Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ашиток, Е. В. Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения / Е. В. Ашиток, Н. В. Боцманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9241/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки « Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на основе инновационного опыта, накопленного в рамках деятельности площадки.

Ключевые слова: бережливое мышление, бережливое производство, программа учебной дисциплины, чек-лист, дорожная карта, краевая инновационная площадка, мастер-класс.

Концепция развития навыков XXI века открывает новые пути для совершенствования традиционной системы образования с учетом актуальных образовательных технологий. Цифровая трансформация образования предполагает использование компетентностного подхода, который кардинально меняет структуру обучения и организацию образовательной среды. Digital Skills (цифровые навыки) не менее важны в современную эпоху, чем Hard Skills (базовые навыки) и Soft Skills (гибкие навыки).

Распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 1.06.2022 № 636 Губернаторскому авиастроительному колледжу г. Комсомольска-на-Амуре присвоен статус краевой инновационной площадки (далее КИП). Тема, над которой работала команда КИП в течение 2022 и 2023 годов «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». В ходе реализации данного проекта были развиты перспективные профессиональные компетенции, необходимые для работы с современными цифровыми образовательными инструментами, инструментами бережливого мышления через технологию наставничества. Созданные продукты могут быть применены на разные целевые аудитории образовательными организациями среднего профессионального образования.

В течение 2022/2023 годов деятельность краевой инновационной площадки освещали на сайте КИП http://gaskk-mck-kip-2021.tilda.ws/kip2022–2023. На станицах сайта представлены основные мероприятия за 2022–2023 год деятельности кип, цели, задачи и команда КИП.

Согласно дорожной карте в рамках работы КИП было необходимо:

— организовать и провести мастер-класс «Разработка дорожной карты по внедрению учебной дисциплины «Основы бережливого производства» в основную профессиональную образовательную программу»;

— написать статью об инновационном опыте КИП «Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)»;

— разработать учебно-методический комплекс «ЦИФРОВОЙ SKILLBOX».

Для организации эффективного образовательного процесса, повышения качества преподавания педагог должен владеть современными образовательными технологиями, цифровыми навыками.

ИКТ-компетенции педагога — это знания, навыки и установки, позволяющие педагогу свободно применять ИКТ для организации учебного процесса на всех его этапах — от подготовки к занятиям до создания цифровой среды, помогающей выстраивать индивидуальные образовательные траектории обучающихся, мотивировать их к обучению, анализировать и прогнозировать их успеваемость.

Педагогу необходимо идти в ногу со временем, внедряя в учебное занятие элементы геймификации, интерактивные технологии, технологию сотрудничества и другие.

Эффективное функционирование современной педагогической системы возможно при соответствующей готовности педагогов использовать современные технологии обучения и цифровые инструменты.

Разработанный в рамках КИП учебно-методический комплекс включает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации, которая состоит из трех модулей: модуль 1 «Online Test Pad»; модуль 2 «Виртуальные онлайн-доски»; модуль 3 «YouTube: создание видеохостинга». Категория слушателей: педагогические работники. Трудоемкость обучения: 62 часов. Форма обучения: онлайн обучение.

Помимо программы, в комплекс входят учебно-методические материалы по каждому модулю: видеолекции, лекционный теоретический материал, практические задания, контрольно-оценочные средства. Комплект контрольно-измерительных материалов состоит из практических кейсов по изучаемым темам модулей.

Учебно-методический комплекс может быть использованвпрофессиональном обучении, в профессиональной подготовке и переподготовке педагогических работников.

Педагогическое сообщество после успешного прохождения программы повышения квалификации может получить удостоверение о повышении квалификации, сертификат об освоении отдельного модуля, либо использовать данную программу повышения квалификации как самостоятельный инновационный продукт для развития индивидуальных профессиональных компетенций, без выдачи подтверждающего документа.

Учебно-методический комплекс «ЦИФРОВОЙ SKILLBOX»

Рис. 1. Учебно-методический комплекс «ЦИФРОВОЙ SKILLBOX»

За время работы КИП команда организовала и провела митап-сессию, где педагоги представили лучшие инновационные практики педагогического сообщества Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре такие, как: «QR-навигация как средство адаптации студентов бережливого колледжа», «Цифровые ресурсы педагога для эффективного преподавания», «Реализация ЦМН в КГА ПОУ ГАСКК МЦК: опыт, результаты, перспективы».

Реализация задач Национального проекта «Производительность труда», в соответствии с указом Президента о национальных целях и стратегических задачах развития РФ, направлена на повышение производительности труда с помощью внедрения методов и инструментов бережливого производства, в том числе и в системе образования. В этой связи, актуальным является вопрос о внедрении в основные профессиональные образовательные программы учебной дисциплины, которая бы решала вопросы популяризации и знакомила с инструментарием бережливых технологий на производствах разного типа [3].

В новых ФГОС СПО учебная дисциплина «Основы бережливого производства» является обязательной и входит в состав Социально-гуманитарного цикла. Изменилась и формулировка одной из общих компетенций — ОК 07 «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства , эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях» [1,2].

Так как колледж достаточно давно и продуктивно занимается развитием бережливого мышления у участников образовательного процесса, а также разработкой и внедрением образовательных программ в этом направлении, было принято решение, поделиться своим опытом с коллегами на мастер-классе, проведенном в рамках КИП.

Мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по методике и технологии программного проектирования с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым успешным опытом участников.

В мастер-классе приняли участие педагогические работники образовательных организаций Хабаровского края.

Во время мастер-класса, мы рассказали и, что более важно, показали применение на практике технологии: поэтапного создания Дорожной карты по проектированию; согласованию с работодателем; внедрению в образовательный процесс учебной дисциплины «Основы бережливого производства». Поделились со слушателями методикой, которая успешно использовалась колледжем и индустриальным партнером Филиалом ПАО «ОАК» — КНААЗ им. Ю. А. Гагарина.

Практическая часть встречи осуществлялась в формате групповой работы. Перед рабочими группами на первом этапе была поставлена задача разработать алгоритм действий по разработке и внедрению программы учебной дисциплины с учетом требований работодателя. Стоит отметить, что работа проходила в теплой творческой обстановке, участники мероприятия были искренне заинтересованы и активно вовлекались в предложенный формат работы, предлагали интересные идеи, за что мы им очень благодарны.

После презентации группами своих результатов, было предложено расширить свои дорожные карты дополнительными мероприятиями и сроками их исполнения. В итоге работы каждый участник получил чек-лист и рекомендации по разработке программы и ее внедрению в учебный процесс.

В результате мастер-класса участники познакомились с подходами и этапами разработки программы учебной дисциплины «Основы бережливого производства», приобрели навыки составления дорожной карты по внедрению учебной дисциплины «Основы бережливого производства» в основную профессиональную образовательную программу», обменялись успешным опытом по разработке программ, развили собственный нетворкинг, унесли с собой чек-лист и рекомендации по программному проектированию и внедрению программы новой дисциплины в образовательный процесс.

Литература:

  1. Приказ Минпросвещения России от 1 сентября 2022 г. No 796 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2022 г. No 70461).
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 518 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов» (Зарегистрирован 29.07.2022 № 69446).
  3. Курамшина, А. В. Основы бережливого производства: учебник / А. В. Курамшина, Е. В. Попова. — Москва: КноРус, 2023. — 199 с.
Задать вопрос