Огромную роль в экономическом и социальном развитии различных государств всего мира играют особые экономические зоны (ОЭЗ). В них искусственно создаются наиболее приемлемые для ускоренного темпа экономического развития условия. Это гарантирует привлечение крупных инвестиций и успешную деятельность предприятий. При общем снижении налогов за счёт большего товарооборота государство получает весомую выгоду, а предприниматели — наиболее оптимальные условия для развития и ведения полноценной профессиональной деятельности. В настоящее время около 28–32 % товарооборота во всём мире осуществляется именно через ОЭЗ разнообразного типа.
Для России основной целью создания особых экономических зон можно назвать развитие депрессивных территорий страны за счет формирования определенных «точек» или «полюсов» роста, основанных на имеющемся на данной территории потенциале: геополитическом положении, природно-ресурсном богатстве, существующих научных или промышленных комплексах. Помимо этого, в качестве цели создания является потребность и необходимость в формировании производственной и логистической инфраструктуры [1].
В Российской Федерации функционирование особых экономических зон нормативно закреплено в Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ [2].
Несмотря на высокие показатели отдельных ОЭЗ, в целом данный инструмент на сегодняшний день, в существующем варианте нормативно-правового регулирования, признан в России неэффективным, о чем свидетельствуют последние законодательные нововведения [1]. В результате указанных нововведений на территории Российской Федерации осталось 23 особые экономические зоны. Примечательно, что из десяти закрытых восемь относятся к зонам туристско-рекреационного типа и две — к портовым.
Таким образом, свою эффективность подтверждают промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны.
Несмотря на проблемы функционирования ОЭЗ, регионы России продолжают внедрять данный механизм активизации инвестиционной деятельности в рамках реализуемой региональной инвестиционной политики.
Так, например, в Красноярском крае формируется инновационно-промышленная зона «Алюминиевая долина». Её месторасположение было выбрано не случайно, поскольку при создании учитывались многие экономические, социальные и географические факторы.
Красноярский край является крупнейшей ресурсно-сырьевой базой России. Природные богатства региона достаточно разнообразны — большие площади земельного и лесного фондов, обширные запасы минерального сырья, обеспеченность водными ресурсами и уникальные рекреационные зоны. Однако ведущие позиции в России и в мире край занимает именно по запасам и производству полезных ископаемых. Мощная в первую очередь ресурсно-сырьевая, а также промышленная база позволяет краю входить в число 10 регионов-лидеров по объемам инвестиций в основной капитал, а также обеспечивать безусловное лидерство по данному показателю среди регионов Сибирского федерального округа [3].
Стоит отметить, что Красноярский край уже имел опыт создания ОЭЗ в 1998 г. и в 2007 г. Однако, проект создания портовой зоны в 2007 г. не получил поддержки со стороны региональных органов власти в виду своей неперспективности [4].
Целью проекта, по задумке авторов, является использование промышленных, научно-технических и кадровых ресурсов Красноярского края для создания комплекса современных предприятий по выпуску алюминиевой продукции высокого передела. Основными видами продукции станут прокат для авиации и судостроения, компоненты для машино- и автомобилестроения, профиль и слитки для строительной отрасли, кабели, катанка, аккумуляторы. Участники особой экономической зоны получат доступ к инженерной и транспортной инфраструктуре края для развития своих производств, а также смогут значительно сократить издержки благодаря соседству с поставщиками первичного алюминия. Дополнительным преимуществом станет возможность быстрой коммерциализации инновационных идей за счет сотрудничества с крупнейшими научными центрами региона. Ожидается, что уже на пилотном этапе «Алюминиевая долина» привлечет в регион не менее 200 млн. долларов, позволит обеспечить около 1200 новых рабочих мест. [5].
С самого начала планируется запустить дополнительное прокатное производство на КраМЗ, построить новый завод по производству колёсных дисков автомобилей, ещё один — для производства широких транспортных профилей, третий — для производства посуды, четвёртый — велосипедов, а также вывести производство колёс до 0,7 млн. в год по полному производственному циклу, включая термообработку. Согласно проекту, рост потребления алюминия в России и СНГ с имеющегося уровня в 1.4 млн. тонн (2016 г.) возрастёт к 2021 году до 2 млн. тонн, а к 2025 — до 2.5 млн. тонн. При этом намечены и другие перспективные направления, которые будут вводиться в строй постепенно. Например, производство хопперов, железнодорожных вагонов для перевозки сыпучих материалов.
В рамках протокола о намерениях, подписанного на ПМЭФ-2016, стороны договорились о развитии сотрудничества для привлечения российских и иностранных инвесторов на территорию Красноярского края, создания условий для реализации на территории региона новых инвестиционных проектов, формирования инвестиционной привлекательности инновационной промышленной зоны. Для осуществления совместных проектов в рамках «Алюминиевой долины» стороны рассмотрят возможность формирования рабочих групп.
По заверениям инициаторов проекта, в рамках особой экономической зоны будет осуществляться разработка новых материалов и сплавов, применение аддитивных технологий, а также вестись технико-внедренческая деятельность: на территории долины создадут площадку для НИОКР в сотрудничестве с СФУ и другими научными, исследовательскими и образовательными учреждениями.
Красноярский край под влиянием создания ОЭЗ «Алюминиевая долина» будет развиваться не только экономически, но и социально. Повысится уровень образования населения, поскольку новые предприятия требуют более квалифицированных специалистов. Инфраструктура (в том числе и социальная) и транспортная сеть будет выводиться на мировой уровень, чтобы соответствовать высоким требованиям резидентов. Красноярский край развивается по принципу «снежного кома», при скорейшем развитии особой экономической зоны быстрыми темпами развивается и регион.
К основным проблемам функционирования ОЭЗ можно отнести отсутствие четко сформулированной цели создания зоны, соответствующей интересам и региона и страны в целом. Как правило, руководители регионов видят в ОЭЗ только одну привлекательную сторону — перспективу получения налоговых льгот, и полагают, что ОЭЗ помогут им решить проблемы, с которыми они сам не в состоянии справиться.
Также следует сказать, что для оптимизации процесса регулирования деятельности ОЭЗ следует создать специальный орган государственного управления федерального уровня, наделив его специальными функциями, но при этом разграничив их с полномочиями органов региональной и муниципальной власти. Следует уделить особенное внимание основным недостаткам и преимуществам ее месторасположения, которые позволят наиболее эффективно построить работу в данной особой зоне. Одной из проблем является недоверие иностранных и отечественных инвесторов к государственным гарантиям предоставляемых кредитов, да и в целом проблема кредитоспособности отечественных финансовых институтов.
В заключении можно сказать, что рассмотренный пример подтвердил важность образования особых экономических зон и их влияние на благотворное развитие региона.
Литература:
- Ефремова М. В., Руйга И. Р. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в Российской Федерации // Инновационная наука. — 2016. — № 10 (часть 1). — С. 42–47.
- Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения 01.10.2016).
- Руйга И. Р. Мониторинг состояния инвестиционной сферы и реализуемой инвестиционной политики Красноярского края // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 12. С. 145–159.
- Руйга И. Р. перспективные направления инвестиционной политики Красноярского края // Вестник сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. — 2009. — № 1–1 (22). — С. 166–170.
- Официальный Портал Красноярского края, инвестиционный паспорт «Красноярск — территория развития» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://passport.krskstate.ru/