Повышение эффективности государственной поддержки развития промышленности на примере Самарского региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 28.11.2013

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Блинова, Н. А. Повышение эффективности государственной поддержки развития промышленности на примере Самарского региона / Н. А. Блинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 248-252. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8418/ (дата обращения: 22.12.2024).

Одной из важнейших функций бюджетного планирования на уровне региональных финансов выступает обоснование необходимости бюджетного финансирования, выбору подходов к определению общей стоимости бюджетной программы (стратегии, комплекса программ), распределение затрат по приоритетным направлениям (проектам, в рамках бюджетных программ). Стратегическая цель, сформулированная неоднократно на уровне руководства РФ, — это «выбор приоритетов по модернизации и технологическому развитию экономики» [1] определены и приоритетные направления «Первое направление — это энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива; Второе — ядерные технологии.; Третье — космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая, конечно, и ГЛОНАСС, и программу развития наземной инфраструктуры.; Четвёртое — медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства.; пятое — это стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения» [1]. На сегодня сформулированные направления смещаются в сторону военной тематики и развития предприятий ВПК. Сформулированные оперативные и стратегические цели на уровне Самарского региона к которым в частности относятся следующие:

Цель первого уровня:

-          «Осуществить перевод предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность города, на высокие современные технологии, а инновационноориентированных предприятий и кластеров — от производства продукции к производству преимущественно технологий и бизнесов» [2].

-          Цели второго и третьего уровней:

-          «Совместными усилиями заинтересованных сторон и органов власти запустить процесс регулярной проработки продуктовых, технологических и управленческих перспектив развития производственных отраслей и кластеров.

-          Создать комплекс институтов опережающего проектирования и производства перспективной продукции и услуг «полного цикла», а также систему разработки / трансфера передовых технологий проектирования, производства, продаж и управления в каждой отрасли/кластере.

-          Обеспечить непрерывное воспроизводство инновационного цикла (от идеи до серийного производства) во всех сферах деятельности городского округа» [2].

Состояние экономки региона на данный момент позволяет скорректировать ряд задач, решение которых должно ускорить сроки окупаемости бюджетных и частных инвестиций, а также повысить эффективность бюджетных инвестиций, улучшая инвестиционный климат региона. Задачи «Создание механизма периодического сбора и обработки информации для прогнозирования перспективных направлений развития производственного потенциала Самары, а также определение приоритетов, критериев и целевых ориентиров инновационного развития производства в городском округе по отраслям и межотраслевым комплексам, в соотнесении с производственными ориентирами Самарской области». [2] позволяют сформировать систему координат, отслеживающую уровень развития региона в области промышленного производства, выявлять своевременно угрозы инновационного развития, осуществлять формирование благоприятной инновационной среды для развития промышленности региона на перспективу. Вместе с тем, объективно, что создание подобного механизма также необходимо для осуществления контроля эффективности использования инвестиций и прежде всего бюджетных. Поэтому, предлагается в рамках разработки механизмов привлечения различных источников инвестиций использовать разработанную Методику Оценки уровня бюджетной эффективности реализации бюджетных программ (от Уровня ответственного за реализацию программы, до ответственного за операционный бюджет программы и ответственного за операционную единицу (предприятия-получателя денег)) в машиностроительный комплекс (Порядок сбора информации, Разработка таблиц для анализа и т. д.) заложить в разработанную Методику механизм определение приоритетов, критериев и целевых ориентиров инновационного развития производства машиностроительного комплекса, на базе уже сложившейся отраслевой системе. Широкий круг задач инновационного развития требует создания не только Методики оценки бюджетной эффективности машиностроительного комплекса, но и определения периодов достижения определенных целей, с разграничениями полномочий, ответственных за их достижение. Такие задачи инновационного развития как «- Создание центра технологического развития предприятий Самары, как собственный технологический центр в российской сети центров прототипирования, трансфера технологий* и т. п.; Создание площадку предложения инновационных продуктов и технологий, готовых к внедрению; Осуществление подготовки специалистов на основе дополнительного бизнес-образования и приглашение высококвалифицированных кадров для разработки/трансфера производственно-промышленных технологий и ведения инновационных видов бизнеса; Обеспечение поддержки реализации инициативных проектов создания предприятий — «девелоперов» бизнеса, осуществляющих цикл разработки и внедрения инноваций, организующих инновационные компании и соответствующий брендинг с быстрым накоплением «гудвилла»* создаваемых компаний; Обеспечение непрерывного воспроизводства инновационного цикла (от идеи до серийного производства) во всех сферах деятельности городского округа; Создать постоянно действующий механизм технологического обновления производств в Самаре; Организация регулярного отбора и поддержку реализации перспективных проектов инновационного развития производственных предприятий (как действующих, так и вновь создаваемых), в первую очередь –проектов-«локомотивов» новых трендов в российской и мировой экономике («прорывных», а не «догоняющих» инноваций); Сокращение импорта технологий и оборудования, постепенно переходя к импортозамещению и экспорту продуктов интеллектуальной собственности; Запуск уникальных высокодоходных бизнесов по созданию и продаже технологий и основанных на них производств, ориентированных на индивидуальные запросы потребителей; Активизация спроса населения и предприятий на инновационные продукты и технологии самарского производства». [2], стоящие перед руководителями регионального промышленного комплекса инициируют развитие инновационной инфраструктуры. Возникает необходимость проработать, каждую из задач более детально, придать ей статус части бюджетной программы, с определением объемов и сроков окупаемости или выбрать другой источник финансирования. Анализируя первую задачу, создания центра технологического развития предприятий Самары, как собственного технологического центра в российской сети центров прототипирования, трансфера технологий и т. п. Необходимо обратить внимание на то, что координирующим органом развития сети выступает ««НП RTTN»*, управляющая компания сети. Вступление в сеть для членов RTTN не сопровождается получением ими финансовой поддержки со стороны государственных органов, за исключением возможности для центров получения финансовой поддержки своей деятельности через участие в конкурсах Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Министерства экономического развития РФ. Действует система обязательной сертификации центров — участников и контроля качества технологических профилей, направляемых зарубежным партнерам» [3]. Безусловно, вступление в данную сеть Самарского региона оправдано, но имеет ряд существенных ограничений.

Существенный научный и технический потенциал региона сосредоточен на предприятиях военно-промышленного комплекса в области авиакосмического машиностроения. Трансфер технологий в данной сфере существенно ограничен вопросами национальной безопасности, поскольку существуют сферы, продукты, технологии, которые не подлежат экспорту. Ввиду существенной локализации производств данной сферы в регионе необходимо защита интересов региональных участников сети в части трансфера — экспорта (межрегионального, международного) передовых технологий авиакосмического машиностроения Самарского региона. И напротив, регион заинтересован во включении в «товарообмен» технологиями мирного назначения. Имеется широкий потенциал в области импорта и экспорта технологий самолетостроения малой авиации, материалов, автоматики технологических процессов, станкостроения и т. д. При этом сама система трансфера технологий существует для поддержки и создания прежде всего малых и средних венчурных предприятий. В инструментарии сети находятся такие приемы как технологический аудит, анализ конкретного инновационного проекта или продукта, контроль качества технологических портфелей для поставщиков технологий. Участие в сети будет полезно для региона, так как оно позволяет постоянно проводить идентификацию имеющегося инновационного потенциала, региональный участник потенциально может участвовать в международном бизнес-инновационном сотрудничестве, что способствует продвижению региона и его компаний (продуктов, технологий) на межрегиональный ПФО, национальный РФ и международный рынок инноваций.

Создание площадки предложения инновационных продуктов и технологий, готовых к внедрению и запустить уникальные высокодоходные бизнесы по созданию и продаже технологий и основанных на них производств, ориентированных на индивидуальные запросы потребителей. При проработке вопроса создания площадки по созданию «готовых технологичных бизнесов» необходим определенный ассортимент подобных бизнесов, который включает в себя всего 2–5 % уникальных и высокодоходных. Ориентация на исключительность формирует ограниченный спрос и не способна сформировать массовый спрос на «готовые технологичные бизнесы», которые могли бы стать сами по себе инновационным продуктом реализуемые как внутри региона, так и за его пределами. Анализируя приоритетные направления на предмет массового спроса на инновационные продукцию, очевидно, что ядерные технологии или космические технологии имеют потенциально отличного клиента, от энергосберегающих или медицинских технологий. Считаем особое значение ввиду введения современных Технических регламентов и Национальных стандартов в области промышленной безопасности, любое промышленное предприятие нуждается в соблюдении вновь вводимых требований. В связи с вышеизложенным считаем проработать вопросы создания «готовых инновационных технологических бизнесов» в таких потенциально массовых по критерию рынка спроса продукции как «энергоэффективность и энергосбережение», «развития наземной инфраструктуры систем передачи данных «медицинские технологии», «диагностическое оборудование», «технологии по производству лекарственных средств»; «информационные технологии», «технологии создания суперкомпьютеров», «разработка программного обеспечения» и другие такие как «качество питьевой пресной воды». Ориентация на индивидуальные запросы потребителей не позволит углубить специализацию, а именно наработки и опыт позволяют повысить эффективность создания «готовых инновационных технологических бизнесов» на условиях большей концентрацией, локализацией, фокуса на определенных направлениях. Именно решение задачи участия региона в сети позволит найти оптимальный подход к обеспечению поддержки реализации инициативных проектов создания предприятий — «девелоперов» бизнеса, осуществляющих цикл разработки и внедрения инноваций, организующих инновационные компании и соответствующий брендинг с быстрым накоплением гудвилла создаваемых компаний.

Особое значение для любого региона имеет кадровый потенциал. Осуществление подготовки специалистов на основе дополнительного бизнес-образования и приглашение высококвалифицированных кадров для разработки/трансфера производственно-промышленных технологий и ведения инновационных видов бизнеса представляется достаточно узкой задачей, которую необходимо решать на уровне отдельных операционных единиц. Другим подходом к решению задачи расширения кадрового потенциала выступает попытка сделать техническое образование региональным бизнесом, что представляется более эффективным при создании дополнительных инструментов привлечения к повышению квалификации узких специалистов в области различных промышленных технологий. Сотрудничество с крупными компаниями в области обучения и переобучения кадров расширяют возможности и географию реализации услуг самарского технического образования.

Обеспечение непрерывного воспроизводства инновационного цикла (от идеи до серийного производства) во всех сферах деятельности городского округа Создать постоянно действующий механизм технологического обновления производств в Самаре. Задача не решаемая даже в масштабах России

Организация регулярного отбора и поддержки реализации перспективных проектов инновационного развития производственных предприятий (как действующих, так и вновь создаваемых), в первую очередь –проектов-«локомотивов» новых трендов в российской и мировой экономике («прорывных», а не «догоняющих» инноваций). Бюджетная поддержка.

Сокращение импорта технологий (повысит отдачу от использования импортных технологий) и оборудования, постепенно переходя к импортозамещению и экспорту продуктов интеллектуальной собственности.

Данные цели как и наиболее приоритетные направления территориального (отраслевого, кластерного) развития требуют выбора наиболее подходящих и экономически обоснованных средств их претворения в жизнь. В рамках действующего бюджетного законодательства делается попытка интеграции бюджетного и стратегического планирования, осуществляемого на основе использования программно-целевого метода от федерального уровня принятия стратегических решений в области Промышленной политики РФ до регионального уровня исполнения бюджетных программ, направленных на инновационное развитие региона, с определением как необходимых (оптимальных) объемов бюджетных средств разного уровня, так и иных ресурсов, используемых для достижения вышепоставленных целей. Прямые и конечные результаты деятельности государственных органов. Кпрямым результатам деятельности относится объем — выпуск государственных услуг (количество выпускников, получивших техническое образование в регионе, количество созданных инновационных центров внутри кластера — развитие инфраструктуры и т. д.) К конечным результатам относится уровень образованности в регионе, уровень инновационного развития и конкурентоспособности. При этом целью региональной промышленной политики выступает достижение именно конечных результатов, а прямые результаты определены как отдельные инструменты их достижения. Сформулированные ранее ожидаемые результаты программы по отдельным программно-проектным направлениям требуют уточнения и придания им окончательных формулировок, т. е. трансформацию ожидаемых результатов в конечные и прямые, определение их количественных величин.

Ожидаемые результаты:

-          «Повышение в разы доли высоко-конкурентной продукции по основным производственным направлениям Самары.

-          Повышение скорости (в соответствии с мировыми стандартами в отраслях) и стратегическое опережение конкурентов по передовым разработкам.

-          Существенное повышение доли интеллектуальной продукции в торговле и полноценный переход города на постиндустриальное развитие.

-          Развитие кадрового потенциала, ориентированного на поиск, разработку и внедрение инновационных технологий в экономику городского округа Самара и Самарской области». [2].

Поскольку, существует несколько различных подходов к определению стоимости бюджетных программ, в том числе и частичное распределение, полное распределение, включение в стоимость программ не только текущих, но и будущих бюджетных расходов различных уровней, то в рамках данного исследования планируется проработать подход, основанный на учете всех расходов на всех стадиях жизненного цикла (отраслевых, кластерных и ведомственных) бюджетных проектов (программ), т. е. на основе оценки полной стоимости. При этом процесс оценки и учета расходов выступает одним из инструментов управления бюджетными средствами на уровне региональных финансов.

В целях реализации попытки использования механизма «отсева» бюджетных программ, не отвечающих принципам и критериям бюджетной эффективности, т. е. не дающих результатов по решению социально-экономических и других программ региона, рекомендовано провести предварительную экспертизу бюджетных (отраслевых, кластерных, региональных) программ, формирующих стратегию развития Самарского региона до 2020 года включительно, методом оценки проекта. Практической необходимостью обусловлено и ранжирование бюджетных (ведомственных, отраслевых, кластерных, региональных) программ, формирующих стратегию развития Самарского региона до 2020 года включительно, по их вкладу в достижение стратегических целей Промышленной политики РФ.

Исходя из прогнозов наиболее перспективными с точки зрения увеличения объемов из международных сегментов рынка высокотехнологичной продукции, т. е. показывающие наибольшие темпы роста и являющихся одних из крупнейших рынков, выступают сегмент продуктов глубокой переработки углеводородных ресурсов, который потенциально к 2015 году может показать рост в 141,1 % с 164 479,2 млрд. $ до 232080 млрд. $. Вторым по величине объема сегмента с узкой специализацией и темпам прироста выступает рынок технологии и продукции металлургического производства, с темпами роста сегмента мирового рынка в к 2020 году в размере 150 %, при увеличении емкости сегмента с 770 до 1155 млрд. $., при этом акцент делается на открытие новых материалов для расширения возможностей их использования при производстве продукции с новыми свойствами магнитность, массогабаритность, прочность, энергосоздающие и энерготранспортирующие характеристики с областью применения от персональной медицины до ракето- и самолетостроения. Такой наукоемкий сегмент, как информационно-телекоммуникационные системы к 2015 году по нескольким направления может достичь показателя в 1985 млрд. $. С максимальными темпами роста в отдельных подсегментах, таких как фотоника с ростом в 138 % до 580 млрд. $., программное обеспечение с ростом в 166 % до 896 млрд. $. и облачные технологии с ростом 179 % до 233 млрд. $., встраиваемые системы управления 115 % до 120 млрд. $.. К динамичным по критерию роста объемов сегмента мирового рынка также можно отнести спрос на новейшие медицинские технологии, лечебное и диагностическое оборудование, материалы, препараты. Данный сегмент мирового рынка может к 2020 году прирасти от 145 до 188 % по отдельным направлением с суммарным объемом сегментов медицинского назначения 956 млрд. $. Мировой рынок технологической продукции развивается в направлении энергосберегающих биотехнологий с высокими показателями наукоемкости и с высокими параметрами производительности.

Анализируя приоритеты мировых центров научно-технического развития, представленные в рамках проекта прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минэкономразвития России, можно выявить принципы формирования общемировых тенденции мирового технологического развития. Среди сформулированных в рамках данного следования принципов к важнейшим отнесем следующие:

-          закрытая (или внутренняя, для нужд собственной экономки) инновационная реиндустриализация экономики в изменяющихся социально-экономических условиях (развитые страны);

-          сокращение экспорта технологий и высокотехнологичных производств за рубеж с целью обеспечения национальной безопасности национальных экономических систем, из-за реализации потенциальных угроз, несущих с собой развитие конвергентных нано-, био- и инфотехнологий, когнитивных технологий (развитые страны);

-          увеличение экспорта экспортоориентированных технологий (технологической продукции, методов экспертизы, стандартов и т. д.) за рубеж с целью ускорения темпов экономического развития за счет сектора услуг (развитые страны);

-          обеспечение устойчивой энергетической базы экономики (возобновляемая энергетика, ядерная энергетика, нетрадиционные месторождения углеводородов, синтетические моторные топлива), при условии развития трудосберегающих технологий (особенно в развитых странах);

-          удержание лидирующих позиций на сформированных рынках технологий (развитые страны);

-          занятии сопряженных рынков (развитые и развивающие страны);

-          создание (открытие) новых рынков «прорывных» технологий, технологичной продукции с целью формирования национальных конкурентных преимуществ в области технологического развития и создания предпосылок передела карты мировых технологических лидеров на перспективу (развитые и развивающие страны)

-          формирования технологической независимости индустриального потенциала национальной экономики от технологий развитых стран (развивающиеся страны).

Вывод: Как при оценке состояния технологических процессов, так и при оценке перспектив развития экономики России на уровне отдельных территорий, отраслей и кластеров подтверждается выявленное Минэкономразвития условие сдерживающее рост национальной экономки. Данное условие распространяется практически повсеместно и заключается в «исчерпании имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста».

Выявление основных векторов технологического развития России в целом, да и Самарского региона в частности позволяет осуществлять одновременно поиск возможностей проникновения на мировой рынок и отдельные его сегменты. При этом необходимо учитывать сложившуюся на сегодня локализацию и специализацию отдельных стран (специализацию стран БРИК, Таможенного союза перспективных стран СНГ)в данных сегментах для выявления уровня развития конкурентов, а с другой анализ рынка потребления без привязки отдельным сегментам технологического развития, что способствует формированию новых типов рынков (новых продуктов машиностроения) исходя из таких тенденций общеэкономического развития, к примеру как:

-          увеличение перевозок ж/д, авто-, авиа. Данное увеличение способствует развитию транспортной инфраструктуры, транспортных средств; предопределяет необходимость оптимизации энергоэффективности жидкого топлива с потребностью открытия его новых свойств с учетом экологичности, новых технологий транспортировки топлива и т. д. Таким образом, новые потребительские свойства материалов способны сформировать новый сегмент или подсегмент скажем автомобильного топлива, двигателя, масла и т. д.;

-          сдержанный рост мирового спроса на газ (потребления) к 2030 году на 135 % способно сформировать спрос на газонапорную и газорегулирующую арматуру, приборы и устройства газопотребления промышленного и бытового назначения с новыми показателями энергоэффективности и новыми эксплуатационными характеристиками. Особое внимание при этом можно обратить и на газотранспортирующие технологии;

-          спрос на высокотехнологичные производства ускоряет и увеличивает потребности как в традиционных материалах (медь, никель), так и в создании новых материалов, в том числе и путем вторичной переработки.

Среди поиска возможностей замещения импорта иностранных технологий отечественными на внутреннем рынке.

Литература:

1.                 Вступительное слово на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России http://archive.kremlin.ru/text/appears/2009/06/218087.shtml

2.                 Проект стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года Инициативная группа: Инновационно-технологическое развитие производства Координаторы группы: Цлаф В. М. (методолог) — к.т.н., доцент, директор Центра системных и стратегических решений «Самарская школа бизнеса»; Ягьяев Т. С. (организатор) — генеральный директор ООО «Инновационный дилер».

3.                 Данные сайта Российской сети трансфера технологий (RTTN), http://www.rttn.ru



* Трансфер технологии считается осуществленным, если между сторонами подписано: лицензионное соглашение, соглашение о совместном предприятии, производственное соглашение и/или, коммерческое соглашение с техническим содействием

* В данном случае «гудвилл» - стоимость деловой репутации компании.

* Российская сеть трансфера технологий (RTTN) объединяет 75 российских инновационных центров (из 27 регионов РФ и стран СНГ), специализирующихся в сфере трансфера технологий. Это – составная часть национальной инновационной инфраструктуры, позволяющая эффективно распространять технологическую информацию, оказывать услуги по трансферу технологий, включая поиск национальных и международных партнеров для реализации инновационных проектов, а также их сопровождение. Миссия сети – содействие развитию инновационного бизнеса и коммерциализации наукоемких технологий в России. Задачи сети RTTN: • передача/трансфер технологий между научным сектором и инновационными компаниями (преимущественно малого и среднего бизнеса – МСП) а также между компаниями,• поиск партнеров для осуществления кооперации в разработке и внедрении новых наукоемких технологий. Подчеркнем, что RTTN имеет четко выраженную ориентацию на внутринациональный трансфер технологий.

Основные термины (генерируются автоматически): Самарский регион, инновационное развитие, мировой рынок, RTTN, уровень, городской округ, кадровый потенциал, машиностроительный комплекс, программное обеспечение, технологическое развитие.


Похожие статьи

Развитие инноваций в отраслях пищевой промышленности региона (на примере Белгородской области)

Мониторинг уровня развития корпоративной социальной ответственности предприятий Красноярского края

Повышение конкурентоспособности гостиничных предприятий Самары на основе стратегического подхода

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Реализация проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации на примере социальной сферы

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Анализ государственных мер повышения инвестиционной привлекательности региона на примере внедрения ОЭЗ и ТОСЭР в РФ

Проблемы и перспективы реализации инвестиционных проектов (на примере Архангельской области)

Оценка состояния продовольственной безопасности (на примере Самарской области)

Похожие статьи

Развитие инноваций в отраслях пищевой промышленности региона (на примере Белгородской области)

Мониторинг уровня развития корпоративной социальной ответственности предприятий Красноярского края

Повышение конкурентоспособности гостиничных предприятий Самары на основе стратегического подхода

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Реализация проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации на примере социальной сферы

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Анализ государственных мер повышения инвестиционной привлекательности региона на примере внедрения ОЭЗ и ТОСЭР в РФ

Проблемы и перспективы реализации инвестиционных проектов (на примере Архангельской области)

Оценка состояния продовольственной безопасности (на примере Самарской области)

Задать вопрос