Вариативная модель дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мальцева, О. А. Вариативная модель дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов / О. А. Мальцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8443/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Организация вариативной модели дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов». Описан механизм реализации дополнительного образования в зависимости от запросов студентов и педагогов, позволяющий расширять диапазоны сотрудничества, взаимообогащать кадровый потенциал образовательных организаций региона.

Ключевые слова: дополнительное образование, программы повышения квалификации, вариативная модель, самореализация обучающихся и педагогов.

Развитие непрерывного педагогического образования в Хабаровском крае является одним из приоритетных направлений деятельности. КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша (далее — колледж) уже на протяжении 100 лет готовит специалистов со средним профессиональным образованием педагогического профиля. Краевой проект «Педкластер 27», реализуемый с 2015 года, стал инструментом, объединившим более тридцати образовательных и иных организаций, продуктивно взаимодействуют в рамках единого образовательного пространства региона и России, используя инновационный метод достижения цели повышения качества подготовки педагогических кадров [1]. Основными направлениями сотрудничества выступают:

— внедрение современных моделей до профессиональной психолого-педагогической подготовки школьников;

— вовлечение работодателей в практическую подготовку студентов и оценку качества образования;

— организация дополнительного образования;

— повышение профессионального мастерства педагогических работников;

— организационные и образовательно-просветительские события.

Происходящие сегодня активные преобразования в социальной, экономической и политической сферах требуют системных изменений деятельности на всех уровнях российского образования. Система среднего профессионального образования (далее — СПО) должна быть восприимчива ко всему новому, иметь спрос у потенциальных заказчиков и работодателей, чутко реагировать на изменения рынка труда.

Одним из ресурсов, обеспечивающих мобильность системы СПО, выступает дополнительное образование , которое ориентировано на постоянное, последовательное приращение знаний, умений и компетенций слушателей в соответствии с потребностями производства, образовательной политики, личными интересами [2].

Опыт работы Хабаровского педагогического колледжа в области организации дополнительного профессионального образования высоко оценен педагогическим сообществом в регионе, распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края колледжу от 01 июня 2022 г. № 636 присвоен статус инновационной площадки. Рассмотрим содержательные и организационные аспекты реализации инновационной площадки.

Колледж в настоящее время реализует широкий спектр программ дополнительного образования:

— дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации, стажировки, профессиональная переподготовка);

— дополнительного образования детей и взрослых (допрофессиональная подготовка, общеразвивающие программы различной направленности);

— профессионального обучения (профессиональная подготовка).

В качестве заказчиков по получению дополнительного образования выступают различные категории граждан: педагогические работники, обучающиеся общеобразовательных школ, студенты учреждений высшего образования (далее — ВО) и СПО, в том числе студенты нашего колледжа.

Реализации программ дополнительного образования предполагает вариативность в выборе содержания и технологий, в формах и сроках обучения [3].

Обучение проводится с использованием мастерских, оснащённых оборудованием, соответствующим современным требованиям к материально-технической базе федерального проекта «Молодые профессионалы». В процессе обучения используются лекции, практические занятия, консультации, экскурсии в школы, детские сады, мастер-классы, тренинги и другие.

Курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка реализуется в различных форматах, в том числе с привлечением кадровых и материально-технических условий организаций-партнеров. Так, например, на базе Краевого центра образования открыта кафедра, деятельность которой направлена на улучшение качества подготовки квалифицированных специалистов, усиление практической составляющей образовательного процесса.

Для того, чтобы расширить возможности трудоустройства выпускников и обеспечить преемственность СПО и ВО в колледже реализуются программы дополнительного профессионального образования, разработанные на основе профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования.

Перечень таких программ постоянно обновляется в зависимости от запросов студентов, от потребности в кадрах в регионе. Например, в 2021–2022 учебном году были реализованы следующие программы профессиональной переподготовки: «Организация обучения математике в 5–6 классах» (270 часов); «Теория и методика обучения английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста» (270 часов); «Организация обучения русскому языку и литературе в 5–6 классах» (270 часов).

Реализация данных программ осуществляется совместно с организациями-партнёрами: ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», КГА НОУ «Краевой центр образования», КГБ НОУ «Краевой детский центр «Созвездие», КГБ ОУ «Школа-интернат № 2», реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы.

Совместный формат обучения по программам дополнительного образования позволяет расширять диапазоны сотрудничества, взаимообогащать кадровый потенциал организаций. В процессе организации профессиональной переподготовки осуществляется совместная разработка программ, учебных планов, привлечение преподавателей ВУЗов для участия в качестве лекторов теоретических занятий, проведении мастер-классов.

Для популяризации идеи организации дополнительного образования в колледже организуются различного уровня мероприятия.

В 2022 году в рамках X Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании» была организована площадка на базе Хабаровского педагогического колледжа, посвященная теме краевой инновационной площадки. Участники площадки могли познакомиться с механизмами организации дополнительного образования, а на мастер-классе «Проектирование вариативной программы дополнительного профессионального образования» апробировать способы создания «гибкого» содержания различных программ дополнительного образования.

В марте 2023 года была осуществлена идея проведения межрегионального образовательного марафона «Векторы развития студентов и педагогов через дополнительное профессиональное образование» (далее — Марафон), который объединил более двухсот участников из различных регионов Российской Федерации.

Цель Марафона — диссеминация опыта организации дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) в профессиональных организациях и учреждениях ДПО России; повышение профессиональной компетентности педагогов и студентов по актуальным направлениям современного образования; организация обсуждения направлений развития ДПО; расширение диапазона профессионального общения.

Марафонпредполагал проведение очно-заочных и заочных мероприятий различной направленности, среди которых:

— семинар «Особенности организации обучения по программе профессиональной подготовки «Вожатый»;

— акция «ДПО в Хабаровском педагогическом колледже: рекомендую!»;

— семинар «Организационно-методические аспекты осуществления дополнительного профессионального образования»;

— конкурс «Успешный опыт реализации дополнительных профессиональных программ»;

— курсы повышения квалификации по актуальным направлениям: «Формирование и диагностика функциональной грамотности обучающихся с учетом требований ФГОС»; «Конструктор эффективного наставничества»; «Инструменты графического дизайна и анимации в помощь педагогу»; «Деятельность тьютора и волонтера в педагогическом и языковом сопровождении детей-инофонов»; «Основы бережливого производства в социальной сфере» и другие.

Таким образом, дополнительное образование выступает одним из условий повышения мобильности и компетентности современного студента и механизмом, обеспечивающим консолидацию ресурсов колледжа и организаций-партнёров. Выстраивание работы на основе принципов открытости, вариативности, социального партнёрства, профессионально-этической взаимоответственности, информационной мобильности позволяет обеспечить эффективность данного направления деятельности.

Литература:

  1. Вологжина Е. М., Гостев Г. М. Педагогический образовательный кластер как условие инновационного развития системы подготовки педагогических кадров для социальной сферы Хабаровского края // приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». — 2018. –№ 2. — С.15–19. — URL: https://pc.ipc39.ru/attachments/article/461/pril_prof
  2. Вологжина Е. М., Соболь Л. П. Педагогический кластер: новые направления и возможности // Вестник образования Хабаровского края. — 2020. — № 4. — С. 8–13.
  3. Развитие современного образования в условиях трансформационных процессов: сборник тезисов по материалам XXVIII межрегиональной научно-практической конференции, 17–18 мая 2022 года, г. Хабаровск / oтв. peд. Мальцева О. А. — г. Хабаровск, КГБ ПОУ ХПК. — 322 с.

Ключевые слова

дополнительное образование, программы повышения квалификации, вариативная модель, самореализация обучающихся и педагогов

Похожие статьи

Инновационная модель интеграции внешкольного и внутришкольного дополнительного образования

В статье показана актуальность и важность развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях Республики Казахстан. Разработанная модель дополнительного образования Карагандинской области способствует систематизации деятельности в...

Инновационные методы преподавания для дошкольников

Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...

Отечественный и зарубежный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия

В настоящей статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия. Анализируется нормативно-правовая база, регламентирующая концепцию активного долголетия в Росс...

Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики

Статья посвящена изучению особенностей прохождения педагогической практики студентами факультетов специальной педагогики. При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста. Анализируются труд...

К вопросу об организационной модели развития образовательной организации на основе инноваций

Рассматривается проблема инновационного развития образовательных организаций. Анализируется соотношение между понятиями инновация, инновационная деятельность, инновационное управление. Обращено внимание на значимость инновационных изменений. Представ...

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...

Формирование готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических вузов

Статья рассматривает актуальную проблематику формирования готовности к оценочной деятельности. Рассматривается особенности навыков оценочной деятельности, определены компоненты готовности к оценочной деятельности обучающегося экономического направлен...

Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников

В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, из...

Сетевой формат работы ДОУ как предпосылка повышения эффективности и качества оказания образовательных услуг

В статье рассматриваются современные тенденции развития системы дошкольного образования в России и их влияние на качество и эффективность оказания образовательных услуг ДОУ. Особое внимание автора уделено осмыслению преимуществ модели сетевого взаимо...

Похожие статьи

Инновационная модель интеграции внешкольного и внутришкольного дополнительного образования

В статье показана актуальность и важность развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях Республики Казахстан. Разработанная модель дополнительного образования Карагандинской области способствует систематизации деятельности в...

Инновационные методы преподавания для дошкольников

Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...

Отечественный и зарубежный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия

В настоящей статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия. Анализируется нормативно-правовая база, регламентирующая концепцию активного долголетия в Росс...

Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики

Статья посвящена изучению особенностей прохождения педагогической практики студентами факультетов специальной педагогики. При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста. Анализируются труд...

К вопросу об организационной модели развития образовательной организации на основе инноваций

Рассматривается проблема инновационного развития образовательных организаций. Анализируется соотношение между понятиями инновация, инновационная деятельность, инновационное управление. Обращено внимание на значимость инновационных изменений. Представ...

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...

Формирование готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических вузов

Статья рассматривает актуальную проблематику формирования готовности к оценочной деятельности. Рассматривается особенности навыков оценочной деятельности, определены компоненты готовности к оценочной деятельности обучающегося экономического направлен...

Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников

В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, из...

Сетевой формат работы ДОУ как предпосылка повышения эффективности и качества оказания образовательных услуг

В статье рассматриваются современные тенденции развития системы дошкольного образования в России и их влияние на качество и эффективность оказания образовательных услуг ДОУ. Особое внимание автора уделено осмыслению преимуществ модели сетевого взаимо...

Задать вопрос