Недостаточно высокая экономическая эффективность функционирования государственных учреждений здравоохранения в условиях рыночных отношений, ограниченность ресурсов и другие факторы неизбежно ставят вопросы о поиске путей привлечения в медицинскую отрасль частных инвестиций.
Анализ деятельности частного сектора российского здравоохранения показал, что в последние годы он составляет заметную конкуренцию государственному на рынке медицинских услуг, переключая на себя всё более значительную долю среднего класса.
Целью настоящей статьи являете разработка практических рекомендаций по увеличению взаимодействия между государственными органами и частными медицинскими учреждениями. Достижения данной цели считаем возможно достичь посредством рассмотрения основных аспектов государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) в здравоохранении.
Отечественный экономист В. Г. Варнавский определяет «ГЧП как институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР» [1]. Представляется возможным акцентировать внимание на том, что форма ГЧП возникла в Великобритании в последнее десятилетие ХХ в. и, именуемая как Public Private Partnership, интерпретировалась как новая концепция привлечения частных ресурсов для эффективного управления государственной собственностью, контроль которых остается за государством.
Данная практика широко распространяется в странах с высоким уровнем экономического развития, несмотря на отсутствие унифицированных правовых норм, регламентирующих её деятельность. В Российской Федерации среди приоритетов государственной стратегии значится стимулирование вовлечения частных предпринимателей в сектор здравоохранения, поскольку размер бюджетного финансирования (затрагивающего как объекты инфраструктуры, так и предоставляемые медицинские услуги) и эффективность менеджмента имеют непосредственное воздействие на состояние отрасли.
«Одним из наиболее действенных инструментов привлечения дополнительных финансовых средств в сферу здравоохранения является ГЧП. Отметим, что на сегодняшний день в развитиях странах более 60 % проектов в области здравоохранения реализуются в форме ГЧП — это говорит о ее перспективности» [6, c. 21].
Частный сектор в основном инвестирует в такие сферы, как строительство клиник, внедрение передовых цифровых медицинских технологий и производство современного медоборудования.
Механизм государственно-частного партнёрства предполагает участие коммерческих структур в решении общественно значимых задач, предоставляя им финансовые, интеллектуальные и управленческие ресурсы. Эти ресурсы направляются на повышение качества государственных услуг, которые законодательство возложило на органы и учреждения власти. Таким образом, бизнес становится партнёром государства в реализации социальных обязательств.
В России государственная политика ориентирована на расширение ресурсной базы и решение важных социальных задач: поддержку и улучшение уровня жизни населения, а также развитие и внедрение новых технологий и методов лечения.
Система здравоохранения является приоритетным направлением деятельности российских властей, оказывая существенное воздействие на здоровье населения и продолжительность жизни, а также играя ключевую роль в развитии и поддержке трудовых ресурсов. Российское государство, внедряя меры по снижению показателей смертности и заболеваемости и продлению средней продолжительности жизни, оказывает содействие росту национального дохода, улучшению уровня жизни населения и обеспечению устойчивого экономического роста.
Экономический прогресс неразрывно связан с успехами в области медицины. Эта сфера приносит пользу всем участникам: государственные учреждения получают возможность добиться масштабного прорыва, создать методы для лечения и профилактики множества заболеваний; предприниматели — шанс на существенную прибыль, учитывая высокую рентабельность здравоохранения. Например, инвестиции в профилактику сердечно-сосудистых болезней окупаются в 3–4 рубля на каждую вложенную единицу, а вложения в борьбу с инфекционными недугами дают более чем сотни кратный возврат.
Развитие медицины имеет важное социальное значение, способствуя решению ключевых задач — снижения стоимости медикаментов, устранения их дефицита, а также улучшения доступности и качества медицинского обслуживания. Помимо государства, ответственность за эти вопросы несет бизнес, поэтому партнерство между государством и частным сектором является существенным компонентом системы здравоохранения.
«Вопрос о роли здравоохранения как системы обеспечения здоровья населения является актуальным всегда и нуждается в поиске и применении адекватных управленческих технологий, которые бы обеспечивали эффективную работу отрасли при соблюдении базовых принципов социальных систем. Эти задачи определяют важность эффективной государственной политики в области здравоохранения» [2, c. 38].
Учитывая изложенное, первостепенную важность приобретает укрепление и развитие системы здравоохранения. Вместе с тем, бюджетное финансирование зачастую оказывается крайне ограниченным. В таких обстоятельствах эффективным инструментом выступает стимулирование частных инвестиций путём организации различных форм государственно-частного партнёрства, направленных на реализацию национальных проектов и развитие медицинской инфраструктуры. Особенно остро потребность в активизации механизмов ГЧП проявилась в период эпидемии COVID-19.
Во время пандемии значительно возросли государственные расходы на приобретение специализированного оборудования — аппаратов искусственной вентиляции лёгких, кислородных концентраторов, средств индивидуальной защиты и другого оснащения. Кроме того, увеличилось количество машин скорой помощи, а выплаты медицинским работникам, включая премиальные, были существенно повышены.
Финансирование этих устройств проводилось за счёт резервов федерального бюджета и резервного фонда Правительства РФ. Подобные изменения вызвали заметные сдвиги в структуре бюджетных ассигнований по направлениям и видам закупок. В сложившихся условиях становится очевидной ключевая роль делового сектора в развитии системы здравоохранения. В настоящее время отрасль внедряет порядка 132 инновационных проектов [3].
В контексте изучения взаимодействия между органами власти субъектов Российской Федерации и бизнес-сообществом через государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения можно выделить ряд ключевых факторов. В первую очередь, такое сотрудничество служит мощным стимулом развития регионов страны в различных направлениях и отраслях.
Во-вторых, наблюдается значительный рост инвестиций, выделяемых на обновление медицинской системы.
Третьим важнейшим моментом выступает целенаправленное взаимодействие государственной власти и предпринимателей, нацеленное на улучшение общего благосостояния и формирование примера для подражания широкой общественности.
По результатам проведённого исследования составлен спектр рекомендаций, ориентированных на повышение эффективности сотрудничества между государственными структурами и частным медицинским сектором.
Главным направлением считается широкое внедрение и законодательное закрепление различных моделей государственно-частного партнёрства, распространяющихся не только на строительство инфраструктуры, но и охватывающих внедрение информационных технологий, производство медицинского оборудования, управление медицинскими организациями, а также предоставление профильной медицинской помощи.
«Для этого необходимо разработать и принять на федеральном и региональном уровнях четкие и прозрачные законодательные акты, регламентирующие все аспекты ГЧП, включая распределение рисков, ответственности и доходов, что снизит правовую неопределенность и повысит инвестиционную привлекательность для бизнеса» [4, c. 45].
Для эффективного воплощения проекта планируется учреждение специализированного координирующего органа, находящегося в ведении Министерства здравоохранения РФ. В компетенцию данного подразделения входит проведение экспертизы проектных инициатив, организация методологической поддержки, аккредитация частных участников, а также упрощение процесса согласования документов. Кроме того, этот орган станет единой точкой взаимодействия с потенциальными инвесторами.
С целью совершенствования финансовой модели необходимо расширить рамки традиционного бюджетного финансирования, внедрив механизм разнотипного капиталовложения, который предполагает применение концессионных соглашений и проектного финансирования при участии государственных банков развития. Также целесообразно рассмотреть возможность предоставления налоговых преференций частным инвесторам, реализующим социально значимые инициативы в медицинской отрасли, например, проекты по созданию телемедицинских платформ или амбулаторных хирургических центров.
«Для обеспечения социальной направленности партнерств необходимо внедрить строгий система мониторинга и контроля качества оказываемых медицинских услуг, соответствующую государственным стандартам, при этом передача операционных функций в частные руки должна сопровождаться сохранением контроля за тарифами и доступностью услуг для населения за государством, чтобы избежать коммерциализации в ущерб общественным интересам» [5, c. 34].
Особое значение приобретает проведение научных экспериментов и проектов в приоритетных направлениях медицины, таких как онкология, кардиология и диагностика. Эта мера необходима для практической проверки коллаборационных моделей и подтверждения их эффективности в интересах государства, частного сектора и населения.
Формирование атмосферы доверия и поддержка открытого диалога посредством постоянных рабочих комитетов и экспертных советов с представителями государственного сектора, частных медицинских учреждений и деловых организаций становится ключевым направлением. Данные структуры занимаются анализом текущих проблем, изучением успешных практик и определением приоритетов в развитии отрасли. Это создает условия для повышения экономического уровня страны и улучшения качества жизни граждан, что напрямую связано с укреплением общественного здоровья.
Для расширения взаимодействия между государственными органами и частным сектором здравоохранения необходимо комплексно внедрять гибкие форматы государственно-частного партнёрства.
Ключевые меры включают создание нормативной базы, направленной на снижение инвестиционных рисков, формирование центра координации деятельности по принципу «единого окна», использование различных финансовых механизмов — в том числе концессий и налоговых льгот — а также внедрение надзорных мер по контролю качества и доступности услуг с целью сохранения социальной ориентированности проектов. Дополнительно рекомендуется запуск пилотных проектов в приоритетных медицинских направлениях для апробации и демонстрации эффективности выбранного подхода.
Такой подход позволит мобилизовать частный капитал и опыт для обновления системы здравоохранения, повышения доступности и стандартов медицинской помощи, что станет фундаментом улучшения здоровья населения и стимулирования экономического прогресса государства.
Литература:
- Варнавский В. Г. Управление государственно-частными партнерствами за рубежом // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-gosudarstvenno-chastnymi-partnerstvami-za-rubezhom (дата обращения: 27.11.2025).
- Дячук, Е.А., Салимьянова И. Г., Николаева О. К. Развитие института государственно-частного партнерства в здравоохранении // Инновационная деятельность. — 2016. — № 1 (36). — С.38–45.
- Лебедева Е. И., Присекин А. А. Взаимодействие государства и частного предпринимательства в рф на примере здравоохранения // Инновации и инвестиции. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-gosudarstva-i-chastnogo-predprinimatelstva-v-rf-na-primere-zdravoohraneniya (дата обращения: 27.11.2025).
- Лабуз Д. И. Применение механизма использования государственно-частного партнерства в здравоохранении // Статистика и экономика. 2022. № 4. С.45–49.
- Муслимов М. И. Теоретические подходы к обеспечению эффективного взаимодействия государственных и негосударственных медицинских учреждений в формате государственно-частного партнерства // Менеджер здравоохранения. 2021. № 8. С.34–39.
- Тимербулатов В. М. Здравоохранение во время и после пандемии COVID-19 // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2020. № 2 (98). С.21–29.
- Корольков, А. С. К вопросу о взаимодействии государственного и частного секторов здравоохранения в области офтальмологии / А. С. Корольков. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.zdrav.ru/articles/4293660094-byl-16-m03–30-o-vzaimodeystvii-gosudarstvennogo-i-chastnogo-sektorov?ysclid=misxaehfbq138147021 (дата обращения: 05.12.2025).

