Узбекистан как суверенное государство активно ведет работу по формированию открытой экономики. Основой построения экономики открытого типа является широкое участие страны в мирохозяйственных связях, международном разделении труда. Последовательно осуществляя меры по углублению экономических реформ, формированию социально ориентированной рыночной экономики, Узбекистан исходит из того неоспоримого факта, что рыночная экономика — это свободная экономика, она носит открытый характер, ей чужды изолированность и замкнутость. В связи с этим будущее нашей экономики видится в интеграции ее с мировым хозяйством.
31 августа 1991 года — день официального провозглашения Независимости Республики Узбекистан — стал точкой отсчета для полномасштабной и динамичной интеграции Узбекистана в мировое сообщество.
На 1 июля 2015 года Республика Узбекистан установила дипломатические отношения с более чем 130 странами мира.
В Ташкенте осуществляют свою деятельность 45 посольств зарубежных государств, 9 почетных консулов, 11 представительств международных организаций, 5 международных финансовых организаций,3 торговых представительства с дипломатическим статусом.
В зарубежных странах и при международных организациях функционируют 46 дипломатических и консульских представительств Республики Узбекистан.
Узбекистан является членом свыше 100 международных организаций и развивает взаимодействие с различными структурами многостороннего сотрудничества.
В соответствии с Концепцией внешнеполитической деятельности страны главным приоритетом внешней политики Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны его жизненно важные интересы.
Узбекистан неизменно остается приверженным проведению открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей, выступает за решение всех насущных политических, экономических и экологических проблем региона самими странами Центральной Азии на основе взаимного учета интересов, конструктивного диалога и норм международного права.
Республика также является активным участником региональных организаций. В рамках Шанхайской организации сотрудничества Узбекистан выступает за дальнейшее развитие партнерства в противодействии вызовам и угрозам региональной безопасности, содействии устойчивому социально-экономическому развитию стран-членов ШОС, осуществлении совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов.
Приоритетными направлениями многостороннего взаимодействия Узбекистана в рамках Содружества Независимых Государств являются вопросы торгово-экономического сотрудничества, развития транспортных коммуникаций, борьбы с транснациональными угрозами и вызовами безопасности.
15 июня 2001 года в г.Шанхай главами Казахстана, Кыргызстана, России, Китая, Таджикистана и Узбекистана подписана Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия имеют статус наблюдателя при Организации. Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка имеют статус партнера по диалогу ШОС. В апреле 2010г. в Ташкенте подписана Совместная декларация о сотрудничестве между секретариатами ШОС и ООН. Установлены также официальные контакты с ЭСКАТО ООН, УНП ООН, АСЕАН, ОДКБ, СВМДА, ЕврАзЭС и СНГ.
Организация имеет два постоянно действующих органа — Секретариат ШОС в г.Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры ШОС в г.Ташкенте.
ШОС является механизмом многостороннего сотрудничества по укреплению стабильности и безопасности, развития экономического взаимодействия в Центральной Азии, площадкой для открытого и конструктивного диалога, а также инструментом развития партнерства на различных направлениях. За период деятельности ШОС проделана большая политическая и организационная работа по ее укреплению, предприняты практические шаги по наращиванию многопланового взаимодействия по реализации ее основных целей и задач.
В соответствии с Хартией ШОС государства-члены при осуществлении сотрудничества придерживаются принципов:
‒ — взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах;
‒ равноправия всех государств-членов, поиска совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них;
‒ поэтапного осуществления совместных действий в сферах общего интереса;
‒ мирного разрешения возможных разногласий между государствами-членами;
‒ ненаправленности ШОС против других государств и международных организаций;
‒ недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС;
‒ добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из Хартии ШОС и других документов, принятых в рамках Организации.
Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он рассматривает и определяет стратегию, перспективы и приоритеты развития многопланового сотрудничества и деятельности Организации. СГГ собирается на заседания один раз в год, председательство на заседании осуществляет глава государства-организатора.
Второй по значимости орган — Совет глав правительств государств-членов ШОС (СГП). Собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках Организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.
Помимо заседаний СГГ и СГП действует также механизм встреч на уровне секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных судов, генеральных прокуроров и другие.
Координацию и управление текущей деятельностью ШОС осуществляет Совет национальных координаторов, который проводит необходимую работу по подготовке заседаний СГГ, СГП, СМИД и других органов ШОС.
На экономическом направлении действуют такие механизмы, как Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС.
Узбекистан является одним из основателей Организации и наравне с другими государствами-членами определяет стратегию сотрудничества в рамках ШОС. Ташкент считает необходимым концентрацию усилий в рамках Организации на таких направлениях, как поддержание региональной стабильности и развитие экономического и инвестиционного сотрудничества.
В рамках председательства Республики Узбекистан в Организации в 2004 году в Ташкенте в ходе саммита ШОС подписаны Положение о статусе наблюдателя при ШОС и Порядок взаимодействия ШОС с наблюдателями. Введение института наблюдателей было важным шагом на пути реализации целей и задач ШОС. Это также укрепило перспективы ШОС, значительно расширило потенциал Организации, и существенно повлияло на рост ее роли и авторитета в мировом сообществе.
В июне 2010г. на саммите ШОС в Ташкенте утверждены Положение о приеме новых членов в ШОС и Правила процедуры ШОС. Подписаны соглашения между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области сельского хозяйства и борьбе с преступностью.
В ноябре 2013 года в Ташкенте состоялось двенадцатое заседание Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС, в ходе которого стороны обменялись мнениями по широкому кругу вопросов мирового и регионального экономического развития, обсудили вопросы торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества в рамках ШОС.
Подписано решение о дальнейшей работе по созданию Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС, а также принято Совместное заявление глав правительств государств-членов ШОС о дальнейшем развитии сотрудничества в сфере транспорта.
9–10 июля 2015 года в г.Уфа состоялся очередной саммит ШОС, в ходе которого состоялся обмен мнениями по актуальным вопросам международной безопасности и региональной проблематики, обсуждение перспектив развития многопланового сотрудничества в рамках ШОС и приоритетов деятельности Организации.
По итогам саммита ШОС подписана Уфимская декларация глав государств, утверждена Стратегия развития ШОС до 2025 года, Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2016–2018гг., приняты решения о начале процедуры приема Индии и Пакистана в члены ШОС.
По завершению Уфимского саммита ШОС председательство в Организации в 2015–2016 годах перешло Республике Узбекистан.
Узбекистан в качестве государства-председателя намерен строго придерживаться и соблюдать принципы преемственности и последовательного укрепления, взаимовыгодного развития, отвечающего интересам государств-членов ШОС, а также обеспечения неуклонного роста авторитета Организации на международной арене.
Актуальной задачей продолжит оставаться выработка мер по усилению совместной борьбы с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, подготовка адекватных ответов современным вызовам международной, региональной безопасности, обеспечение устойчивого развития экономик, гуманитарного развития всех стран, которые входят в состав ШОС. Большое значение будет придаваться мерам расширения взаимодействия между странами-членами с целью укрепления роли ШОС как надёжного гаранта стабильности и развития в регионе, а также дальнейшему развитию отношений с ООН, другими международными организациями и заинтересованными странами.
Литература:
- Шанхайская организация сотрудничества: от становления к всестороннему развитию: материалы Третьего заседания Форума ШОС, Китай, г. Пекин, 19–21 мая 2008 г. / под ред. А. Лукина. М., 2008.
- Деловой Узбекистан: справ. / ПОЛПРЕД, МИД РФ, Москва-2008. Т. 11–12. URL: www.polpred.com
- http://mfa.uz/ru/cooperation/international/601/
- Кранс М. Эксперты ШОС обсудили проблемы глобального экономического кризиса. URL: www.infoshos.ru