Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 05.11.2022

Статья просмотрена: 1044 раза

Библиографическое описание:

Теплюк, О. В. Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества / О. В. Теплюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 66-70. — URL: https://moluch.ru/archive/439/96063/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, геополитические интересы стран отличаются и зависят от многих факторов. Россия и Китая являются главными основателями и лидерами в ШОС, в связи с чем необходимо дать комплексную характеристику их противоречий для того, чтобы определить степень их влияния на функционирование и дальнейшее развитие организации.

Ключевые слова: российско-китайские отношения, Шанхайская организация сотрудничества, Центральная Азия, разногласия, расширение ШОС, взаимодействия стран в ШОС, обеспечение безопасности в ЦА.

На современном этапе Шанхайская организация сотрудничества является важным участником международных отношений. Благодаря достижениям политико-экономического развития стран организации и институционального упорядочивания её структур, влияние ШОС в мире в последние годы заметно возросло. Ныне Организация представляет собой один из быстро развивающихся центров многополярного мира, стоящих не просто перед возможностью, но и перед необходимостью наращивания своей активности для противостояния угрозам, возникающим в международном пространстве [1, с. 105].

Для начала напомним, что у истоков формирования ШОС стояли пять стран: Россия, Китай, Таджикистан, Казахстан и Киргизия. Именно эти государства образовали в 1995 году «Шанхайскую пятерку» — межправительственное объединение, созданное с целью разрешения прежде всего территориальных споров между странами. Появление новых угроз и вызовов в начале 2000-х годов способствовало трансформации структуры в полноценную региональную организацию, призванную защитить Центральную Азию от распространения терроризма и вмешательств со стороны других государств.

Цели и задачи ШОС закреплены в Хартии ШОС от 6 июня 2002 года. К ним относятся: укрепление добрососедских и дружественных отношений между странам-участницами ШОС для обеспечения безопасности в Центральной Азии; противодействие распространению терроризма, сепаратизма и экстремизма, борьба с любыми их проявлениями; содействие расширению экономического, научно-технического, культурного и других видов сотрудничества между странами-участницами; координация подходов для интеграции государств в мировую экономику; взаимное предотвращение международных конфликтов [2].

Эффективность работы ШОС определяется уровнем взаимодействия государств-участников. В этой связи наиболее интересен опыт сотрудничества России и Китая, как лидеров и главных инициаторов создания ШОС.

Россия и Китай как ведущие державы ШОС реализуют собственные геополитические интересы через межрегиональную организацию. Страны понимают, что путем сотрудничества, взаимопомощи и взаимодоверия возможно не только обеспечить безопасность и стабильность в регионе, но и повысить свой авторитет среди стран Центральной Азии.

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года закрепил стремление государств к укреплению и расширению всесторонних межгосударственных связей. ШОС по сути стала логичным проявлением и продолжением дружественных российско-китайских отношений. Создание ШОС — важный стратегический шаг, сделанный для выстраивания диалога с центрально-азиатскими государствами и формирования новой парадигмы взглядов на проблемы международных отношений.

Однако, необходимо также учесть факторы российско-китайских отношений, сдерживающих развитие организации для того, чтобы понять, возможно ли их устранение для обеспечения продуктивной работы ШОС.

Несмотря на то, что изначально главной задачей ШОС являлась выработка мер для противодействия терроризму, экстремизму и сепаратизму и как следствие защита национальной безопасности стран-участниц, развивающиеся торговые связи между странами привели к некоторому смещению внимания с проблем безопасности на экономический вектор развития. Следует отметить, что РФ в ШОС считает, что обеспечении стабильности и безопасности Центрально-азиатского региона и собственной территории является более приоритетным, чем экономическое сотрудничество между участниками; тогда как Китай больше стремится к наращиванию своего экономического потенциала посредством торгово-финансовых операций с государствами региона [3, с. 72]. Для остальных стран-участниц такая ситуация не представляет большой проблемы, так как дает им возможность выбора между двумя центрами силы.

Территория Центральной Азии представляет зону жизненно важных интересов для России. С Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и другими государствами региона Россию связывает общее историческое прошлое, налаженные торгово-экономические отношения, тесное культурно-образовательное сотрудничество. В условиях постоянного расширения НАТО на Восток и приближения к российским границам, стране необходимо закрепить и усилить свое присутствие в регионе. В данном случае ШОС выступает для России дополнительным инструментом (помимо СНГ, ЕАЭС, ОДКБ), через который она способна реализовать свои национальные интересы. На саммите ШОС в 2016 году Россия даже предлагала объединить ШОС с ОДКБ для повышения эффективности сходных по концепциям организаций [4, с. 95] Однако данную инициативу не поддержал Китай, ведь для него крайне важно удерживать лидерские позиции в ШОС в виду отсутствия альтернативных структур.

Китай заинтересован прежде всего в развитии внешнеторговых отношений с государствами региона, и это не случайно, ведь проблема Уйгурского вопроса для Китая в основном разрешена [5]. К тому же, Китай использует членство в организации как инструмент реализации своей экономической стратегии. Для быстро развивающейся китайской экономики страны-участницы ШОС представляют новые перспективные рынки сбыта китайской продукции, которая сейчас по качеству и цене не уступает западным аналогам [6, с. 35]. Как импортер, Китай нуждается в таких природных ресурсах как нефть, газ, цветные и черные металлы. Эти ресурсы способны предоставить государства Центральной Азии. Поэтому бурный рост экономического сотрудничества в таких условиях весьма очевиден.

Заметно также финансовое присутствие Китая в регионе. Китай готов предоставлять кредиты нуждающимся и в силу своей торговой мощи способен диктовать любые, удобные для него условия. В 2009 году на Саммите ШОС Китай заявил, что готов предоставить странам-участницам кредиты на сумму до 10 млрд. дол. К началу 2016 года общая сумма задолженности приблизилась к 30 млрд. дол. [7]. Россия не является исключением. С 2009 года страна также является должником по кредиту перед Китаем, когда Банк Развития Китая предоставил «Роснефти» и «Транснефти» кредит в 25 млрд долларов под залог поставок 15 млн т нефти в год в течение 20 лет [8, с. 79]. Безусловно, Китай в рамках ШОС успешно реализует свою торговую стратегию.

Такая экономическая экспансия беспокоит Россию, которая пока не может соперничать с Китаем, так как отстает от него по уровню экономического развития. С этим связана блокировка Россией ряда проектов, предложенных КНР в рамках ШОС. Необходимо отметить, что в 2010 г. Россия наложила вето на предложение Китая по созданию Банка развития ШОС, равно как и Зоны свободной торговли ШОС, из-за обеспокоенности экономическим потенциалом Китая. Москва потребовала присоединения к Евразийскому банку развития со штаб-квартирой в Алматы, где Россия и Казахстан контролируют 65,97 и 32,99 % долей соответственно [6, с. 89]. Очевидно, что Китай не согласился на данное требование, потому что ему важно обладать долей в соответствии с размером ВВП, которая составила бы порядка 80 %. После создания АБИИ в 2014 г. Китай более не нуждался в создании специальных финансовых механизмов в рамках ШОС [9, с. 150].

Противоречия между странами также существуют по поводу способов и механизмов обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Китай в своей внешнеполитической концепции традиционно придерживается правила невмешательства во внутренние дела других государств — любое воздействие должно происходить под эгидой ООН [4, с. 96]. Россия долгое время разделяла данную точку зрения, пока отношения страны с Западом и США не стали кардинально ухудшаться. После событий в Грузии в 2003 году, на Украине, в Кыргыстане, Грузинского конфликта в 2008 и последующего за ней Украинского кризиса 2014–2015 года, Россия стала вынуждена осуществлять более жесткую внешнюю политику, так как расценивала дестабилизацию в регионе как продуманный ход США по расширению влияния в Центральной Азии.

Участницы-страны ШОС, в том числе и Китай не поддержали Россию в российско-грузинском конфликте 2008 года. В 2014 года на голосовании в ООН за поддержку вхождения Крыма с состав РФ Китай воздержался от голосования [4, с. 98] Однако этому есть логичное объяснение — КНР всегда выступала за нерушимость государственных границ, к тому же имея в своем составе такой нестабильный регион как Синьцзян-Уйгурский автономный округ, постоянно изъявляющий желание отделиться от КНР, страна просто не могла признать правильность действий России. Таким образом, КНР проявляет некую дистанцированность по отношению к действиям РФ на международной арене исходя из собственных национальных интересов.

ШОС не является военно-политическим блоком, но несмотря на это Россия использует ШОС как противовес НАТО, через организацию страна продвигает проекты по обеспечению национальной безопасности вопреки интересам Западных государств и США. Как уже было сказано, РФ выступает за расширение ШОС, ведь это приведет в повышению авторитета страны в регионе, а значит затруднит действия США, направленные на подрыв российского влияния. КНР в таком случае вынуждена сохранять баланс между своими основными партнерами: Россией и США. С одной стороны, необходимо поддерживать решения России в ШОС, а с другой не терять доверие главного экономического партнера страны в лице США. Если в Россией в 2019 году товарооборот составлял 110,9 млрд. дол., то с США в том же году — 541,2 млрд. дол. [10]. Соответственно, с Америкой у Китая более выгодное экономическое сотрудничество, а с Россией — общие взгляды на устройство и безопасность в Центральной Азии, иными словами выше политическое взаимодействие [11, с. 107].

Сложная ситуация обстояла по поводу дальнейшего расширения организации. Традиционный состав участников ШОС представляли 5 стран: Россия, Китай, Киргизия, Казахстан и Узбекистан. Однако, о своем желании присоединиться к ШОС в качестве полноценных членов довольно долго заявляли Индия и Пакистан [9, с. 147].

Восточный вектор развития для России всегда играл важную роль. В. В. Путин отмечал, что расширение организации открыло бы дополнительные возможности для оказания влияния на процессы, происходящие не только в пределах Центральной Азии, но и в мире в целом [9, с. 147–149].

Однако в отношении принятия Индии и Пакистана всё было не так однозначно. Россия поддерживала вступление Индии в ШОС ввиду высокого уровня политического и торгового сотрудничества двух стран. К тому же, членство Индия в ШОС способствовало бы уменьшению влияния Китая в данной организации. С Пакистаном же отношения РФ оставляли желать лучшего со времен Афганской войны, поэтому Россия не могла дать однозначного ответа стране [4].

КНР, стремящаяся к укреплению экономического сотрудничества со странами региона, соответственно, никогда не выступала против расширения ШОС. Однако из-за довольно сложных отношений с Индией КНР выдвигала следующие условия для вступления государств в ШОС: между участницами не должно быть территориальных претензий (между Китаем и Индией таковые имелись), принятие новых членов не должно идти в разрез с решениями Совета Безопасности ООН (Индия и Пакистан, являясь владельцами ядерных вооружений не ратифицировали договор о нераспространении ядерного оружия.) Странам пришлось подписать более 470 соглашений для достижения цели [9, с. 147]. Наконец, в 2017 году Индию и Пакистан приняли в ШОС в качестве полноценных членов.

Такая ситуация является примером того, что любое противоречие можно решить с помощью компромисса. Несмотря на то, что РФ поддерживала только Индию, а КНР отдавала предпочтение Пакистану (так как страна стала бы противовесом для Индии), обе вышеупомянутые страны были включены в ШОС. Вместе с тем, существующие территориальные разногласия между Индией и Пакистаном, по оценкам китайских экспертов, в дальнейшем способны притормозить развитие ШОС.

Итак, мы видим, что российско-китайские отношения в рамках ШОС не лишены проблем. Отметим, что основные противоречия Россия и Китая в ШОС выражаются в следующем:

1) Разные подходы к роли ШОС в системе международных отношений . Россия считает обеспечение безопасности и стабильности в Центральной Азии как ключевой элемент взаимодействия государств в рамках ШОС; Китай выступает за более тесное экономическое сотрудничество, выдвигая его на первый план в организации.

2) Различные методы и способы к реализации целей ШОС . Китай придерживается политики нейтралитета и невмешательства в дела других государств, доверяя разрешение конфликтных ситуаций ООН. Россия наоборот готова довольно жестко реагировать на те или иные действия западных стран в отношении Центрально-Азиатского региона для защиты жизненно важных национальных интересов.

3) Модель отношений с США . Посредством ШОС Россия демонстрирует свою военную мощь, противопоставляя ШОС НАТО, а также защищает свои национальные интересы от посягательств Америки. Китай же не намерен ухудшать отношения со своим ключевым экономическим партнером в лице США, поэтому его членство в ШОС сводится к достижению прямых задач организации.

4) Позиции стран по поводу расширения ШОС , а именно по вопросу присоединения Индии и Пакистана к организации. Россия выступала за членство Индии, но не поддерживала Пакистан. Китай наоборот — за Пакистан, против Индии. Однако выполнение странами всех обязательств, наложенных Китаем позволило им все-таки вступить в ШОС в качестве полноправных членов.

Всё же успешный опыт функционирования Шанхайской Организации Сотрудничества свидетельствует о том, что росийско-китайские отношения не претерпевают кризиса, несмотря на вышеперечисленные разногласия. Ведь даже с учетом вышесказанного, общая цель и стремления государств по сохранению мира и стабильности вокруг их государственных границ позволяет направить усилия в сторону усиления форм взаимодействия. Сложившуюся модель отношений непросто изменить: ни одна из стран не готова поступиться своими интересами, чтобы угодить другой. Поэтому, вряд ли перечисленные проблемы можно разрешить в будущем.

Нужно сосредоточить внимание на точках соприкосновения и развивать именно те сферы взаимодействия, которые лишены противоречивости. Например, сделать упор на улучшении культурно-технического сотрудничества, продолжить практику образовательных программ по обмену в рамках ШОС, развивать общие программы по противодействию экстремизму, терроризму, сепаратизму, предпринимать меры по совершенствованию деятельности РАТС, проводить совместные военные учения. Иными словами, необходимо придерживаться целей и задач Шанхайской организации Сотрудничества. Только в таком случае ШОС продолжит свое развитие и расширит влияние в международном пространстве.

Литература:

  1. Лузянин С. Г., «Возвышение» ШОС: успехи и препятствия, / С. Г. Лузянин, В. С. Фроленков — Текст: непосредственный // — Вестник Томского государственного Университета. –2016. — № 404. — с. 105–110.
  2. Хартия ШОС / — Текст: электронный // Официальное интернет представительство президента РФ: [сайт] — URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3450 (дата обращения 31.10.2022)
  3. Босин В. И. Взаимодействие России и КНР в рамках ШОС: международно-правовые аспекты / В. И. Босин, Е. И. Босин — Текст: непосредственный // Юридическая наука. — 2019. — № 11. — С.68–73.
  4. У. Жочэнь. — Сотрудничество КНР и РФ по проблемам безопасности: региональный аспект / У.Жочень — Текст: непосредственный // Международные отношения. — 2018. — № 1. — С. 90–99.
  5. Лузянин С. Г. Пятеро против одного. Приоритеты России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества не совпадают. / С. Г. Лузянин — Текст: электронный // Независимая газета: [сайт] — URL: https://www.ng.ru/politics/2004–09–28/2_priorities.html
  6. Чеклина Т. Н. Перспективы сотрудничества стран Шанхайской организации сотрудничества в рамках проекта «Экономический пояс на Великом шелковом пути» / Т. Н. Чеклина. — Текст: непосредственный // Российский внешнеэкономический вестник. — 2015. — № 2.
  7. А.Мордовина. Кредиты как инструмент экономической стратегии Китая в Центральной Азии / А. Мордовина. — Текст: электронный //Российский институт стратегических исследований: [сайт] — URL: https://riss.ru/article/1983/ (дата обращения: 29.10.2022)
  8. Г. В. Подбиралина, Экономические интересы Китая и России в Шанхайской организации Сотрудничества / Г. В. Подбиралина. — Текст: непосредственный // Международная торговля и торговая политика. — 2015. — № 2. С.83–93.
  9. Муратбекова А. Кризис идентичности Шанхайской организации сотрудничества: что будет дальше? / А. Муратбекова. — Текст: непосредственный // Вестник международных отношений — 2019. — Т.14. — № 4. С.138–160.
  10. Товарооборот Китая и США по итогам 2019 г снизился на 14,6 % / Текст: электронный // РИА НОВОСТИ: [сайт] — URL: https://ria.ru/20200114/1563386087.html (дата обращения: 31.10.2022)
  11. Лу Цян. Расхождение интересов России и Китая в рамках ШОС. / Лу Цян. — Текст: непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — c.105–108.
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, россия, Пакистан, Центральная Азия, КНР, отношение, США, Шанхайская организация Сотрудничества, Казахстан, Центрально-Азиатский регион.


Ключевые слова

Шанхайская организация сотрудничества, Российско-китайские отношения, Центральная Азия, разногласия, расширение ШОС, взаимодействия стран в ШОС, обеспечение безопасности в ЦА

Похожие статьи

ШОС и БРИКС: особенности участия Китая

В статье рассматривается роль БРИКС и ШОС в контексте взаимовыгодных отношений между странами участниками, в том числе исследуется роль и специфика участия КНР. В современном меняющемся мире особую роль играет наличие союзников или партнеров по диало...

Стратегическое партнерство России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества

В статье автор исследует стратегическое партнерство России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму их политического, военного, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также рассматривает вызовы и перспективы да...

Международные отношения — зеркало мирового прогресса

В данной статье рассматривается сущность и понятие международных отношений. Раскрываются виды международных отношений и направления международной политики. Подчеркивается, что взаимовыгодное сотрудничество Республики Узбекистан с зарубежными странами...

Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках политики «Одного пояса, одного пути»

Узбекско-китайские отношения имеют давние исторические корни. По меньшей мере, контакты в сфере политики, экономики, истории, культуры имеют протяженность больше чем в 2000 лет. В новый период, вслед за проведением Китаем политики «Одного пояса, одно...

Анализ внешней̆ политики Катара по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке

Статья анализирует внешнюю политику Катара в контексте урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, с акцентом на участие страны в сирийском и ливийском кризисах, а также влияние катарского кризиса 2017 года на дипломатические стратегии и региональн...

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений

Актуальность темы исследования заключается необходимости дальнейшего исследования миграционных процессов в условиях увеличения интереса государств Корейского полуострова к развитию отношений с Россией на сегодняшний день. Оценка миграционной политики...

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Культурная дипломатия как феномен современной политики (на примере Европейского союза)

В данной работе понятие «культурная дипломатия» рассмотрено как феномен, на примере отношений между Россией и Европейским союзом. Проведение исследования связи между культурой и дипломатией является одним из важных факторов понимания «культурной дипл...

Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая

В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...

Похожие статьи

ШОС и БРИКС: особенности участия Китая

В статье рассматривается роль БРИКС и ШОС в контексте взаимовыгодных отношений между странами участниками, в том числе исследуется роль и специфика участия КНР. В современном меняющемся мире особую роль играет наличие союзников или партнеров по диало...

Стратегическое партнерство России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества

В статье автор исследует стратегическое партнерство России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму их политического, военного, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также рассматривает вызовы и перспективы да...

Международные отношения — зеркало мирового прогресса

В данной статье рассматривается сущность и понятие международных отношений. Раскрываются виды международных отношений и направления международной политики. Подчеркивается, что взаимовыгодное сотрудничество Республики Узбекистан с зарубежными странами...

Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках политики «Одного пояса, одного пути»

Узбекско-китайские отношения имеют давние исторические корни. По меньшей мере, контакты в сфере политики, экономики, истории, культуры имеют протяженность больше чем в 2000 лет. В новый период, вслед за проведением Китаем политики «Одного пояса, одно...

Анализ внешней̆ политики Катара по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке

Статья анализирует внешнюю политику Катара в контексте урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, с акцентом на участие страны в сирийском и ливийском кризисах, а также влияние катарского кризиса 2017 года на дипломатические стратегии и региональн...

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений

Актуальность темы исследования заключается необходимости дальнейшего исследования миграционных процессов в условиях увеличения интереса государств Корейского полуострова к развитию отношений с Россией на сегодняшний день. Оценка миграционной политики...

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Культурная дипломатия как феномен современной политики (на примере Европейского союза)

В данной работе понятие «культурная дипломатия» рассмотрено как феномен, на примере отношений между Россией и Европейским союзом. Проведение исследования связи между культурой и дипломатией является одним из важных факторов понимания «культурной дипл...

Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая

В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...

Задать вопрос