В настоящее время в РФ состояние экономики необходима реализация определенных изменений, направленных на формирование конкурентоспособного производства, опирающегося на инновациях. Реализация и разработка механизмов активной государственной политики в инвестиционной сфере, является наиболее приоритетным. Для решения основных задач социально-экономического развития субъекта, органы государственного управления влияют на участников инвестиционного процесса. В связи с этим под механизмом осуществления региональной инвестиционной политики важно понимать методы, и обеспечивающие их действие системы. Одним из самых развитых регионов России, является Республика Татарстан. Для быстрого развития экономики субъекта, должно быть непрерывное привлечение дополнительных инвестиций.
На сегодняшний день государство является основным инвестором, но государственные инвестиции в полной мере не способны удовлетворить все потребности отдельного субъекта, который имеет большой производственный потенциал. В год, по некоторым данным, инвестиционная потребность республики Татарстан оценивается в 100 млрд. руб., а дефицит инвестиционных ресурсов около 30–35 млрд. рублей. [3] В основном инвестиционный прогресс в РТ происходит из-за системного подхода к решению отдельной проблемы, который подразумевает за собой осуществление комплекса мероприятий, для улучшения инвестиционной окружающей среды территории, улучшение законодательного обеспечения инвестиционных процессов отдельных регионов.
Для углубленного внимания государства к сохранению аграрного и промышленного потенциала республики, а также для поддержания уровня жизни населения на достойном уровне, проведения эффективной и взвешенной приватизации была сформирована политика «мягкого» вхождения на рынок, и это дало положительный результат. Выбор направлений наиболее эффективного вложения своих средств с целью инвестирования приобретает все большую актуальность с современных условиях. Большая необходимость концентрации ограниченных инвестиционных ресурсов на направлениях, обеспечивающих конкурентные достоинства экономики региона на мировом и общероссийском рынках обусловлены важностью выявления региональных приоритетов.
Эффективность инвестиционного процесса в регионе позволяет сосредоточить инвестиционные ресурсы на обозначенных целях, благодаря определению направления инвестиционной политики. Так же выделяются инвестиционные приоритеты, в целях улучшения регионального управления, это система наиболее эффективных направлений развития, определяющиеся склонностями потенциальных инвесторов, которые осуществляют вложения в некоторые проекты и объекты. Цель этих объектов заключается в повышении конкурентоспособности региона. Так же необходимо учитывать, что в условиях не высокой платежеспособности финансово-кредитных учреждений, а также при условии дефицита бюджетов федерального и регионального уровня, найти нужные финансовые ресурсы для обеспечения улучшения экономики невозможно.
Для реализации расширенного производства важно инвестирование наиболее коротких цепочек взаимосвязи с развитием передовых средств и предметов труда. Разработка методологических подходов, которые позволяют отследить развитие и состояние некоторых отраслей экономики региона, являются актуальными для определения наиболее благоприятных направлений для инвестирования. Важным вопросом также является определение отраслевой структуры инвестиций, когда в кризисной ситуации платежеспособный спрос является минимальным. Поэтому вложение средств в производства, где спрос стабилен является эффективным вложением, т. к. он может быть связан с потребностями населения. Финансовую поддержку инвестиционного процесса предусматривает механизм совершенствования регулирования инвестиционных процессов, который в свою очередь осуществляется [1]:
- на основе субсидий, которое является прямым финансированием из государственного бюджета;
- снижением ставок по налогам, предоставление льгот инвестиционного налогового кредита;
- государственные гарантии по инвестиционным кредитам от банков предприятий;
- для инвестиционных проектов, которые имеют важное значение для развития государства возможность частичного погашения кредитов за счет бюджетных средств.;
- возможность развития партнерства с частным капиталом и т. п.;
- партнерство в рамках концессионных соглашений.
Экономические и нелинейные инструменты регулирования практически все находят отражение в социально-экономическом развитии региона, но они не в полной мере влияют на инвестиционную деятельность и на увеличение темпов роста в экономике. Блок нормативно-правовых инструментов является основополагающим, потому, как они определяют формы, границы и действия организационных и финансовых мероприятий.
Нормативно-правовые инструменты — это основанные на четком и юридически выверенном оформлении обязанностей и прав участников способы влияния на инвестиционные процессы. С одной стороны, финансовые инструменты задают условия, которые обеспечивают повышение эффективности использования ресурсов, а с другой стороны- целесообразность их привлечения с точки зрения экономики. Данная группа инструментов ориентирована:
– на негосударственные денежные средства определенны в инвестиционный процесс;
– на ограничение государственных субсидий и дотаций.
Местные органы управления усиливают роль в поддержке по вовлечению средств населения, иностранных инвесторов и отечественных, смягчение получение льготных кредитов или субсидий из бюджета республики. [2]. Следовательно, можно сделать вывод, что приоритетом в инвестиционной деятельности Республики Татарстан в будущем станет ее инвестиционная политика. Цель, которой является создание механизма продвижения инвестиций в экономику субъекта.
Инвестиционная политика строится:
– принятие социальных ориентиров и приоритетов;
– социально-экономический потенциал субъекта.
Быстрое развитие в экономике развитых субъектов опирается, во-первых, на рост инвестиций, обеспечиваемый по таким направлениям как:
– снижение среднего уровня процентных ставок для обеспечения поступлений инвестиций в реальный сектор экономики, повышение их доходности;
– стимулирование и привлечение средств населения и негосударственных накопительных пенсионных фондов в сторону инвестирования предприятий республики;
– усиление ориентации кредитной политики банков на обновление основного капитала. [4]
Одни из главных направлений повышения инвестиционного роста в Республике Татарстан являются меры по мобилизации внутренних возможностей и резервов организации.
Можно сделать вывод, направленность на согласование общих интересов всех участников сторон, является особенностью механизма реализации региональной инвестиционной политики. Таким образом, в структуре механизма, который рассмотрели, значимое место занимает мотивационный блок, который в свою очередь обеспечивает взаимодействие участников инвестиционного процесса, как между собой, так и с внешней средой. Интересы взаимодействия участников инвестиционного процесса в регионе представлены в общем виде. Но при этом отмечено, что может быть сопоставление интересов, следовательно, в значимой степени важно установить полный спектр движущих мотивов.
Литература:
- Дерябина Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов // Инвестиции в России. — 2008. — № 8. — С. 206.
- Сухаев О. Государственное регулирование экономики: инвестиционные аспекты промышленной и региональной политики // Инвестиции в России. — 2009. — № 2. — С. 340.
- Иванов Г.И, Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 352 с.
- Аликаева М. В. Источники финансирования инвестиционного процесса // Финансы. — 2010. — № 5. — С. 124.