Шанхайская организация сотрудничества создавалась в 2001 г. Состав: Россия, Казахстан, Китай, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Государствами-наблюдателями являются: Индия, Пакистан, Монголия, Афганистан и Иран.
По своему потенциалу ШОС относится к крупнейшим региональным многосторонним объединениям государств: общая площадь государств-членов ШОС составляет около 30 млн. 189 тыс. кв. км, то есть 60 % площади Евразии, население 1 млрд. 455 млн. человек, 25 % населения планеты (общая численность населения стран, входящих в ШОС в качестве постоянных членов и наблюдателей, около 45 % населения Земли). Также ШОС обладает существенными трудовыми и природными ресурсами (пока еще малоиспользуемые запасы углеводородов, металлы, редкоземельные элементы, водные ресурсы).
В новейший период в рамках организации формируются новые направления, проекты и механизмы экономического сотрудничества, имеющие потенциал влияния на глобальную экономику (например, решение о переходе на торговлю с Китаем в национальной валюте, в связи с нестабильностью доллара) [1, c.86].
Изначально, данная организация была создана для совместной защиты границ стран-участников, но в дальнейшем ШОС приобрела экономическое направление своего развития.
Интеграция позволяет государствам, входящим в организацию, решать значительные социально-экономические проблемы. Так, факторы географической близости позволяют продвигать взаимные интересы, способствуют согласованию вопросов внешней политики. Создаются предпосылки для гармонизации правового пространства; привлечения иностранных инвестиций; получения доступа товаров на рынки других государств; для создания институтов, обеспечивающих стабильную экономическую деятельность; для упрощения процедур торговли и транспортного взаимодействия; распространения коммерческой информации.
Для России участие в ШОС напрямую определяет степень интеграции страны в глобальную экономику и влияет на экономическое развитие в долгосрочной перспективе. В частности, это еще раз подчеркивалось всеми государствами-участниками в ходе конференции «Роль России в развитии ШОС» в Москве 17 декабря 2014 года [3, c.65].
Для стран Азии участие в региональной организации, членами которой являются две такие крупные державы, как Россия и Китай, повышает международный престиж каждого из ее членов, повышает интерес к ней со стороны многих государств.
Сейчас с ШОС предполагается сформировать такой механизм, который объединял бы производителей, потребителей и транзитеров энергоресурсов в рамках Энергетического клуба. Необходимо скоординировать деятельность газодобывающих государств ШОС на региональном и мировом энергетических рынках, а также развивать сотрудничество между производителями и потребителями газа в целях диверсификации направлений сбыта газа. Данная координация является определяющим условием для того, чтобы сохранить конкурентоспособность экономики энергодобывающих государств, в частности, Центрально-азиатского региона.
Оценив экономическое взаимодействие государств-участниц ШОС можно отметить, что в данной организации сложились благоприятные условия для развития экономики, постоянно улучшается торгово-инвестиционный климат [2, c.87].
Существенным аспектом экономического сотрудничества в рамках ШОС является то, что механизм ШОС не предполагает обязательного участия в конкретных проектах всех шести стран-членов. Различные проекты могут иметь формат ШОС, даже если они осуществляются не при общем участии. И подобная практика уже существует. Многим государствам-членам ШОС на двух- или же трехсторонней основе удалось найти взаимоприемлемые решения проблем экономического порядка именно благодаря членству в ШОС. Также ШОС — открытая организация, поэтому экономическое партнерство предусматривает участие и других стран и объединений. Причем это могут быть не только страны-наблюдатели, но и другие государства [1, c.132].
Однако развитию препятствует ряд факторов как объективного, так и субъективного характера. Так, препятствием является то, что структуры и масштабы экономик государств-членов во многом несхожи. Страны Центральной Азии находятся на разных уровнях развития экономики. Для ряда стран региона нельзя исключать опасность развития системного экономического кризиса. В этой связи особое значение имеет разработка стратегических документов развития как отдельных стран, так и всей интеграционной группировки в целом. Пока только некоторые из стран Центрально-азиатского региона имеют долгосрочные стратегии экономического развития. Поэтому разработка планов институциональных преобразований имеет особое значение [2, c.54].
На экономическое сотрудничество негативно влияют проблемы в кредитно-финансовой сфере. Так, одной из проблем, стоящих перед ШОС, пока является аккумуляция средств для строительства объектов многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Существует необходимость усилить роль Межбанковского совета, предоставить ему возможность финансирования проектов на более гибких рыночных условиях, которые бы соответствовали текущей экономической ситуации. Проблемой являются и миграционные процессы трудовых ресурсов.
Препятствием для экономического взаимодействия является и то, что соответствующее законодательство государств-членов ШОС во многом различается. Механизмы международно-правового регулирования экономического сотрудничества также на сегодняшний день не до конца сформированы, при том что эффективное экономическое развитие без современного правового регулирования невозможно.
Для повышения эффективности деятельности ШОС требуется оптимизация сферы международно-правового регулирования, в частности разработка базового универсального экономического соглашения между всеми странами-участницами. Для этого, на наш взгляд, необходим системный подход: определенная гармонизация национальных законодательств; выравнивание уровня развития экономики; создание системообразующих структур, необходимых для материализации проектной деятельности; необходим больший учет интересов государств Центрально-азиатского региона. Дальнейший всесторонний прогноз развития в сфере безопасности, политической и экономической конъюнктуры также обязателен [3, c.66].
Стремительное развитие экономического направления деятельности организации в 2014 году обусловливает рост влияния ШОС на экономическую и политическую обстановку в Евразии. В 2015 году проходила подготовка Стратегии развития ШОС до 2025 года, дальнейшая интенсификация взаимодействия между государствами-участницами организации.
Россия в рамках данной международной организации реализует идеи новой платформы и модели сотрудничества, что будет способствовать изменению конфигурации геоэкономической карты евразийского континента.
Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества является уникальной формой интеграционного объединения государств нового типа, и демонстрирует экономический, а теперь и политический потенциал в глобальном контексте.
Литература:
- Быков А.И. Экономическое сотрудничество в рамках ШОС: основные направления и перспективы развития. ФЛИНТА, 2011.
- Титаренко М. Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы. М.: ИД «ФОРУМ», 2012.- 544 с.
- Шумилов В. М. Международное экономическое право. М.: Издательство Юрайт, 2011. — 612 с.