Анализ государственных мер повышения инвестиционной привлекательности региона на примере внедрения ОЭЗ и ТОСЭР в РФ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 31.03.2016

Статья просмотрена: 2082 раза

Библиографическое описание:

Максимова, К. Л. Анализ государственных мер повышения инвестиционной привлекательности региона на примере внедрения ОЭЗ и ТОСЭР в РФ / К. Л. Максимова, А. Ю. Попова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 7-13. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10114/ (дата обращения: 16.12.2024).



8 июля 2005 г. был принят Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», направленный на развитие регионов путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие производства, судостроение и туризм.

В соответствии с действующим законодательством на территории особой экономической зоны не допускается:

 разработка месторождений полезных ископаемых и их добыча, металлургическое производство;

 переработка полезных ископаемых;

 производство и переработка подакцизных. [1]

На сегодняшний день в России действует 24 особые экономические зоны, заявки на открытие новых зон или расширение действующих поступили летом 2015 года в Минэкономразвития еще из 24 регионов России. В действующих ОЭЗ, работает около 400 инвесторов из 29 стран, создано около 15 тыс. рабочих мест. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 514 млрд. руб., из которых компаниями вложено в проекты уже более 160 млрд. руб. За период существования ОЭЗ в бюджет было уплачено более 16,5 млрд. руб. налоговых инвестиций. [2]

Эффективность российских ОЭЗ по большей степени описана только на бумаге и в региональных ведомствах, реальная же эффективность особых зон под вопросом. Согласно данным Счетной палаты РФ за 2013 г. экономическая эффективность функционирования ОЭЗ составила 0,68 рубля на 1 рубль вложенных государственных средств. При этом объем инвестиций, направленных резидентами ОЭЗ на развитие промышленно-производственных ОЭЗ, в 1,94 раза превысил государственные вложения; развитие технико-внедренческих ОЭЗ составил 17 % от общего объема вложений; развитие туристско-рекреационных ОЭЗ — 3 %; развитие портовых ОЭЗ — 0 %. Также отмечается, что с 2008 г. имеется общая тенденция снижения ежегодного количества компаний, привлеченных в ОЭЗ.

Все ОЭЗ, действующие в России, подразделяются на четыре типа: промышленно-производственные — 9 ОЭЗ, технико-внедренческие — 5, туристско-рекреационные — 7, и портовые — 3. Список ОЭЗ представлен в таблице 1.

Таблица 1

Действующие изапланированные ОЭЗ вРФ [2]

Тип ОЭЗ

Наименование ОЭЗ, месторасположение

Инвестиции, млрд. руб.

Резиденты

Плошадь, га

бюджетные

частные

Промышленно-производственный

«Моглино», Псковская обл.

3,2

4,38

5

215

«Калуга», Калужская обл.

2,6

0

1

316

«Ступино Квадрат», Московская обл.

3,9

6,1

3

1 200

«Липецк», Липецкая обл.

17,789

129,5

41

1 024,5

«Алабуга», Республика Татарстан

24,5

154

48

4 000

«Тольятти», Самарская обл.

7,2

5,6

17

660

«Лотос», Астраханская обл.

будет реализован в 1 кв. 2016 г. Более 17 млрд. руб. частных инвестиций и около

17 резидентов

983

«Титановая-долина», Свердловская обл.

-

-

8

721,4

«Владивосток», Приморский кр.

будет реализован в 2016 г. Инвестиции: 5,6 млрд. руб. — бюджет,

10 млрд. руб. — частные инвестиции

10,06

Технико-внедренческий

«Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург

17,866

8,102

36

129,4

«Дубна», Московская обл.

17,7

9,49

92

187,7

«Зеленоград», г. Москва

32,556

86,6

40

145,8

«Иннополис», Республика Татарстан

более 2,4 млрд. руб вообще

-

15

311,43

«Томск», Томская обл.

21,2

11,4

59

207

Туристско-рекреационный

«Завидово», Тверская обл.

будет реализован в 2016 г. Частные инвестиции — 24,9 млрд. руб.

1 500

«Архыз», Карачаево-Черкесская Республика

-

1,8

9

20 тыс.

«Бирюзовая катунь», Алтайский кр.

8,2

1,7

17

3 326,3

«Долина Алтая», Республика Алтай

8,884

2,3

5

857

«Ворота Байкала», Иркутская обл.

11,84

13,23

5

2 346,9

«Байкальская гавань», Республика Бурятия

18,6

2,7

12

3 282,6

«Остров Русский», Приморский кр.

неэффективен

-

Портовой

«Мурманск», Мурманская обл.

неэффективен

1 997

«Ульяновск», Ульяновская обл.

7,715

0,903

5

324,7

«Советская гавань», Хабаровский кр.

3,74

75,6

0

550

В настоящее время две ОЭЗ официально признаны неэффективными. Это такие зоны, как ПТ «Мурманск» и ТРТ «Остров Русский», в которые не удалось привлечь ни одного резидента, и, соответственно, ни рубля частных инвестиций. По настоящему успешной считается только одна зона — ОЭЗ ППТ «Алабуга» в Республике Татарстан, в которой в 2015 г. было реализовано 23 млрд. руб. из 24,5 бюджетных млрд. руб, и привлечено 48 резидентов.

Проверка работы ОЭЗ, проведенная Счетной палатой в конце 2013 г., показала, что за 7 лет государством было вложено на создание ОЭЗ почти 112 млрд. руб. Управляющими компаниями на 2014 г. было реализовано всего 52 млрд. руб.

Пока же реальную эффективность показывают только зоны промышленно-производственного и технико-внедренческого типа. Больше всего резидентов, а именно 90, удалось привлечь в ОЭЗ ТВТ «Дубна» в Московской области, которая специализируется на информационных, ядерных и биомедицинских технологиях. На втором месте ОЭЗ ТВТ «Томск» — 59 инвесторов, занимающихся ИТ, системами управления и автоматизации, медицинскими технологиями. Самые же крупные капитальные вложения были сделаны в промышленно-производственные ОЭЗ. Так, порядка 154 млрд руб. удалось привлечь в ОЭЗ ППТ «Алабуга», где организовано производство автомобилей, строительных и композитных материалов. Более 129 млрд руб. инвестиций было заявлено в ОЭЗ ППТ «Липецк», в которой развивается производство строительных материалов, нефтехимия, выпуск энергетического оборудования. Замыкает тройку лидеров по размеру частных инвестиций (86,6 млрд руб.) ОЭЗ ТВТ «Зеленоград», где 40 резидентов занимаются электроникой и точным машиностроением, а также ИТ.

Кроме официально признанных неэффективными зон «Мурманск» и «Остров Русский», досрочно прекратили свое существование ОЭЗ в Калининградской области (в декабре 2012 г.) и объединение территорий аэропортов «Красноярск» и «Черемшанка» в Красноярском крае. Фактически не функционируют ОЭЗ в Хабаровском и Приморском краях, в Мурманской области.

Самыми неэффективным типом ОЭЗ признан туристско-рекреационный. Из 5 существовавших на момент проверки в 2013 г. ОЭЗ данного типа функционировало всего 4. Деятельность ОЭЗ портового типа также считается неэффективной — из 3 созданных ОЭЗ функционирует 1 в Ульяновской области и имеет достаточно низкие показатели деятельности. [3]

Туристско-рекреационный тип в России не сможет стать эффективным и рентабельным ближайшие несколько лет, пока не будет:

 отстроена надлежащая транспортная и туристская инфраструктура;

 обеспечено качественное проживание и обслуживание туристов;

 снижен транспортный тариф (авиаперевозка и железнодорожное сообщение в некоторые регионы России крайне затруднены, в следствие чего растет стоимость билетов);

 разработана имиджевая программа продвижения российского туризма;

 устранено несоответствие цены и качества отдыха в России и в зарубежных курортно-оздоровительных странах.

Пока не будут устранены или минимизированы данные факторы, сдерживающие рост туризма в РФ, об эффективности туристско-рекреационных ОЭЗ говорить не приходится. По данным Министерства культуры РФ в 2014 г. больше всего было туристов из Китайкой Народной Республики (409 817 чел.) — это 16,69 % от всех туристов; на втором месте Германия (349 481 чел.) — 14,23 %; замыкали тройку лидеров Соединенные Штаты Америки (162 102 чел.) — 6,60 % [4]. Большая часть иностранных туристов традиционно посещала самые востребованные города Москва и Санкт-Петербург.

Рост внутреннего туризма, который сейчас набирает все большие обороты, обусловлен не повышением лояльности россиян к отечественным курортам и санаториям, а падением реальных доходов населения, высоким курсом валюты и закрытием самых популярных направлений — Турция и Египет. Благодаря внешним факторам, а не улучшением в сфере российского туризма в районы действия туристско-рекреационных ОЭЗ стали поступать туристы. Так, в 2014г. турпоток Алтайского края вырос на 17 % — до 1,6 млн. туристов, в Бурятии на 14,6 % — до 900 тыс. туристов, в Карачаево-Черкесскую Республику в 2015 г. приехало на 28,6 %, чем в 2014 г. — до 900 тыс. чел [4].

Поскольку принятый 10 лет тому назад закон об особых экономических зонах на данный момент не оправдывает возложенных на него ожиданий, 23 декабря 2014 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» (далее ТОСЭР). В нем под ТОСЭР понимается территория регионов Дальнего Востока, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности.

Первые три года данная программа будет действовать только на территории Дальнего Востока, и если она сможет показать свою эффективность, полученный положительный опыт будет применен и к другим регионам России. На сегодняшний день Министерством РФ по развитию Дальнего Востока планируется создание 14 ТОСЭР, из которых в настоящий момент реализуется 9 проектов. ТОСЭР — это своего рода расширение особых экономических зон. Но между ТОСЭР и ОЭЗ есть существенные отличия, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Различия между ТОСЭР иОЭЗ

Признак

ТОСЭР [5]

ОЭЗ [6]

Общий правовой режим [7]

Налоговые преимущества:

налог на прибыль

0 % первые 5 лет

15,5–16,0 %

20 %

налог на имущество

0 % первые 5 лет

0 %

2,2 %

земельный налог

0 % первые 5 лет

0 %

1,5 %

транспортный налог (руб./л.с)

-

0

10–150

ввозные и вывозные таможенные пошлины

0 %

0 %

*зависит от вида ставки

НДС на импорт для переработки

0 %

*0 % явл. членом Таможенного Союза

*10–18 % не явл. членом Таможенного Союза

Порядок возврата НДС

ускоренный

-

общий порядок

Социальные отчисления в:

Пенсионный фонд РФ

6 %

8 % (2012–2017 гг.)

13 % (2018 г.)

20 % (2019 г.)

22 %

Фонд социального страхования РФ

0,1 %

2 % (2012–2017гг.)

2,9 % (2018 г.)

2,9 % (2019 г.)

5,1 %

Федеральный фонд обязательного мед. страхования

1,5 %

4 % (2012–2017 гг.)

5,1 % (2018 г.)

5,1 % (2019 г.)

2,9 %

Страховые взносы

7,6 % первые 10 лет

14 %

30 %

Дополнительные льготы:

бесплатное получение земли и готовой инфраструктуры

ускоренная амортизация основных средств

свободная таможенная зона

свободная таможенная зона без применения запретов и ограничений для товаров из Таможенного союза

система «одного окна»

система «одного окна»

отсутствие квот на иностранную раб. силу

привлечение российских специалистов

упрощенный государственный контроль

ускоренные и облегченные административные процедуры, в том числе получение разрешения на строительство и прохождения таможни

проведение внеплановых проверок только по согласованию с Управляющей компанией ТОР

Различия:

минимальный размер инвестиций

500 тыс. руб.

3 млн. — 10 млн. евро

отраслевая принадлежность проектов

промышленное производство

промышленно-производственная деятельность

сельскохозяйственное производство

технико-внедренческая деятельность

добыча и переработка полезных ископаемых (кроме нефти и газа),

портовая деятельность

развитие туризма

туристско-рекреационная деятельность

логистика

резиденты

резидент должен быть зарегистрирован и базироваться на территории Дальнего Востока и не иметь филиалы вне ТОР

все лица, являющиеся и не являющиеся резидентами особой экономической зоны

Глядя на таблицу 2, можно отметить, что обе экономические зоны имеют много общего: практически одинаковые налоговые льготы и преференции. Но ТОСЭР, в отличие от ОЭЗ, призван отвечать новым реалиям российской экономики.

ОЭЗ создавались как достаточно жесткая оболочка, где вид деятельности и объем начальных инвестиций компаний были строго установлены. Первое и главное отличие ТОСЭР от ОЭЗ в том, что в ТОСЭР предусмотрен обратный порядок — каждая территория создается под нужды якорного предприятия, отвечая его потребностям и нуждам. Для них государство предусмотрело не только ряд льготных налоговых и административных послаблений, но и создание инфраструктуры проекта за счет бюджетных средств.

Второе отличие в том, что бизнес не будет ограничен так, как в ОЭЗ. При строительстве инфраструктуры часть государственного заказа могут получить небольшие местные предприятия. При этом преимущество в получении госзаказа получат отечественные компании, зарегистрированные на территории Дальнего Востока.

Третье, в ТОСЭР будет действовать кластерный подход — цепочка взаимосвязанных предприятий (поставщики, производители, потребители), которые работают на одной территории. В случае с ТОСЭР деятельность «соседствующих» с якорным инвестором компаний будет направлена именно на производство конечного продукта.

В четвертых, в отличие от ОЭЗ, в ТОСЭР существенно расширен перечень мер государственной поддержки для резидентов зон. Так, участники проекта смогут рассчитывать на льготы по налогу на прибыль, имущество, землю, и на послабления по страховым взносам и пр. ТОСЭР является более открытой площадкой для иностранных инвесторов. Закон о ТОСЭР подразумевается, что привлечение компании в проект осуществляется напрямую в иностранные банки и компании, что значительно сокращает цепочку посредников.

В пятых, ТОСЭР — социально ориентированная программа. Создание инвестиционного климата и развитие производства, это не основные задачи, которые способно выполнять ТОСЭР. В рамках территории будет создаваться развитая социально-экономическая инфраструктура: будут строиться детсады, школы, больницы и прочее. ТОСЭР сопровождает всю жизнь работника от производства до благоустроенного дома.

Таким образом, ТОСЭР является веянием новых условий российской экономики, когда требуется приток иностранного капитала и развитие самого большого региона России — Дальнего Востока. Сравнительный анализ ТОСЭР и ОЭЗ, показал, что ОЭЗ не смогли дать должного эффекта, и стране нужно искать новые, более эффективные пути экономического развития. Таким новым методом стало утверждение закона о ТОСЭР в Российской Федерации, который уже сейчас, спустя всего год своего существования, показывает результаты. В настоящий момент привлечено 236,56 млрд. руб рублей частных инвестиций на территории 9 ТОР, где будет создано свыше 10 тыс. рабочих мест.

Подытожив, хочется отметить, что введение и дальнейшая разработка проекта ТОСЭР на территории Дальнего Востока подразумевает: рост инвестиционной привлекательности России, приток иностранного капитала, создание готовой продукции с добавленной стоимостью, переориентация с иностранного импорта, на российский экспорт, общее экономическое развитие Дальнего Востока и повышение качества жизни в России.

Литература:

  1. Вопросы/ответы по законодательству. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/regulation/questions_answers/
  2. О проекте Особые экономические зоны. [Электронный ресурс] / Сайт ОАО «Особые экономические зоны». — Режим доступа: http://www.russez.ru/oez/
  3. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на создание и развитие особых экономических зон». [Электронный ресурс] / Официальный сайт Счетной палаты РФ. — Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/755/16710/?sphrase_id=1691865
  4. Статистические показатели взаимных поездок граждан РФ и граждан иностранных государств [Электронный ресрус] / Официальный сайт Министерства культуры РФ. — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/naibolee-populyarnye-napravleniya-po-vyezdu-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-za-rubezh/
  5. Экономические преимущества. [Электронный ресурс] / Сайт Министерства РФ по развитию Дальнего Востока. — Режим доступа: http://minvostokrazvitia.ru/activities/toser.php
  6. Преференции для инвесторов в ОЭЗ. [Электронный ресурс] / Сайт Министерства экономического развития РФ. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/
  7. НК РФ Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/30e5cbced16d0e83475807de43fb8a7418fe752c/#dst45
Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, млрд, Россия, регион России, зона, инвестиция, резидент, Таможенный союз, Татарстан, территория.

Похожие статьи

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Формирование сети транспортно-логистических центров в регионе (на примере Хабаровского края)

Повышение эффективности государственной поддержки развития промышленности на примере Самарского региона

Особенности выделения и согласования интересов стейкхолдеров в рамках развития рекреационного потенциала региона

Инновационные исследования: возможные направления инноваций в сфере ЖКХ России и зарубежный опыт внедрения

Сравнительный анализ уровня инновационной активности в Республике Татарстан и Самарской области

Анализ цепочки создания стоимости естественных монополий в ТЭК на примере Раменского района Московской области

Оценка инвестиционной привлекательности прибайкальских регионов для развития рыбохозяйственной деятельности с позиции наличия «удобной» правовой базы

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного самоуправления в реализации государственной молодежной политики (на примере Чеховского муниципального района Московской области)

Политика импортозамещения в РФ: возможные экономические результаты на примере Калужской области

Похожие статьи

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Формирование сети транспортно-логистических центров в регионе (на примере Хабаровского края)

Повышение эффективности государственной поддержки развития промышленности на примере Самарского региона

Особенности выделения и согласования интересов стейкхолдеров в рамках развития рекреационного потенциала региона

Инновационные исследования: возможные направления инноваций в сфере ЖКХ России и зарубежный опыт внедрения

Сравнительный анализ уровня инновационной активности в Республике Татарстан и Самарской области

Анализ цепочки создания стоимости естественных монополий в ТЭК на примере Раменского района Московской области

Оценка инвестиционной привлекательности прибайкальских регионов для развития рыбохозяйственной деятельности с позиции наличия «удобной» правовой базы

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного самоуправления в реализации государственной молодежной политики (на примере Чеховского муниципального района Московской области)

Политика импортозамещения в РФ: возможные экономические результаты на примере Калужской области