Стартап КИП: обновление драйверов инноваций в профессиональном образовании Хабаровского края | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. Стартап КИП: обновление драйверов инноваций в профессиональном образовании Хабаровского края / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5692/ (дата обращения: 17.12.2024).



В соответствии с приказом министерства образования и науки Хабаровского края «Об организации инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования Хабаровского края» от 16.09.2013 г. № 24 и Программой развития Института одним и из направлений является координация деятельности краевых инновационных площадок профессиональных организаций (далее КИП), составляющих инновационную инфраструктуру системы профессионального образования.

Координация деятельности краевых инновационных площадок осуществляется по четырем направлениям (рис. 1).

Направления координации инновационной деятельности в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края

Рис.1. Направления координации инновационной деятельности в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края

По направлению « Содействие инициации краевых инновационных площадок» отдел развития инновационной и научно-исследовательской работы ежегодно проводит краевую мастерскую «Старт КИП». Цифры последних пяти лет свидетельствуют о том, что для Хабаровского края стало традиционным оформление инновационной деятельности профессиональных образовательных организаций в формате краевых инновационных площадок (далее — КИП): стабильно число КИП в сфере профессионального образования — 10; стабильно количество профессиональных образовательных организаций, включенных в КИП — 10; число участников инновационной деятельности 220–242 чел. Стабильность представленных данных иллюстрирует популярность, востребованность и поддержку инновационной деятельности профессиональных образовательных организаций на региональном уровне.

В 2019 году были инициированы 10 краевых инновационных площадок в системе среднего профессионального образования Хабаровского края. Число участников инновационной деятельности 246 субъектов межличностных коммуникаций профессиональных образовательных организаций.

Направления инновационной деятельности определяются перспективами и задачами системы профессионального образования края, работодателями, а также условиями регионального рынка труда.

КИП 2019–2021 гг. продолжат работу в перспективных направлениях инновационной деятельности.

— технологические решения, обеспечивающие реализацию требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов, в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями (4 КИП);

— организация сетевого взаимодействия при подготовке кадров по востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования (2 КИП);

— создание и обеспечение возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности (2 КИП);

— создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся (2 КИП).

Ежегодно для содействия инициации краевых инновационных площадок проводится мониторинг и формируется мотивированное обоснование для включения в критерии эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций осуществление инновационной деятельности в виде краевых инновационных площадок (рис. 2).

Инструменты поддержки инициации инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации Хабаровского края

Рис. 2. Инструменты поддержки инициации инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации Хабаровского края

По направлению «Организация закрепления статуса краевой инновационной площадки» проводятся методические семинары, вебинары и консультации по заполнению заявочных документов и оформляется предложение в Краевой экспертный совет в системе среднего профессионального образования. В 2019 гг. были рассмотрены и одобрены 10 заявок КИП, которым в последствие изготовили и вручили сертификаты о присвоение статуса.

По направлению «Научно-методическое сопровождение деятельности краевых инновационных площадок» отделом развития инновационной и научно-исследовательской работы выстроена система эффективной поддержки.

1) Научно-методическое сопровождение.

В 2019–2020 гг. было проведено более 30 консультаций по вопросам организации инновационной деятельности и по вопросам формирования «коллективного» субъекта педагогического проектирования. Все члены КИП в течение двух лет посетили 14 обучающих семинаров.

2) Экспертно-аналитическое обеспечение.

Ежегодно проводится мониторинг изучения деятельности КИП, по итогам которого формируется аналитический отчет.

По окончанию календарного года создается команда экспертов для проведения экспертизы продуктов КИП. В 2019–2020 гг. были проэкспертированы 38 продуктов КИП, из них 26 одобрены к тиражированию и дальнейшему распространению.

В течение трех лет оказывалось содействие в масштабировании инновационной деятельности площадки посредством привлечения заинтересованных лиц для посещения мероприятий КИП. В этом периоде было проведено 7 совместных мероприятий.

По направлению «Создание механизмов диссеминации опыта» отдел развития инновационной и научно-исследовательской работы:

— ежегодно демонстрируется опыт инновационных площадок на августовском краевом педагогическом совещании (в 2019–2020 гг. 100 % КИП приняли участие);

— проводится традиционная межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании» с международным участием;

— оказывается содействие в публикации материалов инновационных площадок в журнале «Вестник профессионального образования Хабаровского края» (до 6 статей в год);

— подготавливается спецвыпуск международного научного журнала «Образование и воспитание» (11–16 научных статей КИП);

— осуществляется содействие к тиражированию опыта в системе повышения квалификации работников краевой системы профессионального образования;

— оказывается поддержка в подготовке и выпуске продуктов деятельности КИП и др.;

— организуется и проводится ежегодный краевой конкурс инновационных продуктов (в течение двух лет от КИП было представлено 28 инновационных продуктов).

В ходе совместной деятельности Хабаровского института развития образования и инновационными площадками края начинает выстраиваться модель взаимодействия науки и практики в образовании, которая представляет собой диалог «практико-ориентированной науки и науко-ориентированной практики».

В 2021 году координационная поддержка деятельности инновационных площадок в сфере профессионального образования Хабаровского края будет ориентирована на выделение инновационной деятельности как самостоятельного и самоценного процесса в деятельности профессиональных образовательных организаций и создание инновационных продуктов, транслируемых в массовую педагогическую практику профессионального образования (рис. 3).

Точки роста координационной поддержки деятельности инновационных площадок Хабаровского края

Рис. 3. Точки роста координационной поддержки деятельности инновационных площадок Хабаровского края

Задать вопрос