Продукты деятельности краевых инновационных площадок в сфере профессионального образования: 2022–2023 гг. | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. Продукты деятельности краевых инновационных площадок в сфере профессионального образования: 2022–2023 гг. / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9239/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье описан опыт организации, координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Представлен аннотированный каталог инновационных продуктов, являющихся результатом деятельности краевых инновационных площадок в 2022–2023 гг.

Ключевые слова: краевые инновационные площадки, профессиональное образование, инновационные продукты, инновационные услуги, мастер-класс, лучшие практики.

Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть…

Теодор Рузвельт

Деятельность краевых инновационных площадок в сфере профессионального образования (далее — КИП) осуществлялась в рамках реализации основного мероприятия «Повышение качества профессионального образования» государственной программы Хабаровского края «Развитие образования в Хабаровском крае».

Направления инновационной деятельности определены задачами системы профессионального образования края, работодателями, а также условиями регионального рынка труда.

Целью деятельности краевых инновационных площадок выступает создание инновационных продуктов, которые можно транслировать и использовать в образовательных организациях системы среднего профессионального образования.

Результаты деятельности КИП представлены посредством публикаций различных форматов.

При разработке инновационного продукта участники площадки учитывали такие особенности, как: достоверность информации; корректность ее представления; учет принципиальных характерных особенностей деятельности; грамотность оформления. Данные особенности выявляются и оцениваются в ходе проводимой экспертизы продуктов деятельности площадок.

Экспертный анализ продуктов деятельности 7 краевых инновационных площадок, созданных в 2022–2023 годах, позволил выделить следующие особенности:

— традиционно высокий инновационный потенциал профессиональных образовательных организаций, имеющих статус КИП, подтвержден результатами деятельности, представленными в продуктах КИП;

— в создании продуктов деятельности краевых инновационных площадок участвуют квалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения профессиональных образовательных организаций края;

— основу инновационной деятельности площадок составляет модель взаимодействия практики и науки, которая, используя выражение В. И. Слободчикова, представляет собой диалог «практикоориентированной науки и наукоориентированной практики»;

— продукты деятельности КИП востребованы в плане транслируемости опыта: участие в межрегиональных научно-практических конференциях, краевом конкурсе инновационных продуктов, методических семинарах, круглых столах и пр.

В новое время, в новых условиях, используя современные цифровые возможности, организаторы и участники краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края подготовили инновационные продукты, которые могут стать незаменимыми инструментами для всех членов образовательного пространства.

Предлагаемый в статье информационный материал имеет формат каталога продуктов деятельности краевых инновационных площадок. При аннотировании не ставилась задача ранжирования инновационных продуктов деятельности КИП, скорее всего, продемонстрирована сама возможность их публикации и использования в практике образовательных организаций системы среднего профессионального образования. Каждый читатель при знакомстве с материалами КИП способен открыть достоинства и значимость той или иной работы, а также возможность ее использования в собственной профессиональной практике.

Далее представлен каталог продуктов деятельности краевых инновационных площадок в сфере профессионального образования Хабаровского края в 2022–2023 гг.

Профессионализация общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 03 «Иностранный язык» согласно ФГОС СПО по направлению подготовки УПГС 15.00.00 «Машиностроение»: учебно-методический комплекс.

Авторы-составители: С. В. Баталова, заместитель директора, Е. С. Днепровская, методист, Е. А. Бахвалова, преподаватель.

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства»

Материалы учебно-методического комплекса, разработаны согласно ФГОС СПО по направлению подготовки УПГС 15.00.00 «Машиностроение» и направлены на закрепление и углубление профессионально ориентированных знаний студентов по дисциплине «Иностранный язык», активизацию их познавательной деятельности, выработку умений применять знания в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность, формирование навыков самостоятельной работы с документами и методической литературой.

Практические материалы учебно-методического комплекса предназначены для оптимизации учебной аудиторной, внеаудиторной работы. Особый акцент в материалах делается на эффективное усвоение обучающимися профессионально ориентированного блока программы.

Профессионализация общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 07 «Основы безопасности жизнедеятельности» согласно ФГОС СПО по направлению подготовки УПГС 15.00.00 «Машиностроение»: учебно-методический комплекс.

Авторы-составители: С. В. Баталова, заместитель директора, Е. С. Днепровская, методист, М. Ю. Сербина, преподаватель-организатор ОБЖ

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства»

Материалы учебно-методического комплекса, разработаны согласно ФГОС СПО по направлению подготовки УПГС 15.00.00 «Машиностроение» и направлены на закрепление и углубление профессионально ориентированных знаний студентов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», активизацию их познавательной деятельности, выработку умений применять знания в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность, формирование навыков самостоятельной работы с документами и методической литературой.

Практические материалы учебно-методического комплекса предназначены для оптимизации учебной аудиторной, внеаудиторной работы. Особый акцент в материалах делается на эффективное усвоение обучающимися профессионально ориентированного блока программы.

Профессионализация общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык» согласно ФГОС СПО по направлению подготовки УПГС 15.00.00 «Машиностроение»: учебно-методический комплекс.

Авторы-составители: С. В. Баталова, заместитель директора, Е. С. Днепровская, методист, Т. Д. Тищенко, преподаватель, И. В. Шкабара, преподаватель

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства»

Материалы учебно-методического комплекса, разработаны согласно ФГОС СПО по направлению подготовки УПГС 15.00.00 «Машиностроение» и направлены на закрепление и углубление профессионально ориентированных знаний студентов по дисциплине «Русский язык», активизацию их познавательной деятельности, выработку умений применять знания в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность, формирование навыков самостоятельной работы с документами и методической литературой.

Практические материалы учебно-методического комплекса предназначены для оптимизации учебной аудиторной, внеаудиторной работы. Особый акцент в материалах делается на эффективное усвоение обучающимися профессионально ориентированного блока программы.

Профориентационная игра «ПрофиТур» для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»: методические рекомендации.

Авторы-составители: И. В. Карпова, методист, Я. А. Оситнянко, профконсультант.

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»

Интеллектуальная игра «ПрофиТур» представляет собой ряд адаптированных заданий и упражнений, позволяющие создавать ситуации, в которых участники могут расширить знания о профессиях, увидеть перспективы той или иной профессиональной деятельности и осознать значимость профессионального выбора. В игре освещаются рабочие профессии, популяризация которых на данный момент в дефиците.

Методические рекомендации имеют практическое назначение, могут быть полезны в организации и проведении мероприятий, направленных на формирование профессиональное самоопределение школьников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Профориентационные пробы для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: от создания до диагностики: методический практикум .

Авторы-составители: И. В. Карпова, методист, Я. А. Оситнянко, профконсультант

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»

Методический практикум является пошаговым руководством инициации, проведения и интерпретации результатов профпроб, проводимых для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Материалы практикума включают диагностический профориентационный диагностический инструментарий для профессий «Маляр», «Плотник», «Столяр».

Технология создания диагностического инструментария, описанная в практикуме, представляет будет интересная для специалистов, работающих в области профессиональной диагностики лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Эффективное трудоустройство: полезные советы для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: рабочая тетрадь

Авторы-составители: И. В. Карпова, методист, Я. А. Оситнянко, профконсультант

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»

Рабочая тетрадь является пошаговым руководством по всем этапам трудоустройства от технологии поиска до «подводных камней» собеседования, от важных особенностей составления резюме до нюансов адаптации, в том числе в первый рабочий день.

Материалы, представленные в рабочей тетради, имеют непосредственное практическое назначение, могут быть полезны в организации и проведении мероприятий, направленных на формирование знаний эффективного трудоустройства, обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Программы профессионального обучения для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на 2024 год: информационный справочник

Авторы-составители: И. В. Карпова, методист, Я. А. Оситнянко, профконсультант

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»

В справочнике в полном объеме собрана информация о возможностях получения профессионального обучения в Хабаровском крае в 2024 году. Приводится краткая характеристика трудовых функций профессий для лиц с инвалидностью и ОВЗ, предлагаемых в крае. Делается акцент на необходимых качествах, обеспечивающих успешность в профессии, а также заболеваниях, которые могут вызвать затруднение в выполнении трудовых функций.

Справочник будет интересен молодежи с инвалидностью и ОВЗ, их родителям, а также образовательным организациям для проведения профориентационной работы.

Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов: аннотированный каталог программ повышения квалификации

Автор-составитель: О. А. Мальцева, кандидат педагогических наук, методист

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша»

Аннотированный каталог представляет собой краткий анонс программ дополнительного образования реализуемые для расширения границ личностной и профессиональной реализации таких категорий, обучающихся как: педагогические работники, обучающиеся общеобразовательных школ, студенты учреждений высшего образования и среднего профессионального образования, в том числе и студентов колледжа.

Реализации программ дополнительного образования предполагает вариативность в выборе содержания, технологий, форматов и сроков обучения. Каждый обучающийся получает возможность выстроить индивидуальную траекторию профессиональной самореализации.

Воспитание гражданской идентичности обучающихся колледжа: методические рекомендации

Автор-составитель: И. В. Банкрашкова , заместитель директора по научно-методической работе

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»

Методические рекомендации включают основные аспекты воспитания гражданской идентичности обучающихся колледжа: теоретические и эмпирические основы, механизм формирования опыта, пример реализации целей патриотического воспитания на учебных занятиях, а также практики воспитания.

Методические рекомендации имеют практическое назначение, могут быть полезны в организации и проведении мероприятий, направленных на формирование гражданской идентичности обучающихся.

Создание интерактивного плаката в GENIALLY: методическая разработка

Автор-составитель: М. В. Филина, преподаватель

Краевая инновационная площадка: КГБ ПОУ «Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности»

В методической разработке представлен пошаговый алгоритм создания интерактивного плаката в приложении Genial.ly для его использования педагогами в разработке интерактивных плакатов. Открытость и доступность ресурса позволят за короткий срок сделать занятие более наглядным и интересным.

Материалы имеют практическое назначение, могут быть полезны педагогам, педагогам-психологам, кураторам учебных групп, мастерам производственного обучения, преподавателям предметникам учебных заведений системы среднего профессионального образования.

ЦИФРОВОЙ SKILLBOX: учебно-методический комплекс

Авторы-составители: О. С. Гептина, заместитель директора по ИМР, Н. В. Боцманова, преподаватель, И. В. Синишина, преподаватель, В. А. Хрипкова, мастер п/о, В. А. Стрельченко, мастер п/о, Ю. И. Фоминых, мастер п/о

Краевая инновационная площадка: КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)».

Учебно-методический комплекс представляет собой комплект документов, разработанных и утвержденных с учетом потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований. Комплекс содержит дополнительную профессиональную программу повышения квалификации и включает три модуля: «Online Test Pad», «Виртуальные онлайн-доски», «YouTube: что это такое, создание видеохостинга».

Методические материалы могут быть использованы в обучении, в профессиональной подготовке и переподготовке педагогических работников, направлены на эффективное решение поставленных задач по повышению качества образования.

Знаком качества подготовленных к внедрению инновационных педагогических продуктов является то, что, во-первых, все они прошли научную экспертизу и внешнее рецензирование у профессорско-преподавательского состава ведущих образовательных учреждений Дальнего Востока; во-вторых, доступность изложенного материала и его практико-ориентированность позволят без дополнительной подготовки внедрить описанные механизмы и инструменты в свою профессиональную деятельность; в-третьих, открытость авторов к диалогу и наставничество с их стороны позволят сделать процесс внедрения инновационного продукта легким и эффективным.

Познакомиться с навигатором краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования, дорожной картой их разработок, аннотированным каталогом и инновационным опытом, а также с авторами-новаторами можно в информационном бюллетене о деятельности КИП в сфере СПО Хабаровского края, используя облачное пространство https://cloud.mail.ru/public/Bocc/5A2gCtwAW

Литература:

  1. Кузнецова, Д. С. Инновационная деятельность в профессиональном образовании: цели, задачи, результат (региональный аспект) / Д. С. Кузнецова. // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 1–8.

Похожие статьи

Школа инноваций профессионального образования Хабаровского края

В статье представлен механизм координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Приводятся результаты трехлетней работы Школы инноваций профессионального образования.

Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...

Инновации в действии: опыт работы краевой инновационной площадки губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...

«Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования...

Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО: результаты организационно-подготовительного этапа

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО» на базе КГБ ПОУ КЛПТ (г. Комсомольск-на-Амур...

Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.

Информационный банк электронных методических разработок системы среднего профессионального образования

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Модернизация дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации». Описана созданная модель информационного банка электронн...

Оценка возможностей предприятий Вологодской области к импортозамещению

В статье представлены результаты исследований о готовности производителей продукции, товаров и услуг Вологодской области к импортозамещению. Дана краткая характеристика товарной структуры импорта. Сделаны выводы о целесообразности проведения политики...

«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...

Электронный банк методических материалов: оформление и аккумулирование

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Модернизация дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации». Описан созданный информационный банк электронных методич...

Похожие статьи

Школа инноваций профессионального образования Хабаровского края

В статье представлен механизм координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Приводятся результаты трехлетней работы Школы инноваций профессионального образования.

Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...

Инновации в действии: опыт работы краевой инновационной площадки губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...

«Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования...

Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО: результаты организационно-подготовительного этапа

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО» на базе КГБ ПОУ КЛПТ (г. Комсомольск-на-Амур...

Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.

Информационный банк электронных методических разработок системы среднего профессионального образования

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Модернизация дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации». Описана созданная модель информационного банка электронн...

Оценка возможностей предприятий Вологодской области к импортозамещению

В статье представлены результаты исследований о готовности производителей продукции, товаров и услуг Вологодской области к импортозамещению. Дана краткая характеристика товарной структуры импорта. Сделаны выводы о целесообразности проведения политики...

«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...

Электронный банк методических материалов: оформление и аккумулирование

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Модернизация дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации». Описан созданный информационный банк электронных методич...

Задать вопрос