Шанхайская организация сотрудничества (далее ШОС), является организацией обеспечивающая региональную безопасность, в которой и Китай, и Россия являются ведущими странами. Эта Организация дала Китаю и России пространство для развития отношений со стратегическими партнерами и в то же время обеспечила безопасное и стабильное развитие в регионе. Рассматривая ШОС изнутри, мы можем видеть, что основными частями структуры этой организации являются Китай и Россия, а отношения между этими двумя странами и их стратегические интересы оказывают влияние на развитие организации во всех сферах.
Будучи членами ШОС, обе страны имеют свои стратегические цели, которые могут быть достигнуты только благодаря взаимному сотрудничеству. Китай и Россия переживают важные времена, одна страна находится на стадии развития стратегических возможностей, другая — трансформацию общества и восстановление экономики страны. На этом этапе формирования нового, справедливого порядка в международном мире важно, чтобы обе страны распространили влияние в регионе основанное на безопасности и стабильности в своих странах, и ШОС предоставила странам возможность достичь поставленных целей.
На пути к достижению своих целей и защите своих интересов Китай и Россия прилагали большие усилия. В «Общей декларации Китайской Народной Республики и Российской Федерации о многополярном мире и формировании нового международного порядка» 1997 года, Китай и Россия заявили о содействии развитию многополярного мира и формированию Международного порядка и формирования нового общего мировоззрения. В «Общей декларации Китайской Народной Республики и Российской Федерации о международном порядке 21 века» 2005 года обе страны объявили свои общие идеи и обратились к международному сообщество объединить общие усилия для формирования нового мировоззрения безопасности и придерживаться общих принципов взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства и общих идей.
В июне 2001 года была создана Шанхайская организация сотрудничества. На первом саммите организации, лидеры Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана подписали «Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества», в которой участники ШОС заявили о намерении разработать Многостороннего сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабилизации в регионе, а также для создания нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического порядка международного сообщества. Позже, в 2002 году, главы 6 стран встретились в Санкт-Петербурге подписав «Устав Шанхайской организации сотрудничества», где были определены принципы и основные направления развития ШОС. Эти документы были первыми шагами Китая и России на пути построения прочных отношений между странами и послания международному сообществу о своих новых идеях мировоззрения. Таким образом, идея нового мировоззрения Китая и России была принята участниками организации. Китай и Россия продвигают диалоги и сотрудничество между участниками организации в связи с саммитами ШОС и встречами на разных уровнях, популяризируя «дух Шанхая», с одной стороны, и расширяя влияние обеих стран В регионе, с другой стороны. После событий 9.11 США, используя оправдание антитерроризма, вывели войска на территорию Средней Азии, что сплотило сотрудничество Китая и России в рамках ШОС. После выхода на территорию Средней Азии США начали многостороннюю и интенсивную стратегию изменения геополитики с помощью «цветных революций» в регионе.
В 2005 году ШОС заявила, что с окончанием антитеррористической войны в Афганистане страны-участники ШОС считают, что США разумно вывести войска. Таким образом, Китай и Россия начали противодействовать расширению влияния США на территории Средней Азии, что много значит для сбалансирования сил и стабилизации обстановки в регионе. Таким образом, одна из причин вступления в ШОС, как и для Китая, так и для России — распространение влияния их стран в регионе. Таким образом, благодаря вступлению в ШОС, Китай и Россия объединились в рамках ШОС для борьбы за общие интересы стран.
Благодаря сотрудничеству в рамках ШОС, Китай и Россия имеют возможность улучшить экономическую стабильность в обоих странах. Действия против терроризма, экстремизма и сепаратизма и обеспечение безопасности и стабилизации на границах стран имеют основополагающее значение для Китая и России, это также является общей целью их стратегического сотрудничества. По инициативе Китая и России ШОС стала одной из первых международных организаций, которая действует против терроризма. В день основания ШОС была подписана «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», а затем в Ташкенте была создана Региональная антитеррористическая структура. А в 2006 году на саммите в Шанхае лидеры членов ШОС на основе существующего антитеррористического сотрудничества подписали «План сотрудничества стран ШОС в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2007–2009 годы». В то же время, благодаря Китаю и России, ШОС добилась успешных результатов распространения антитеррористических сил и ресурсов и развития сотрудничества по обеспечению безопасности на границах стран.
Китай и Россия с помощью укрепления сотрудничества между ШОС и Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) расширили географическое пространство террористического противодействия, а также нашли новый, более эффективный способ борьбы с терроризмом. Таким образом, усилия Китая и России, антитеррористическая работа ШОС перешла на новый уровень, и организация становятся важной структурой реализации интересов и выгод Китая и России.
Для Китая, как и для России, сотрудничество в рамках ШОС очень важно. Китай сталкивается с периодом индустриализации, которому требуется большое количество энергетических ресурсов и нефтяных запасов, а российское сельское хозяйство во многом зависит от внешней торговли, а в структуре экспорта большой процент занимает энергетические ресурсы и нефтяной запас. Таким образом, у Китая и России есть большой потенциал для содействия региональному экономическому сотрудничеству в рамках ШОС.
На ровне с общими интересами и преимуществами стран, Китай и Россия также имеют несколько разных целей и задач, а в сотрудничестве в рамках ШОС очень важно учитывать эти различия, чтобы развитие организации было взаимовыгодным.
Поскольку существуют расхождения в истории, культуре и географическом положении Китая и России, выбор геополитических стратегий и целей сотрудничества этих стран также различен.
После «холодной войны» целью геополитической стратегии Китая стало формирование безопасных условий для модернизации страны. Основным направлением внешней политики Китая было улучшение дружеских отношений с соседними странами, развитыми странами и странами третьего мира. Таким образом, у всех членов ШОС есть элементы стратегии Китая, и поэтому они имеют большую геополитическую ценность для страны.
Во-первых, только благодаря дружественным отношениям с Россией Китай может компенсировать отсутствие естественных защитных барьеров на севере страны, укрепляя преимущества сухопутных войск и балансируя недостаток морских сил Китая, в зависимости от изменения геополитической ситуации. Во-вторых, Китай находится в период мирного развития, способствуя многополярному порядку международного общества, поэтому Китаю важно поддерживать дружеские отношения с его окружением, чтобы расширить пространство для его стратегического развития. С помощью стран ШОС Китай может влиять на страны Ближнего Востока, Северной Африки и Европы с помощью евразийских стран. И, в-третьих, ШОС является единственным механизмом обеспечения безопасной среды, который был найден с инициативами Китая, это также единственная платформа укрепления позиций Китая в регионе Средней Азии и стратегической территории обеспечения безопасной среды для Развитие самого Китая. Таким образом, основа безопасной среды на Северо- западе Китая — хорошие отношения с Россией, а обширная территория Средней Азии — важная платформа для поддержания влияния растущего Китая.
Например, для России приоритетом направления развития является улучшение отношений со странами Содружества Независимых Государств (СНГ). В последние годы Россия, используя геополитические преимущества на территории Средней Азии, создает тесные связи и механизмы сотрудничества в регионе, добилась интеграции разных уровней и оказала ведущее влияние на экономику область. После октября 2005 года, когда были объединены Сотрудничество стран Средней Азии и Евразийского экономического сообщества, Россия расширила сферы и регион сотрудничества со странами Средней Азии и регулировала экономические ресурсы каждой страны. Это свидетельствует о стремлении России повысить уровень интеграции стран СНГ и укрепить структуру территории бывшего СССР. Что касается сотрудничества в области безопасности, Россия способствовала военному сотрудничеству со странами Средней Азии, используя потенциал ОДКБ. Россия помогает этим странам обучать командный, обеспечивает членов организации военной техникой. «Члены ОДКБ решали проблемы позиций групп быстрого реагирования на территории Средней Азии; Они создали общую систему противовоздушной обороны, также созданы группы реагирования на акты терроризма и угрозу наркотиков. Благодаря постоянным усилиям Россия установила довольно стабильные многосторонние отношения со странами Средней Азии в области военной безопасности. Особенно после интеграции Узбекистана в ОДКБ в 2006 году члены ШОС, такие как Россия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан и Узбекистан, стали участниками ОДКБ, организации, обеспечивающей безопасность в регионе, с Россией как ведущей страной. Поэтому в России имеется обеспокоенность тем, что ШОС не может иметь больше влияния на территории Средней Азии, по крайней мере для безопасности. Таким образом, различия ролей и функций двух организаций являются проблемой для отношений Китая и России.
В последние годы, с распространением влияния страны, отношение России к росту Китая носит консервативный характер. Китай с модернизацией страны продвигает многостороннюю международную политику, поддерживает дружеские отношения не только с Россией, но и со странами Средней Азии и стран, которые в некотором смысле находятся под традиционным влиянием России. И в контексте, с дальнейшим ростом Китая, Россия будет более осторожна в отношении китайских отношений со странами Средней Азии и влияния Китая на них, и, несомненно, этот факт будет влиять на сотрудничество между двумя странами в рамках ШОС.
Сферы и формы сотрудничества между двумя странами могут быть разными, но преимущества одинаковы. Поэтому для положительного развития ШОС страны должны защищать свои интересы взаимодействием в экономической, политической и стратегической сферах и в то же время находить новые формы сотрудничества.
Например, в сфере экономического сотрудничества страны используют ресурсы в качестве основы для развития многостороннего сотрудничества, в то же время, укрепляя геополитическое сотрудничества. Рациональное сотрудничество в рамках ШОС имеет жизненно важное значение, и отношения между Китаем и Россией имеют жизненно важное значение для сотрудничества с ресурсами. Китай является соседним окном в Среднюю Азию с самой большой территорией и самым быстрым экономическим развитием и первым потребителем ресурсов в мире. И Россия является одним из важных инвесторов в страны Средней Азии и одной из основных стран-экспортеров ресурсов среди членов ШОС в многостороннем сотрудничестве. Поэтому хорошие отношения между Китаем и Россией имеют большое значение для экономического сотрудничества в рамках ШОС.
Рассматривая отношения между Китаем и Россией с политической точки зрения, можно сделать вывод что, ШОС популяризирует равные, взаимные доверительные отношения между странами-членами организации. Расширение сотрудничества в рамках ШОС обеспечивает гибкость и новое пространство для китайско-российского сотрудничества. В чувствительных, многосторонних отношениях стран ШОС, здоровое развитие отношений между Китаем и Россией напрямую влияют на развитие организации. Несмотря на различия в стратегии стран, Китай и Россия по-прежнему могут найти общие интересы и выгоды в сотрудничестве. И чтобы сделать это сотрудничество более успешным и продолжительным, страны должны находить долгосрочное сотрудничество и общин интересы, принимая во внимание мнения и требования друг друга.
Литература:
- Yu Bin. The relations between China and Russia in the perod after the cold war // International politics studies. — 2006:, 2002. — С. 124.
- Yang Shu. New development of the relations between Russia and the countries of Middle Asia // International studies. — 2006:, 2007. — С. 32–33.
- Саммит ШОС в Шанхае — 2006 // РИА новости. URL: https://ria.ru/trend/summit_SHOS_2006_140606/ (дата обращения: 10.06.2017).