В статье сделана попытка провести мониторинг современных тенденций функционирования межправительственной международной организации — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В работе изучаются цели и принципы функционирования ШОС. Авторы акцентируют внимание на результаты Ташкентского Саммита ШОС (2016 г.). На основе проведённого анализа, авторы предлагают некоторые направления по активизации деятельности стран- участниц ШОС на ближайший период.
Ключевые слова: глобализация, международная интеграция, мониторинг, саммит, «Шанхайский дух», ШОС
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан.
До этого все указанные страны за исключением Узбекистана были участницами «Шанхайской пятёрки» политического объединения, основанного на Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы (Шанхай, 1996) и Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы (Москва, 1997). Два этих документа заложили механизм взаимного доверия в военной области в приграничных районах, способствовали установлению поистине партнёрских отношений. После включения в организацию Узбекистана (2001) «пятёрка» стала «шестёркой» и была переименована в ШОС.
Общая площадь стран-членов Организации составляет: 34,3 млн км². ВВП стран ШОС достигает около 28 % мирового ВВП (по данным МВФ на 2015 год)
Проведенный нами мониторинг показал, что образующими целями ШОС являются:
‒ укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами;
‒ содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других направлениях;
‒ совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе;
‒ продвижение к созданию демократического, справедливого и рационально нового международного политического и экономического порядка.
В отношениях внутри организации государства-члены ШОС, основываясь на «Шанхайский дух», придерживаются следующих принципов:
‒ взаимоуважение суверенитет, независимость, территориальная целостность государств и нерушимость государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах;
‒ равноправие всех государств-членов, поиск совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них;
‒ поэтапное осуществление совместных действий в сферах общего интереса;
‒ мирное разрешение возможных разногласий между государствами-членами;
‒ ненаправленность ШОС против других государств и международных организаций;
‒ недопущение любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС;
‒ добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из Хартии ШОС и других документов, принятых в рамках организации.
В настоящее время:
‒ восемь стран являются государствами-членами ШОС: Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Республика Индия и Исламская Республика Пакистан
‒ четыре страны имеют статус государства-наблюдателя при ШОС- Исламская Республика Афганистан, Республика Беларусь, Исламская Республика Иран, Республика Монголия.
‒ шесть стран являются партнёрами по диалогу ШОС — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Королевство Камбоджа, Федеративная Демократическая Республика Непал, Турецкая Республика, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.
По результатам проведенного саммита ШОС в Ташкенте в 2016 году можно сказать, что этот саммит имеет исторический масштаб, он ярко продемонстрировал, что за 15 лет своего существования организация сумела стать действительно сплочённым, полноценным и авторитетным международным объединением, добилась уважения и признания не только на Евразийском пространстве, но и в глобальном масштабе. Кроме того, председательство Республики Узбекистан в ШОС заслуженно получило самую высокую оценку иностранных экспертов. Несомненно, что на пути к саммиту, ШОС постоянно чувствовала особое внимание Президента и правительства Республики Узбекистана. Необходимо особо подчеркнуть, что за 350 дней узбекского председательства состоялось свыше 380 мероприятий различного уровня и направленности. Это действительно был выдающийся период деловой активности во всех сферах деятельности организации, Ташкентский саммит собрал высочайший уровень представительства государств-членов и наблюдателей, партнёрских международных организаций. Под флагом ШОС в Ташкенте собрались высокие представители различных цивилизаций, традиций и верований, объединённые одной целью — активно содействовать миру и стабильности во всём мире, совместному развитию, углублять добрососедские, дружественные и партнёрские отношения, укреплять атмосферу взаимного уважения и доверия в регионе, а в дальнейшем во всём мире. Саммит подтвердил, что ШОС — это живой, постоянно действующий и развивающийся организм, в то же время строго оберегающий уже сформировавшиеся традиции и культуру диалога, накануне саммита была завершена комплексная работа по реализации принятых в Уфе решений по запуску процесса расширения Организации. Подписанные в присутствии глав-государств учредителей Меморандумы об обязательствах с Индией и Пакистаном наглядно подтверждают принцип открытости ШОС и твёрдое намерение следовать ему на практике, принципы равного партнёрства, лежащие в основе «шанхайского духа», свидетельствуют о плодотворности и перспективности такой модели отношений в современных условиях, являются притягательными не только для государств региона. Это касается как расширения основного состава организации, так и её взаимодействия с наблюдателями и партнёрами по диалогу, число которых за истёкший год увеличилось до шести. Ещё пять заявок на получение статуса партнера по диалогу находятся на рассмотрении сторон, нынешний саммит имеет особенное значение не только для государств «шосовской семьи». Решения, которые были приняты на саммите внесли значительный вклад в стабилизацию обстановки на Евразийском пространстве и в глобальном измерении. Лидеры государств-членов ШОС вновь подчеркнули, что противостоять новым вызовам и современным угрозам мировое сообщество можно только сообща. Такое понимание мировых проблем привело 15 лет назад к созданию ШОС, оно остаётся ведущим политическим ориентиром для организации по сей день, соединение интересов, взаимополезное сотрудничество, эффективное взаимодействие являются стержневыми моментами Стратегии развития ШОС до 2025 года, которая была принята в 2015 году на саммите в Уфе, а теперь с принятием в Ташкенте Программы её реализации, найдёт своё поэтапное практическое воплощению. Решения Ташкентского саммита, по нашему убеждению, дали новый импульс развитию организации, её дальнейшему движению вперёд. При этом её цели остаются неизменными, понятными и простыми — мир, стабильность и развитие на «пространстве ШОС»
Таким образом, проведенные нами исследования показали, что в современных условиях международной интеграции и глобализации государства-члены ШОС будут добиваться сопряжения национальных стратегий развития и усиливать координацию своих торгово-экономических программ. Следует отметить, что необходимость принятия мер по обеспечению устойчивого социально-экономического роста, повышению благосостояния и уровня жизни населения, дальнейшему укреплению сотрудничества в торговой, производственной, финансовой, инвестиционной, сельскохозяйственной, таможенной, телекоммуникационной, включая использование систем спутниковой навигации, и других представляющих взаимный интерес сферах. Целесообразно активно уделять внимание обмену опытом эффективного противодействия замедлению экономики, внедрению инновационных технологий, формированию благоприятного инвестиционного и делового климата, реализации долгосрочных взаимовыгодных проектов в приоритетных направлениях сотрудничества и развитию инфраструктуры.
Литература:
- Абдуллаев А. М., Курпаяниди К. И. Роль инновационной составляющей в предпринимательстве //Экономическое возрождение России. — 2012. — Т. 2. — С. 129–134.
- Икрами З. А. Трудовая миграция и ее влияние на рынок труда в странах-членах ШОС //Трудовое право. — 2016. — №. 1. — С. 44–47.
- Ишмеева А. С., Ковтунова С. Ю. Экономическое сотрудничество, как одно из приоритетных направлений деятельности ШОС //Инновационная наука. — 2015. — №. 6–1.
- Калинина Н. Н. Перспективы развития Шанхайской организации сотрудничества после саммита глав государств в Уфе 2015 г //ББК 72 Н 34. — 2016. — С. 54.
- Курпаяниди К. И. Тенденции и перспективы развития экономики Узбекистана в условиях циклических колебаний мировой экономики//Экономический анализ: теория и практика. Научно — практический и аналитический журнал. Москва, 2016. -№ 7. С.56–64.
- Лузянин С. Г., Фроленков В. С. «Возвышение» ШОС: успехи и препятствия //Вестник Томского государственного университета. — 2016. — №. 404. — С. 105–110.
- Филатова Ю. М. Роль Шанхайской организации сотрудничества в современных международных экономических отношениях //Проблемы современной науки и образования. — 2015. — №. 2 (32).
- Margianti E. S., Ikramov M. A., Abdullaev A. M., Kurpayanidi K. I., Ashurov M. S. Systematical analysis of the position and further development of Uzbekistan national industry in the case of economic modernization. Monograph. Indonesia, Jakarta, Gunadarma Publisher, 2014.