня личностной зрелости. Тогда как средний и низкий уровень мотивации соотносятся с другими типами идентичности. [7]
– Снижение мотивации говорит о потребности подростка в автономии и независимости, стремлении самому управлять своей жизнью и принимать решения, стремление к протесту против принятых норм, что находит свое отражение в снижении уровня военно-профессиональной мотивации. [1]
– Высокий уровень военно-профессиональной мотивации связан с нервно-психической устойчивостью и адаптационными способностями личности учащихся. Подготовка, проводимая в кадетских и суворовских учебных заведениях, способствует формированию психофизиологических и личностных качеств, необходимых для дальнейшей успешной адаптации к условиям обучения в военном вузе, что находит свое отражение в мотивационных процессах. [4]
В целом можно видеть сходную интерпретацию полученных данных — мотивация тесно связана с личностными особенностями учащихся, на которые влияют процессы, происходящими в подростковом возрасте. Этих процессов нельзя избежать, также как и личностного становления подростка. Но на многие из этих особенностей можно влиять с помощью целенаправленной профориентационной работы!
Мы считаем, вместе с рядом авторов, что эффективно формировать военно-профессиональную мотивацию обучающихся в кадетских и суворовских училищах можно не только с помощью усовершенствования учебно-воспитательного процесса, но и благодаря активизации личных качеств воспитанников. [3] и др.
Итак, возвращаемся к вопросу можно ли достичь результата близкого к 100 %?
На наш взгляд целесообразно разводить в процессе диагностики ценностный и мотивационный компонент в структуре личности воспитанников.
Целью воспитательного процесса в кадетском военном корпусе (в нашем случае) является формирование ценностного компонента: воспитание патриота своего Отечества, нравственного человека с высоким уровнем культуры, готового вести здоровый образ жизни. [7]. В процессе обучения у кадет должна произойти интериоризация — присвоение данных ценностей. И в данном вопросе показатель может и должен стремиться к 100 %, так как быть нравственным человеком и патриотом своей страны можно и должно независимо от профессиональной принадлежности и выбора дальнейшего образовательного маршрута.
С другой стороны основной задачей кадетского корпуса является работа с мотивационным компонентом — осознанный выбор профессии офицера, готовность служить Отечеству и выполнять воинский долг, — и подготовка воспитанников к поступлению в высшие военно-образовательные учреждения. [7]. И в данном направлении невозможно у выпускников получить показатели в 100 %. Профессия офицера подходит не всем воспитанникам в силу их личностных особенностей, склонностей, направленности личности. Более того, показатель 100 % в данном случае будет свидетельствовать о том, что осознанный выбор не был сделан. А значит, он будет происходить позже с большими потерями. И показатели разных авторов говорят о том, что сделавшие свой осознанный выбор высокомотивированные выпускники весьма успешны в своем дальнейшем обучении в военных вузах.
Каким образом можно влиять на мотивационный компонент и повышать процент учащихся, сделавших осознанный выбор дальнейшего получения профессии офицера?
Специфика военных учебных заведений кадетских и суворовских училищ создает различные социальные ситуации развития, в процессе которых воспитанники приобретают не только новые знания, умения и навыки, но и формируют новые личностные свойства, необходимые для профессии офицера. [4]. Поэтому задача учебных заведений — продуманно и целенаправленно создавать такие ситуации развития, которые позволят глубже прочувствовать специфику профессии и будут влиять на развитие готовности служить отечеству и выполнять свой воинский долг.
На сегодня авторами приводится достаточно большой спектр проблем, которые важно решать в процессе профориентационной работы. Рассмотрим наиболее значимые.
– Практически все авторы выделяют проблему отсутствия современных образов-примеров в качестве ориентиров профессиональной социализации кадет и суворовцев. [1]. Одна из особенностей подросткового возраста — стремление к подражанию и идентификации с кумиром. Поэтому так важна роль личного примера преподавательского состава и возможность общения с лучшими представителями профессии, на которых можно равняться и примерять на себя их образ мысли и действия.
– Желание быть в профессии формируется через чувство сопричастности учебной группе, профессиональной группе, учебному заведению. Поэтому необходимо создание большего количества различных ситуаций, дающих учащимся возможность ощутить такую сопричастность (участия в парадах, военно-патриотических играх, соревнованиях и т. п.). [7]
– Отмечается необходимость в процессе учебной подготовки и профориентации включения элементов творчества и возможности проявления учащимися поисковой активности. Это рождает интерес, желание глубже погружаться в процесс, дает яркое переживание успеха и самореализации. [5]
– Для формирования идентичности кадетам и суворовцам требуется больше информации о выдающихся поступках выпускников их учебных заведений и конкретных примеров построения ими успешной карьеры. [7]
– Важно более глубокое знакомство с миром военных специальностей для расширения знаний о военных профессиях, возможности как можно больше «примерить» на себя различных специальностей, побывать на местах возможной будущей работы, что в целом увеличивает возможность определить для себя интересующее направление. [2], [3]
Литература:
- Абрамов А. П. Макроуровень профессиональной социализации будущих офицеров и его воспроизводство в отношениях армии, военного образования и общества // Известия Юго-Западного государственного университета. —Курск, Юго-Западный государственный университет, № 4 (55), 2014. — С. 81–90.
- Андреева А. П., Хохорин Л. В. К вопросу о профессиональной ориентации воспитанников кадетского пожарно-спасательного корпуса // Пожарная и аварийная безопасность. Иваново, 12–13 сентября 2019 года. — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2019. — С. 256–259.
- Бурков С. И. Формирование готовности подростков к профессиональному самоопределению в условиях суворовского военного училища // Научный журнал. — Иваново, № 8 (53), 2020 — С. 32–33.
- Кравченко Ю. В. Формирование личностных свойств и военно-профессиональной мотивации у воспитанников довузовских общеобразовательных организаций Минобороны России // Известия Российской военно-медицинской академии. — Т. 39, № S3–4. — 2020. — С. 141–145.
- Мельник А. И. Педагогические условия формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ: автореф. дисс. …к-та пед.наук: 13.00.08. — М., 2007. — 24 с.
- Охотников Ю. М. Формирование профессиональной мотивации школьников на службу в органах внутренних дел РФ // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. — Москва: Издательство «Юнити-Дана», № 2, 2017. — С. 43–45.
- Царев И. Н. Актуализация ценностей патриота и гражданина у воспитанников кадетского военного корпуса // Человек и образование. — Москва: Институт управления образованием Российской академии образования, № 2 (59), 2019. — С. 113–118.