Продукты деятельности краевых инновационных площадок в сфере профессионального образования: 2022–2023 гг. | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. Продукты деятельности краевых инновационных площадок в сфере профессионального образования: 2022–2023 гг. / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9239/ (дата обращения: 17.07.2024).



В статье описан опыт организации, координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Представлен аннотированный каталог инновационных продуктов, являющихся результатом деятельности краевых инновационных площадок в 2022–2023 гг.

Ключевые слова: краевые инновационные площадки, профессиональное образование, инновационные продукты, инновационные услуги, мастер-класс, лучшие практики.

Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть…

Теодор Рузвельт

Деятельность краевых инновационных площадок в сфере профессионального образования (далее — КИП) осуществлялась в рамках реализации основного мероприятия «Повышение качества профессионального образования» государственной программы Хабаровского края «Развитие образования в Хабаровском крае».

Направления инновационной деятельности определены задачами системы профессионального образования края, работодателями, а также условиями регионального рынка труда.

Целью деятельности краевых инновационных площадок выступает создание инновационных продуктов, которые можно транслировать и использовать в образовательных организациях системы среднего профессионального образования.

Результаты деятельности КИП представлены посредством публикаций различных форматов.

При разработке инновационного продукта участники площадки учитывали такие особенности, как: достоверность информации; корректность ее представления; учет принципиальных характерных особенностей деятельности; грамотность оформления. Данные особенности выявляются и оцениваются в ходе проводимой экспертизы продуктов деятельности площадок.

Экспертный анализ продуктов деятельности 7 краевых инновационных площадок, созданных в 2022–2023 годах, позволил выделить следующие особенности:

— традиционно высокий инновационный потенциал профессиональных образовательных организаций, имеющих статус КИП, подтвержден результатами деятельности, представленными в продуктах КИП;

— в создании продуктов деятельности краевых инновационных площадок участвуют квалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения профессиональных образовательных организаций края;

— основу инновационной деятельности площадок составляет модель взаимодействия практики и науки, которая, используя выражение В. И. Слободчикова, представляет собой диалог «практикоориентированной науки и наукоориентированной практики»;

— продукты деятельности КИП востребованы в плане транслируемости опыта: участие в межрегиональных научно-практических конференциях, краевом конкурсе инновационных продуктов, методических семинарах, круглых столах и пр.

В новое время, в новых условиях, используя современные цифровые возможности, организаторы и участники краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края подготовили инновационные продукты, которые могут стать незаменимыми инструментами для всех членов образовательного пространства.

Предлагаемый в статье информационный материал имеет формат каталога продуктов деятельности краевых инновационных площадок. При аннотировании не ставилась задача ранжирования инновационных продуктов деятельности КИП, скорее всего, продемонстрирована сама возможность их публикации и использования в практике образовательных организаций системы среднего профессионального образования. Каждый читатель при знакомстве с материалами КИП способен открыть достоинства и значимость той или иной работы, а также возможность ее использования в собственной профессиональной практике.

Далее представлен каталог продуктов деятельности краевых инновационных площадок в сфере профессионального образования Хабаровского края в 2022–2023 гг.

Профессионализация общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 03 «Иностранный язык» согласно ФГОС СПО по направлению подготовки УПГС 15.00.00 «Машиностроение»: учебно-методический комплекс.

Авторы-составители: С. В. Баталова, заместитель директора, Е. С. Днепровская, методист, Е. А. Бахвалова, преподаватель.

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства»

Материалы учебно-методического комплекса, разработаны согласно ФГОС СПО по направлению подготовки УПГС 15.00.00 «Машиностроение» и направлены на закрепление и углубление профессионально ориентированных знаний студентов по дисциплине «Иностранный язык», активизацию их познавательной деятельности, выработку умений применять знания в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность, формирование навыков самостоятельной работы с документами и методической литературой.

Практические материалы учебно-методического комплекса предназначены для оптимизации учебной аудиторной, внеаудиторной работы. Особый акцент в материалах делается на эффективное усвоение обучающимися профессионально ориентированного блока программы.

Профессионализация общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 07 «Основы безопасности жизнедеятельности» согласно ФГОС СПО по направлению подготовки УПГС 15.00.00 «Машиностроение»: учебно-методический комплекс.

Авторы-составители: С. В. Баталова, заместитель директора, Е. С. Днепровская, методист, М. Ю. Сербина, преподаватель-организатор ОБЖ

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства»

Материалы учебно-методического комплекса, разработаны согласно ФГОС СПО по направлению подготовки УПГС 15.00.00 «Машиностроение» и направлены на закрепление и углубление профессионально ориентированных знаний студентов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», активизацию их познавательной деятельности, выработку умений применять знания в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность, формирование навыков самостоятельной работы с документами и методической литературой.

Практические материалы учебно-методического комплекса предназначены для оптимизации учебной аудиторной, внеаудиторной работы. Особый акцент в материалах делается на эффективное усвоение обучающимися профессионально ориентированного блока программы.

Профессионализация общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык» согласно ФГОС СПО по направлению подготовки УПГС 15.00.00 «Машиностроение»: учебно-методический комплекс.

Авторы-составители: С. В. Баталова, заместитель директора, Е. С. Днепровская, методист, Т. Д. Тищенко, преподаватель, И. В. Шкабара, преподаватель

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства»

Материалы учебно-методического комплекса, разработаны согласно ФГОС СПО по направлению подготовки УПГС 15.00.00 «Машиностроение» и направлены на закрепление и углубление профессионально ориентированных знаний студентов по дисциплине «Русский язык», активизацию их познавательной деятельности, выработку умений применять знания в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность, формирование навыков самостоятельной работы с документами и методической литературой.

Практические материалы учебно-методического комплекса предназначены для оптимизации учебной аудиторной, внеаудиторной работы. Особый акцент в материалах делается на эффективное усвоение обучающимися профессионально ориентированного блока программы.

Профориентационная игра «ПрофиТур» для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»: методические рекомендации.

Авторы-составители: И. В. Карпова, методист, Я. А. Оситнянко, профконсультант.

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»

Интеллектуальная игра «ПрофиТур» представляет собой ряд адаптированных заданий и упражнений, позволяющие создавать ситуации, в которых участники могут расширить знания о профессиях, увидеть перспективы той или иной профессиональной деятельности и осознать значимость профессионального выбора. В игре освещаются рабочие профессии, популяризация которых на данный момент в дефиците.

Методические рекомендации имеют практическое назначение, могут быть полезны в организации и проведении мероприятий, направленных на формирование профессиональное самоопределение школьников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Профориентационные пробы для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: от создания до диагностики: методический практикум .

Авторы-составители: И. В. Карпова, методист, Я. А. Оситнянко, профконсультант

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»

Методический практикум является пошаговым руководством инициации, проведения и интерпретации результатов профпроб, проводимых для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Материалы практикума включают диагностический профориентационный диагностический инструментарий для профессий «Маляр», «Плотник», «Столяр».

Технология создания диагностического инструментария, описанная в практикуме, представляет будет интересная для специалистов, работающих в области профессиональной диагностики лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Эффективное трудоустройство: полезные советы для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: рабочая тетрадь

Авторы-составители: И. В. Карпова, методист, Я. А. Оситнянко, профконсультант

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»

Рабочая тетрадь является пошаговым руководством по всем этапам трудоустройства от технологии поиска до «подводных камней» собеседования, от важных особенностей составления резюме до нюансов адаптации, в том числе в первый рабочий день.

Материалы, представленные в рабочей тетради, имеют непосредственное практическое назначение, могут быть полезны в организации и проведении мероприятий, направленных на формирование знаний эффективного трудоустройства, обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Программы профессионального обучения для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на 2024 год: информационный справочник

Авторы-составители: И. В. Карпова, методист, Я. А. Оситнянко, профконсультант

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»

В справочнике в полном объеме собрана информация о возможностях получения профессионального обучения в Хабаровском крае в 2024 году. Приводится краткая характеристика трудовых функций профессий для лиц с инвалидностью и ОВЗ, предлагаемых в крае. Делается акцент на необходимых качествах, обеспечивающих успешность в профессии, а также заболеваниях, которые могут вызвать затруднение в выполнении трудовых функций.

Справочник будет интересен молодежи с инвалидностью и ОВЗ, их родителям, а также образовательным организациям для проведения профориентационной работы.

Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов: аннотированный каталог программ повышения квалификации

Автор-составитель: О. А. Мальцева, кандидат педагогических наук, методист

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша»

Аннотированный каталог представляет собой краткий анонс программ дополнительного образования реализуемые для расширения границ личностной и профессиональной реализации таких категорий, обучающихся как: педагогические работники, обучающиеся общеобразовательных школ, студенты учреждений высшего образования и среднего профессионального образования, в том числе и студентов колледжа.

Реализации программ дополнительного образования предполагает вариативность в выборе содержания, технологий, форматов и сроков обучения. Каждый обучающийся получает возможность выстроить индивидуальную траекторию профессиональной самореализации.

Воспитание гражданской идентичности обучающихся колледжа: методические рекомендации

Автор-составитель: И. В. Банкрашкова , заместитель директора по научно-методической работе

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»

Методические рекомендации включают основные аспекты воспитания гражданской идентичности обучающихся колледжа: теоретические и эмпирические основы, механизм формирования опыта, пример реализации целей патриотического воспитания на учебных занятиях, а также практики воспитания.

Методические рекомендации имеют практическое назначение, могут быть полезны в организации и проведении мероприятий, направленных на формирование гражданской идентичности обучающихся.

Создание интерактивного плаката в GENIALLY: методическая разработка

Автор-составитель: М. В. Филина, преподаватель

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности»

В методической разработке представлен пошаговый алгоритм создания интерактивного плаката в приложении Genial.ly для его использования педагогами в разработке интерактивных плакатов. Открытость и доступность ресурса позволят за короткий срок сделать занятие более наглядным и интересным.

Материалы имеют практическое назначение, могут быть полезны педагогам, педагогам-психологам, кураторам учебных групп, мастерам производственного обучения, преподавателям предметникам учебных заведений системы среднего профессионального образования.

ЦИФРОВОЙ SKILLBOX: учебно-методический комплекс

Авторы-составители: О. С. Гептина, заместитель директора по ИМР, Н. В. Боцманова, преподаватель, И. В. Синишина, преподаватель, В. А. Хрипкова, мастер п/о, В. А. Стрельченко, мастер п/о, Ю. И. Фоминых, мастер п/о

Краевая инновационная площадка: КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)».

Учебно-методический комплекс представляет собой комплект документов, разработанных и утвержденных с учетом потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований. Комплекс содержит дополнительную профессиональную программу повышения квалификации и включает три модуля: «Online Test Pad», «Виртуальные онлайн-доски», «YouTube: что это такое, создание видеохостинга».

Методические материалы могут быть использованы в обучении, в профессиональной подготовке и переподготовке педагогических работников, направлены на эффективное решение поставленных задач по повышению качества образования.

Знаком качества подготовленных к внедрению инновационных педагогических продуктов является то, что, во-первых, все они прошли научную экспертизу и внешнее рецензирование у профессорско-преподавательского состава ведущих образовательных учреждений Дальнего Востока; во-вторых, доступность изложенного материала и его практико-ориентированность позволят без дополнительной подготовки внедрить описанные механизмы и инструменты в свою профессиональную деятельность; в-третьих, открытость авторов к диалогу и наставничество с их стороны позволят сделать процесс внедрения инновационного продукта легким и эффективным.

Познакомиться с навигатором краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования, дорожной картой их разработок, аннотированным каталогом и инновационным опытом, а также с авторами-новаторами можно в информационном бюллетене о деятельности КИП в сфере СПО Хабаровского края, используя облачное пространство https://cloud.mail.ru/public/Bocc/5A2gCtwAW

Литература:

  1. Кузнецова, Д. С. Инновационная деятельность в профессиональном образовании: цели, задачи, результат (региональный аспект) / Д. С. Кузнецова. // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 1–8.
Задать вопрос