Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 17384 раза

Библиографическое описание:

Камдин, А. Н. Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне / А. Н. Камдин, И. Г. Ельмеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 312-317. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6713/ (дата обращения: 19.10.2024).

Если экономическое состояние страны является не привлекательным для иностранных инвесторов, то одним из способов их привлечения является создание особых экономических зон (ОЭЗ) на территории страны, в рамках которых возможно проведение иной инвестиционной, фискальной, промышленной и тарифной политики.

Россия — растущий большой перспективный рынок и развитие ее национальной экономики обеспечивается деятельностью ОЭЗ, представленных широкой географией присутствия. Особые экономические зоны в России начали развиваться в связи с принятием Федерального закона № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года. На сегодняшний день ОЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений.

Таким образом, ОЭЗ — это интегрированный инструмент экономического развития. Она представляет собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей, которую государство создает для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. К обобщенным целям создания ОЭЗ можно отнести:

-           привлечение передовых технологий, приобретение мирового опыта международного предпринимательства;

-           активизация экономики региона, путем привлечения иностранного капитала

-           повышение уровня занятости населения и подготовка высококвалифицированных кадров;

-           создание современной рыночной инфраструктуры, позволяющей использовать зоны как посредника между мировым рынком и отечественным хозяйством;

-           рост экспортного потенциала территории страны;

-           организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозаменяющих товаров;

-           освоение современного опыта организации и управления производством и т. д.;

-           ускорение научно-технического прогресса за счет отечественных и зарубежных разработок.

С функциональной точки зрения ОЭЗ можно подразделить на:

-           внешнеторговые, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;

-           технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;

-           комплексные производственные зоны, ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники);

-           оффшорные зоны, где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т. д. [6]

Не так давно, а именно 21 марта 2013 года, премьер-министр России Д.А Медведев, в связи со сложившейся ситуацией на Кипре, поставил вопрос о создании собственной оффшорной зоны внутри страны, в частности на Дальнем Востоке: на Сахалине или Курилах. Мнения ведущих экономистов на этот счет не однозначны и весьма скептичны, ведь оффшорная зона предполагает наличие не только льготных ставок налогов, но и гарантии защиты инвестиций. Кипр, являясь особой экономической зоной, предоставлял не только определенные налоговые льготы, но и обладал хорошо развитой инфраструктурой и банковской системой. Чтобы создать такой же «налоговый рай» на Дальнем Востоке, придется неплохо потрудиться.

Тем не менее, можно отметить и положительные стороны создания оффшорной зоны в России, а именно: это позволит вернуть часть денежных средств, которые находятся не только на Кипре, но и в других государствах с льготным режимом регистрации и налогообложения; также крупные внебюджетные инвестиции могут оживить экономику региона, остановить отток населения и целом благоприятно сказаться на развитии Дальневосточного региона. Но в то же время это потребует значительных затрат времени и ресурсов на создание нормативной базы, регулирующей деятельность оффшора, а также создание подобающей инфраструктуры.

На наш взгляд, создание оффшорной зоны на Дальнем Востоке все же не является целесообразным. Сейчас с оффшорами начинают бороться на глобальном уровне, к тому же у России уже имеется негативный опыт создания подобных зон.

В Российской Федерации ОЗС могут создаваться в 4 основных видах:

1)      технико-внедренческие;

2)      промышленно-производственные;

3)      портовые зоны;

4)      туристстко-рекреационные.

На сегодняшний день вРоссии действуют 24 ОЭЗ, из них: 4 — технико-внедренческие (среди них «Алабуга» и «Липецк»), 4 — промышленно-производственные («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург»), 13 — туристско-рекреационные («Бирюзовая Катунь», «Байкальская Гавань», «Ворота Байкала», «Алтайская Долина», «Гранд Спа Юца», «Куршская Коса», «Остров Русский» и т. д.), 3 зоны портового типа с разной степенью готовности (среди них в том числе «Ульяновск», «Мурманск»). На рис. 1 отображена схема расположения ОЭЗ в России.

Описание: Файл:OEZRF.png

Рис. 1. Схема расположения СЭЗ в Российской Федерации

Характерным признаком СЭЗ является льготный характер налогообложения. Основные налоговые преимущества СЭЗ представлены на рис. 2

Описание: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/66104100431cb1e5ba17bb00f8e42875/taxpref1.JPG?MOD=AJPERES&CACHEID=66104100431cb1e5ba17bb00f8e42875

Рис.2. Действующие налоговые преференции для ОЭЗ

Налоговые преференции предполагают снижение ставок налога на прибыль до 15,5 %, налога на имущество организаций резидентов ОЭЗ, а также освобождение от земельного и транспортного налогов на срок до 5 лет.

Также для ОЭЗ характерен льготный таможенный режим.

Таблица 1

Ввоз товаров на территорию ОЭЗ

Иностранные товары

Российские товары

Не уплачивается ввозная таможенная пошлина и НДС

НДС подлежит возврату продавцу товаров; вывозная таможенная пошлина не уплачивается

Таблица 2

Вывоз товаров на территорию Российской Федерации, отчуждение в пользу нерезидента ОЭЗ

Иностранные товары

Российские товары

Таможенный режим: выпуск для внутреннего потребления

Уплачивается ввозная пошлина, НДС, акциз

Уплачивается НДС

На рис. 3 представлены действующие для ОЭЗ таможенные преференции. [3]

Описание: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/a52cba00431cd29aba3ebb00f8e42875/actingcustomspref.JPG?MOD=AJPERES&CACHEID=a52cba00431cd29aba3ebb00f8e42875

Рис. 3. Действующие таможенные преференции для ОЭЗ

На территории ОЭЗ применяется режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары, ввозимые в ОЭЗ, размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к ввозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Говоря об уровне инвестиций, направляемых в ОЭЗ в 2010 году, следует сказать, что их объем составил 197,36 млрд. рублей, это на 38 % (75 млрд. рублей) больше, чем в 2009 году. К 2010 году совокупный объём продукции, произведённой в зонах, составил 31,4 млрд рублей. На 1 января 2011 года, в ОЭЗ было зарегистрировано 257 инвесторов. Также следует отметить, что объём государственных инвестиций в развитие зон составил 45 млрд рублей, объём заявленных частных инвестиций — более 200 млрд рублей. Прирост фактических инвестиций в 2012 году составил 61 %: на 01.10.2012 фактические инвестиции резидентов составили 63,7 млрд. рублей (что на 24,3 млрд. рублей больше, чем по состоянию на 01.10.2011). На 46 % вырос объем произведенной в ОЭЗ продукции в денежном выражении: с 50,3 млрд. рублей на 01.10.2011 года до 73,6 млрд. рублей к 01.10.2012. Консолидированные налоговые отчисления в 2012 году выросли на 74 %: c 3,9 млрд. рублей (01.10.2011) до 6,9 млрд. рублей (01.10.2012). Количество созданных в ОЭЗ рабочих мест превысило 8000. При этом за последний год их количество увеличилось на 20 %. По итогам 2012 года в особые экономические зоны России пришло 326 инвесторов, в том числе 57 компаний из 21 страны мира; объем заявленных частных инвестиций по итогам 2012 года превысил 400 млрд. рублей. В особых экономических зонах запущено 5 новых заводов (ОЭЗ «Липецк» и ОЭЗ «Алабуга). Также заместитель Министра Олег Савельев сообщил, что Минэкономразвития России внесло в Правительство проект постановления о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа в Калужской области «Людиново». Планируется, что зона будет специализироваться на машиностроении. До 2025 г. планируется довести число резидентов ОЭЗ до 1 тыс., привлечь не менее 510 млрд. рублей частных инвестиций, создать не менее 140 тыс. рабочих мест. Ожидается выпуск резидентами продукции не менее чем на 5 трлн. рублей и уплаты ими налогов на сумму не менее 1,2 трлн. рублей. [2]

На наш же взгляд, существует неплохая перспектива создания ОЭЗ в Республике Мордовия, причем создания ОЭЗ технико-внедренческого типа. Не обладая большим ресурсным потенциалом, республика успешно развивается, при этом особенное внимание уделяется инновационному развитию. Регион обладает большим научно-техническим потенциалом и развитой инновационной инфраструктурой. К объектам инновационной инфраструктуры можно отнести:

-           АНО «Республиканский бизнес-инкубатор»;

-           Бизнес-инкубатор Республики Мордовия;

-           Мордовский центр научно-технической информации;

-           Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия;

-           Технопарк-Мордовия;

-           ЦТТ при Мордовском государственном университете;

-           НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия;

-           ГУП РМ «Научно-производственный центр информатизации и новых технологий»;

-           ООО «Республиканский центр современных медицинских технологий»;

-           ООО «Центр новых строительных материалов и технологий»;

-           ООО «Инновационно-технологический центр Республики Мордовия»;

-           ООО «Мордовский республиканский научно-технический центр «Электротехника Мордовии». [1]

Также в республике находится центр нанотехнологий и наноматериалов, который специализируется на электронном приборостроении и волоконной оптике. Уместным было бы отметить и выгодное географическое положение Мордовии. В июле 2012 года Всемирный банк и Международная финансовая корпорация составили рейтинг российских городов, где наиболее благоприятно и выгодно вести бизнес, в котором столица республики, город Саранск занял почетное 2 место. [5] Мы считаем, это свидетельствует, что город и республика в целом — благоприятный регион для ведения бизнеса в России, в котором существуют наименьшие барьеры для его ведения. К тому же следует признать и внутриполитическую стабильность региона, что играет немаловажную роль в его инновационном развитии.

В 2011 году по темпу роста инвестиций республика занимала 43 место в России 7 — в ПФО, по объему инвестиций в расчете на 1 жителя — 42 и 4 места соответственно.

Описание: inv1

Рис. 4. Динамика инвестиций

Начиная с 2010 года наблюдается значительный рост и иностранных инвестиций, что видно на рис. 5. [4]

Описание: inv2

Рис.5. Поступление иностранных инвестиций в Республику Мордовия.

Мы можем сказать, что создание ОЭЗ в республике будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, и, в первую очередь, инновационного предпринимательства как на территории региона, так и во всей стране. Это даст возможность производства высокотехнологичной продукции и её вывода на российские и мировые рынки, а также привлечения иностранного капитала.

Анализ функционирования особых экономических зон в РФ свидетельствует о том, что данные формы пока еще не на должном уровне выполняют свое основное функциональное предназначение — быть центрами динамичного экономического роста, эффективного решения задач территориального развития и на этой основе обеспечивать сопряженное развитие других регионов.

К основным проблемам функционирования ОЭЗ в Российской федерации можно отнести отсутствие четко сформулированной цели создания зоны, соответствующей интересам и региона и страны в целом. Как правило, руководители регионов видят в ОЭЗ только одну привлекательную сторону — перспективу получения налоговых льгот, и полагают, что ОЭЗ помогут им решить проблемы, с которыми они сам не в состоянии справиться. Но тут напрашивается вопрос: какой разумный инвестор будет вкладывать свои денежные средства в такую зону?

Также следует сказать, что для оптимизации процесса регулирования деятельности ОЭЗ следует создать специальный орган государственного управления федерального уровня, наделив его специальными функциями, но при этом разграничив их с полномочиями органов региональной и муниципальной власти. Кроме того, при создании ОЭЗ особенное внимание следует уделить основным недостаткам и преимуществам ее месторасположения, которые позволят наиболее эффективно построить работу в данной особой зоне. Одной из проблем является недоверие иностранных и отечественных инвесторов к государственным гарантиям предоставляемых кредитов, да и в целом проблема кредитоспособности отечественных финансовых институтов.

Подводя итог, необходимо отметить, что для повышения эффективности функционирования особых экономических зон в России, необходимо постоянное совершенствование законодательства в этой сфере, также создание оптимальных методов контроля за его исполнением. Кроме того обязательным условием является стабилизация правовой и социальной, и конечно же, экономической ситуации в стране. Это позволит привлечь новых резидентов и обеспечит устойчивое развитие территорий дислоцирования ОЭЗ, и в целом экономики страны, что обеспечит ей конкурентоспособность на мировом рынке, усилит процессы интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование ОЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.

Литература:

1.         Общие сведения о Республике Мордовия. Наука и инновации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rmeconomics.e-mordovia.ru/aboutMordovia/obshiesved/ — Загл. с экрана;

2.         Министерство экономического развития РФ. Заместитель Министра О. Г. Савельев подвел итоги деятельности особых экономических зон в 2012 году. — [Электронный ресурс] — 2012 — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/ — Загл. с экрана;

3.         Министерство экономического развития РФ Преференции для инвесторов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ — Загл. с экрана;

4.         Министерство экономики Республики Мордовия. Инвестиционная деятельность в Республике Мордовия. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=197&Itemid=450 — Загл. с экрана;

5.         РБК Рейтинг. Лучшие российские города для ведения бизнеса в 2012 году. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rating.rbc.ru/article.shtml?2012/07/03/ — Загл. с экрана;

6.         Электронная библиотека. Свободные экономические зоны в экономике России. Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-3/106.htm — Загл. с экрана.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Мордовия, зона, Российская федерация, рубль, создание, Дальний Восток, Кипр, особая экономическая зона, оффшорная зона.


Похожие статьи

Особые экономические зоны как один из факторов развития региона (на примере Красноярского края)

Особые экономические зоны как форма государственной поддержки инновационных регионов

Специфика функционирования особых экономических зон

Рыночные отношения вузов в условиях социально-экономического развития региона

Актуальные проблемы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и пути их решения

Проблемы безработицы и занятости сельской молодежи как фактор устойчивого развития территории

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Проблемы и перспективы экономической роли стран ШОС в системе мирового хозяйства

Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства: недостатки и направления совершенствования

Понятие, задачи и этапы развития особых экономических зон

Похожие статьи

Особые экономические зоны как один из факторов развития региона (на примере Красноярского края)

Особые экономические зоны как форма государственной поддержки инновационных регионов

Специфика функционирования особых экономических зон

Рыночные отношения вузов в условиях социально-экономического развития региона

Актуальные проблемы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и пути их решения

Проблемы безработицы и занятости сельской молодежи как фактор устойчивого развития территории

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Проблемы и перспективы экономической роли стран ШОС в системе мирового хозяйства

Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства: недостатки и направления совершенствования

Понятие, задачи и этапы развития особых экономических зон

Задать вопрос