Актуальность статьи обусловлена необходимостью привлечения денежных средств в систему здравоохранения. Целью статьи является исследование особенностей государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. На основе анализа статистических данных дается оценка текущего состояния финансирования системы здравоохранения и государственно-частного партнерства в ней, определяются проблемы и пути их решения при реализации проектов государственно-частного партнерства в здравоохранении.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, здравоохранение, взаимодействие государства и бизнеса, проекты, проблемы реализации государственно-частного партнерства.
The relevance of the article is due to the need to attract funds to the health care system. The purpose of the article is to study the features of public-private partnership in the field of health care. Based on the analysis of statistical data, assesses the current state of health care financing and public-private partnership in it, to identify problems and their solutions when implementing projects of public-private partnerships in healthcare.
Key words: public-private partnership, healthcare, interaction of the state and business, projects, problems of realization of public-private partnership.
Одной из целей современной государственной политики является вовлечение субъектов частного сектора в деятельность по оказанию публичных услуг. Сфера здравоохранения не является исключением, т. к. состояние данной сферы напрямую зависит от финансовых поступлений в инфраструктуру.
При этом, анализ структуры федерального бюджета РФ свидетельствует о том, что в России существует проблема чрезвычайно низкого уровня финансирования системы здравоохранения. Так, согласно данным Счетной палаты РФ, в перерасчете на душу населения российское государство тратит на лечение своих граждан в 23 раза меньше бюджетных средств, чем Норвегия. В заключении Счетной палаты на проект бюджета на 2020 год отмечено, что и в 2020 году не произойдет перераспределения бюджетных средств в пользу увеличения трат на сферу здравоохранения. Проблемы, существующие сегодня в сфере финансирования здравоохранения, признают и в самом Министерстве здравоохранении РФ [4].
В сложившихся обстоятельствах эффективным инструментом является государственно-частное партнерство.
Под государственно-частным партнерством понимается совокупность форм взаимодействия между государством и бизнесом для решения общественно значимых проблем на взаимовыгодных условиях в долгосрочной и среднесрочной перспективе [5, c. 88].
Развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения позволит решить такие проблемы, как:
- Низкое качество обслуживания пациентов.
- Низкий уровень эффективности оказания медицинской помощи.
- Малая доступность дорогостоящих видов лечения.
- Неудовлетворительное качество диагностических услуг.
- Нехватка квалифицированных кадров.
- Изношенность и моральное устаревание медицинской техники и оборудования.
Наиболее распространенной формой государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения является составление концессионных соглашений, которые чаще всего связаны с реконструкцией, капитальным ремонтом или строительстве объектов здравоохранения, закупки современного оборудования за счет средств бизнес-структур, обеспечение оказания силами бизнес-партнера медицинских услуг.
Статистические данные, представленные Министерством здравоохранения, свидетельствуют о том, что сегодня в сфере здравоохранения реализуется 124 проекта в сфере государственно-частного партнерства, что позволило привлечь в систему здравоохранения инвестиций в размере 77 млрд. рублей [3].
При этом, в рамках государственно-частного партнерства в 24 регионах России (в том числе в Москве, Татарстане, Ленинградской, Самарской, Рязанской, Калужской и Ростовской областях) активно развиваются такие проекты, как: создание фельдшерско-акушерских центров, кабинетов врачей общей практики и центров семейной медицины.
В качестве успешных примеров реализации проектов государственно частного партнерства в сфере здравоохранения можно привести следующие. В Санкт-Петербурге работают 12 центров общей врачебной практики, построена Детская клиническая больница, перинатальный центр на базе роддома № 17. В Иркутской области в рамках государственно-частного партнерства построено 3 диализных центра. В Самарской области при взаимодействии государства с частным сектором был построен Самарский кардиоцентр, Самарский областной перинатальный центр.
Несмотря на накопленный опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, на сегодняшний день не сформирована сколько-нибудь однозначных доказательств преимуществ применения данной формы взаимодействия между государством и частным секторов перед традиционными формами, например, государственным заказом.
Однако, на пути развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения существуют препятствия, которые сводятся к следующему:
- Несовершенство действующего законодательства.
- Высокие риски возврата инвестиций.
- Длительный срок окупаемости инвестиций.
- Несоответствие тарифов ОМС реальным затратам на оказание медицинских услуг.
- Неготовность бизнес-партнера брать на себя ответственность за валютные риски при реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства.
- Невозможность точного определения потенциала потока привлекаемых коммерческих пациентов и т. д. [2, c.423]
Решить вышеперечисленные проблемы в сфере реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения возможно путем реализации следующих мероприятий:
- Совершенствование действующего законодательства РФ в области государственно-частного партнерства, в частности, установления четких принципов взаимодействия государства и бизнес-структур при реализации проектов, формированию защитных механизмов бизнес-структур при реализации проектов. А также приведение всех законодательных актов, регулирующих процессы государственно-частного партнерства к единому стандарту в целях устранения противоречий отдельных федеральных законов друг другу.
- Введение в повсеместную практику на этапе подготовки проектов государственно-частного партнерства процедур по детальной оценке рисков реализации проекта (экономических, политических, технических, социальных и иных видов риска).
- При реализации проектов необходимо осуществлять прогнозирование показателей рентабельности инвестиций, за счет чего можно будет оперативно корректировать процессы достижения заданных целевых показателей бизнес-партнеров.
- При установлении сроков реализации проекта и сроков окупаемости инвестиций закладывать временной буфер в диапазоне от 10 до 50 % времени к планируемым срокам согласования и реализации проекта. Введение временного буфера позволит более оптимально распределить собственные ресурсы компании, спрогнозировать этапы реализации проекта и заложить запас времени на решение форс-мажорных ситуаций, которые могут возникнуть при реализации проектов государственно-частного партнерства [1, c. 233].
- Рассмотреть возможность установления дополнительного инвестиционного коэффициента к тарифу ОМС для проектов государственно-частного партнерства в формате концессионных соглашений.
Таким образом, проблемы в реализации проектов государственно-частного партнерства в здравоохранении в основном связаны с отсутствием четкой системы планирования и прогнозирования достижения конечных результатов, решение которых видится в более детальной работе по формированию плановых и прогнозных показателей на этапе планирования и активной работы по оформлению соглашений о государственно-частном партнерстве.
Развитие проектной деятельности в рамках государственно-частного партнерства в здравоохранении является необходимым условием дальнейшего развития медицины, позволяющее повысить доступность и качество медицинской помощи в стране.
Литература:
- Безрукова Э. Р. Проблема развития государственно-частного партнерства в здравоохранении и пути их решения / Э. Р. Безрукова // Российская экономика в условиях новых вызовов современной эпохи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения М. А. Валюгина — первого декана экономического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Саранск, 2017. — С. 230–234/
- Лазарева Д. Практика применения государственно-частного партренства в сфере здравоохранения Российской Федерации / Д. Лазарева // Тенденции и перспективы государственного управления социально-экономическим развитием регионов и территорий. Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2018. — С. 420–425.
- Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ [Электронный ресурс] — URL: https://www.rosminzdrav.ru/ (Дата обращения: 18.11.2019).
- Соловьева О. Российскому здравоохранению прописали недофинансирование / О. Соловьева [Электронный ресурс] — URL: http://www.ng.ru/economics/2019–10–24/4_7711_medicine.html (Дата обращения: 18.11.2019)/
- Черная М. А. Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения / М. А. Черная, А.А, Кушниренко // Аллея науки. — 2018. — № 11 (27). — С. 88–91.