Описание проблемы. В настоящее время в социальной сфере, в том числе здравоохранении, остро ощущается недостаточность финансирования со стороны государства. В докладе Счетной палаты Российской Федерации было озвучено, что в нашей стране в расчете на душу населения используется на медицинскую помощь населению в 23 раза меньше средств бюджета, чем, например, в Норвегии. Эти цифры заставляют задуматься, ведь даже в ближайшем году не планируется увеличение расходов на сферу здравоохранения. Естественно, что финансирование складывается из бюджетов нескольких направлений, расширение которых невозможно в интенсивном аспекте. Именно поэтому сфере здравоохранения необходимо постоянно разрабатывать потенциал финансирования и прорабатывать различные варианты финансирования.
Государственно-частное партнерство (привлечение частного капитала к государственным проектам на долевой основе) может служить как один из вариантов улучшения проблемной ситуации и разрешения вопросов финансирования особо значимых проектов и программ. Практика привлечения частных средств для реализации социально-значимых задач используется по всему миру в различном соотношении. Но эффективность такого вида финансирования различна — в зависимости от уровня организации финансовых потоков и рациональности распределения ответственности в государственно-частных проектах между государством и частным инвестором.
За последние несколько лет можно заметить тенденцию, при которой органы государственной власти стараются привлечь частный бизнес в решение вопросов общественного характера. Но при этом, стоит заметить, что для России механизм взаимодействия частной и публичной сторон является новым и до конца неизученным, применение на практике существующих инструментов и институтов ГЧП зачастую носят формальный характер. Несмотря на это данная практика необходима на территории нашей страны, так как бюджетное финансирование не может реализовывать все необходимые направления социально-экономического развития здравоохранения.
Данная тема актуальна по той причине, что уровень финансирования и развития сферы здравоохранения в стране главным образом влияет и на уровень демографии, и в целом на здоровье нации. Одновременно с этим, сфера здравоохранения содержит большой объем услуг и платежеспособный спрос, что создает огромный потенциал для развития участия бизнеса и определяет данную сферу как приоритетное направление развития нашей страны.
Цель данной работы — выявить актуальные проблемы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и разработать рекомендации по их решению.
Существует немало трактовок понятия «государственно-частное партнерство». Наиболее полно, на мой взгляд, это понятие раскрывается в следующем определении: «Государственно-частое партнерство — это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение» [1].
«В Соединенных Штатах Америки государственно-частное партнёрство понимается как закреплённое в договорной форме соглашение между государством и частной компанией, позволяющее последней в согласованной форме участвовать в государственной собственности и исполнять функции, традиционно лежащие в сфере ответственности публичной власти» [2].
«Государственно-частное партнерство регулирует общественные отношения, возникающие между государственным партнером, с одной стороны, и юридическими или физическими лицами, с другой, «в целях достижения общественно важных и социально-полезных целей и решения задач при реализации функций государства» [3].
Данное определение в целом отражает суть государственно-частного партнерства в рамках применения его в качестве теоретической базы проектного управления в сфере здравоохранения и позволяет достигать эффективности при реализации таких проектов.
Анализ проблемы. Сегодня уровень инвестиций в сферу здравоохранения гораздо снизился. Первые проекты ГЧП в медицинской сфере стали появляться около 10 лет назад, и на данный период времени «разрабатывается более 100 проектов общей стоимостью 73 млрд рублей. Для сравнения: в транспортной отрасли насчитывается около 90 проектов стоимостью более 1 трлн рублей, а в ЖКХ — почти 2,5 тыс. стоимостью 0,5 трлн рублей» [4]. В прошлом году немалое влияние оказала и пандемия коронавируса: многие проекты свернули свою деятельность, приостановились на определенное время или же формат рассмотрения был изменен, в том числе, на дистанционный формат с использованием видеосвязи.
На данный момент существуют следующие проблемы, которые сдерживают развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения в нашей стране:
Во-первых, несовершенная законодательная база. Можно заметить, что не только в рассматриваемой сфере наблюдается эта проблема, она скорее касается всех сфер государственно-частного партнерства. Только с начала 2016 года стал действовать закон о ГЧП, регулирующий данную сферу и направленный на защиту прав публичных и частных партнеров [5]. Однако остается незамеченным тот факт, что региональное законодательство в определенных моментах противоречит федеральному законодательству, что не позволяет быстро реализовывать и запускать проекты, так как создает бюрократические барьеры.
В качестве еще одной проблемы можно отметить недостаточную мотивацию инвесторов в государственно-частном партнерстве. Инвесторы хотят видеть и осознавать гарантии, они опасаются высоких рисков, а большие проекты могут вызвать проблему с окупаемостью. Привлекая публичные организации, здесь рискует, с другой стороны, и государство, Необходим строгий контроль, чтобы не потерять инвестора, а также ожидаемые вложенные средства.
Помимо этого, в данной отрасли испытывается нехватка квалифицированных кадров. Необходимы профессионалы своего дела (менеджеры) для того, чтобы выстраивать взаимоотношения инвестора и государственной организации. Однако зачастую медицинскими учреждениями управляют врачи и люди без экономического образования, а для них управление бизнес-процессами приобретает определенную сложность.
Страхование проектов государственно-частного партнерства от рисков — еще одна немаловажная проблема. Здесь необходимым является формирование культуры стратегического планирования социально-экономического развития территорий, чего в современной России мы не наблюдаем. Сроки реализации инфраструктурных проектов в среднем колеблются от 5 до 15 лет, и главный вопрос, в который закладываются основные риски, звучит так: «А будет ли муниципалитет, субъект или федерация исполнять взятые на себя обязательства в долгосрочной перспективе?». В таком случае государству, поскольку оно является участником соглашений государственно-частного партнерства, необходимо осознавать всю ответственность, которая связана с досрочным прекращением контракта, а также последствия и риски досрочного прекращения проектных разработок.
Путем реализации следующих мероприятий можно полностью или частично решить указанные выше проблемы в государственно-частном партнерстве в здравоохранения:
— Совершенствование действующего законодательства РФ. Правильным решением было бы приведение всех законодательных актов к единому стандарту во избежание противоречий законов друг другу и разрозненности на разных уровнях власти. Кроме того, на этапе реализации проектов сегодня существует необходимость установления конкретных принципов взаимоотношений государства с бизнесом, а также развитие защитных механизмов бизнеса.
— При подготовке проекта было бы целесообразно внедрить процедуры подробной оценки рисков и угроз (в том числе и потенциальных) исполнения проекта.
— Прогноз критериев рентабельности инвестиций при исполнении проектов. Это позволит своевременно корректировать деятельность бизнес-структур.
— Развитие и внедрение инструментов страхования проектов государственно-частного партнерства от рисков при исполнении органами управления своих обязательств.
Заключение. Внашем понимании государственно-частное партнёрство представляет собой межотраслевой правовой институт, регулирующий взаимовыгодное сотрудничество между органами публичной власти и субъектами частного права, осуществляемое на основе объединения ресурсов, средств, собственности и опыта, с целью решения стратегических, социально значимых задач государства и общества.
Подводя итог по проблемам государственно-частного партнерства, можно сказать, что Российская Федерация сегодня стоит лишь в начале сложнейшего пути развития этой сферы, имея масштабный потенциал для развития и роста. Для дальнейшего развития этой области необходимо подкорректировать определение процессов государственно-частного партнерства для возможности более точного подхода к анализу возможностей и перспектив его применения и эффективности в современных условиях.
Данные аспекты необходимо отразить не только в нормативно-правовых актах, но и зафиксировать в теоретических исследованиях для создания методологической базы проектного управления в сфере здравоохранения.
Тем не менее, присутствие ряда сдерживающих факторов не исключает возможность успешного развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения в нашей стране. Совершенствование деятельности по созданию проектов в рамках государственно-частного партнерства сегодня определяется как важный фактор дальнейшего развития здравоохранения, что позволяет повысить доступность и качество медицинской помощи в стране.
Литература:
- Кузьмин Е. А. Реализация проектов государственно-частного партнерства в муниципальных образованиях// Современные технологии управления. ISSN 2226–9339. — № 12 (36). Номер статьи: 3603. Дата публикации: 2013–12–08. Режим доступа: https://sovman.ru/article/3603/
- Криволапова А. А. О проблеме определения понятия государственно-частного партнерства // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 60–65.
- Пономарев Б. А. Понятие государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 4. С. 75–80.
- Халимовский Ю. Как ГЧП работает в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://pro.rbc.ru/news/5d44576a9a79471a1878a289 (Дата обращения: 03.06.2021)
- О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/df4f522f1e1fb6203839f6ad84d30b0e41fdf7df/ (Дата обращения: 03.06.2021)