Реализация проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации на примере социальной сферы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 31.05.2019

Статья просмотрена: 3599 раз

Библиографическое описание:

Истратий, Е. М. Реализация проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации на примере социальной сферы / Е. М. Истратий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 540-542. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59788/ (дата обращения: 16.11.2024).



Социальная инфраструктура обеспечивает благосостояние граждан, соблюдение их прав и свобод, а также удовлетворяет их социальные потребности и интересы. Стоит отметить, что с целью обеспечения устойчивого развития человеческого капитала Российской Федерации важно преодолеть негативные тенденции, характеризующееся снижением уровня доступности объектов социальной инфраструктуры для граждан, а также преодолеть изношенность основных фондов объектов образования, здравоохранения, физической культуры и социального обслуживания.

В рамках развития социальной инфраструктуры стоит обратить внимание на повышение качества услуг, которые оказываются населению, в том числе привлечь к решению данного вопроса компании негосударственного сектора. В настоящий момент в России активно формируется рынок частных организаций в области здравоохранения, образования и социального обслуживания, что в будущем позволит более эффективно использовать различные методы государственно-частного партнерства для более рационального управления объектами социальной инфраструктуры [1].

Последние десятилетия характеризуются тем, что государственное финансирование объектов капитального строительства в области социального обслуживания активного увеличивается. Наибольшее значение в наращивании финансирования отведено отрасли образования. Но расходы федерального бюджета и субъектов Российской Федерации в реальном выражении и в своей динамике являются отрицательными, что наглядно представлено на рисунке 1. При этом доля социальных расходов государства по экспертным оценкам рынка остается настолько мала, что в условиях кризиса не покрывает существующих потребностей в рамках развития инфраструктуры. Именно поэтому всё ещё остаётся открытым вопрос о повышении эффективности использования бюджетных средств и стимулировании притока частных инвестиций в социальную сферу.

Рис. 1. Совокупные государственные расходы на объекты социальной инфраструктуры

Экономический кризис 2008 года значительно изменил структуру бюджетных расходов на социальную инфраструктуру. В данный момент все ярче проявила себя тенденция сокращения доли затрат на здравоохранения в рамках государственных расходов, в том числе на капитальное строительство. При этом значительно увеличились расходы на социальную защиту, в большей степени на пенсионное обеспечение некоторых категорий граждан [2].

Расходы на образование спорт увеличились в связи с необходимостью исполнения майских указов президента Российской Федерации по снижению очередей в дошкольные образовательные учреждения, а также в связи с подготовкой к зимней олимпиаде в 2014 году и к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Стоит отметить, что общий долг регионов и муниципалитетов по состоянию на 2015 год увеличился до 2 триллионов рублей, что превысило треть доходов консолидированных бюджетов регионов [4].

В целом по стране приток финансирования в капитальное строительство социальных объектов стал менее интенсивным. Значительно сократились расходы из федерального бюджета, за последние несколько лет их номинальная доля сократилась на 9 %. Действующие на данный момент бюджетные ограничения субъектов Российской Федерации в большей степени оказали влияние на доступность качественных услуг, которые должны соответствовать современным стандартам и задачам социального развития.

Рис. 2. Совокупные государственные расходы федерального бюджета

Кроме этого, финансовые вложения в такие отрасли, как транспортная или оборонно-промышленная, значительно выше размеров расходов на социальную сферу. Это можно объяснить целым рядом факторов: к примеру, увеличение инвестиционных вливаний в транспортную инфраструктуры даст возможность достичь большего мультипликативного эффекта за счёт увеличения скорости перевозок и пропускной способности, а также доступности транспорта для большинства категорий граждан. Но, несмотря на данные положительные характеристики, необходимо придерживаться баланса и избегать значительного перевеса в ту или иную сторону в разных отраслях, особенно в рамках сохранения критичного уровня обеспеченности общественной инфраструктуры, в частности в социальной сфере [5].

Инвестирование из федеральных и региональных бюджетов на объекты капитального строительства социальной сферы достигли показателя в 2,5 триллиона рублей за период 2010 по 2018 годы.

Однако, несмотря на столь оптимистичный экономический прогноз, столь активный рост капитальных расходов в социальную сферу всё ещё остается невозможным. По данным статистики Министерства экономического развития России уровень бюджетного финансирования в рамках инвестиционных вливаний за период с 2009 год 2018 годы относительно ВВП уменьшился в 2 раза. В совокупности с нехваткой федеральной поддержки в объемах, которые можно сопоставить с докризисными временами, региональным властям необходимо приспособиться к преобразованиям, используя при этом альтернативные инструменты, оказывающие стимулирующее воздействие на инвестиционную активность с целью развития социальной инфраструктуры [5].

В Российской Федерации наиболее активно стали использоваться методы реализации социальных проектов в рамках государственно-частного партнерства. В данном случае понимают все проекты, которые могут быть реализованы в следующих формах:

1) Соглашения о государственно-частном партнерстве.

2) Концессионные соглашения.

3) Контракты жизненного цикла.

4) Договоры аренды с инвестиционными обязательствами.

Стоит отметить, что в настоящий момент в России на разных этапах реализации находится свыше 212 проектов государственно-частного партнёрства в социальной сфере, из которых 172 проекта уже прошли стадию коммерческого закрытия, то есть для данных проектов уже заключены все необходимые соглашения между двумя сторонами. В государствах с более развитыми экономическими системами отношения в сфере частных инвестиций, направленных на развитие социальной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства к номинальному ВВП, могут колебаться в районе 5 %. В Российской Федерации общий объем частных инвестиций в такие проекты составляет всего лишь 100 миллиардов рублей. Стоит подчеркнуть, что финансирование проектов государственно-частного партнерства в рамках развития социальной инфраструктуры связано со значительными трудностями, которые характеризуются неоднородностью спроса, сложностью в составлении прогнозов потребительского потока, а также в невозможности проведения точной оценки социального эффекта. Во многих случаях инвесторы практически не готовы оказывать поддержку проектам социальной сферы без существенных гарантий со стороны государства.

В настоящий момент бюджетных средств недостаточно для удовлетворения потребностей общества в развитии социальной инфраструктуры. Именно поэтому наиболее остро стоит вопрос о привлечении частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства для развития таких сфер, как образование, здравоохранение, культура и спорт.

Несмотря на отраслевую специфику, в данный момент наблюдается единая проблема, заключающаяся в отсутствии устойчивого и необходимого бюджетного финансирования, что обуславливает ухудшение качества услуг и обслуживания практически во всей социальной сфере. При этом увеличиваются потребности общества в социальных услугах, повышаются требования к уровню обслуживания, в соответствии с этим государство выдвигает новые требования к качеству предоставляемых услуг в социальных учреждениях.

Литература:

  1. Белозор А. Ф. Социальное партнерство государства и бизнеса как инструмент реализации российской культурной политики // Вопросы культурологи. — 2018. — № 3. — с. 45–47.
  2. Лучшие практики реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере/Центр развития государственно-частного партнерства/Электронный ресурс. Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/pppcenter_a4_2016_v2_web.pdf
  3. Модельный проект использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере социально-бытового обслуживания населения/Портал об инвестиционной деятельности/Электронный ресурс. Режим доступа: http://portal.stavinvest.ru/media/
  4. Антонова К. А. Государственно-частное партнерство: современные подходы/К. А. Антонова/Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. — № 2 (38) — 2014. — с. 81–92.
  5. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства/ Министерство экономического развития Российской Федерации/Электронный ресурс. Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/c94c77ec-5773–4544–88eb-9746d19a77e4/recommend_gchp.pdf?MOD=AJPERES
Основные термины (генерируются автоматически): социальная инфраструктура, социальная сфера, государственно-частное партнерство, Российская Федерация, капитальное строительство, расход, социальное обслуживание, федеральный бюджет, рамка развития, Россия.


Похожие статьи

Стратегическое планирование развития трансграничной инновационной системы (на примере Черноморского региона)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Перспективы развития и использования механизмов государственно-частного партнерства в транспортной сфере

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Формы государственно-частного партнерства в России

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Повышение эффективности государственной поддержки развития промышленности на примере Самарского региона

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Реализация концепции социальной ответственности в бизнес-среде Республики Алтай

Модель взаимодействия элементов национальной инновационной системы на региональном уровне

Похожие статьи

Стратегическое планирование развития трансграничной инновационной системы (на примере Черноморского региона)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Перспективы развития и использования механизмов государственно-частного партнерства в транспортной сфере

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Формы государственно-частного партнерства в России

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Повышение эффективности государственной поддержки развития промышленности на примере Самарского региона

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Реализация концепции социальной ответственности в бизнес-среде Республики Алтай

Модель взаимодействия элементов национальной инновационной системы на региональном уровне

Задать вопрос