На сегодняшний день развитие потенциала Приморского края приобретает особую актуальность. Являясь частью Дальневосточного федерального округа, Приморский край оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие всего макрорегиона. Особое геополитическое расположение, стремительное развитие инфраструктуры, современные научно-образовательные центры — все эти предпосылки способствуют позиционированию столицы Приморского края — Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако низкий уровень развития финансового рынка является одним из препятствий на пути к экономическому потенциалу.
Развитие экономики Приморского края будет невозможным без эффективно функционирующего финансового рынка. Финансовый рынок представляет собой совокупность экономических отношений, в основе которых лежит купля-продажа свободных денежных средства субъектов хозяйствования, государства и населения. Финансовый рынок является механизмом финансирования реального сектора экономики. Развитый финансовый рынок является ключевым фактором в развитии эндогенного экономического потенциала субъекта. Финансовый рынок служит экономике следующим образом:
‒ мобилизует свободные денежные средства;
‒ инвестирует денежные средства в те сектора экономики, которые в них нуждаются;
‒ способствует развитию предпринимательской деятельности путем предоставления необходимых финансовых ресурсов;
‒ различные компоненты финансовых рынков помогают ускорить рост промышленного и экономического развития страны, тем самым способствуя повышению уровня жизни в целом.
Основными элементами структуры финансового рынка являются: кредитный рынок, валютный рынок (forex), рынок ценных бумаг, рынок инвестиций и страховой рынок. В основе финансового рынка лежат центральные банки, которые устанавливают ключевую ставку, непосредственно влияют на стоимость национальной валюты, проводят операции на межбанковском валютном рынке. Следующими важными институтами являются коммерческие банки, фондовые и валютные биржи — именно эти игроки в большей степени определяют развитие рынка финансовых активов, но также непосредственно влияют на развитие и эффективность финансовых рынков.
Финансовый рынок Приморского края является относительно насыщенным. В Дальневосточном федеральном округе Приморский край лидирует: количество субъектов банковского сектора составляет около 30 % в рассматриваемом округе, некредитных финансовых организаций — около 35 %. Край занимает лидирующее место по суммарным объемам вложений кредитных организаций в ценные бумаги (более 40 % в ДФО) и зарегистрированным выпускам ценных бумаг эмитентами ДФО (около 40 % в ДФО). [2]
Сложившаяся экономическая ситуация, международные санкции Запада, принятые в отношении России, несомненно, оказывают серьезное влияние на экономику страны в целом, работу банков и любых других субъектов финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые санкции Европейского союза и Соединенных Штатов Америки ограничили доступ российских банков к иностранным рынкам. Ограничение доступа повлекло за собой сбой в привычных схемах финансирования и возникновению проблем с наличием долгосрочных денежных ресурсов. Возникновения дефицита ликвидности банков повлекло за собой повышение уровня ставок для внутренних заимствований. [3]
В отношении малого и среднего предпринимательства банки стали еще более избирательнее. Оценка финансового состояния предприятия подвергается очень серьезному анализу с выводами о достаточности капитала предприятия, достаточности в обороте собственных средств, наличии нереальных к взысканию долгов, самой долговой нагрузке предприятия и т. д. Банковское кредитование доступно, в первую очередь, тем субъектам хозяйственной деятельности, кто имеет прибыльный бизнес (с возможными сезонными колебаниями), кто использует заемные средства строго по целевому назначению и наращивает собственный капитал. Также следует отметить, что факторинг, являясь одной из услуг банковского сектора, испытал падение на 30 %по состоянию на 2015 год, и в общей долей составил 2 %, заняв предпоследнее место по России. [5]
Решить проблему по формированию долгосрочных ресурсов внутри страны и снижению зависимости предприятий и бюджета от внешних заимствований можно путем привлечения инвестиций, в том числе и иностранных. Так, поддержание позитивных тенденций в инвестиционном климате Приморского края требует активного целенаправленного вмешательства, связанного с качественным улучшением финансовой инфраструктуры, вводом в рыночный оборот новых ресурсов и созданием новых точек роста. В отраслевой структуре экономики Приморского края доля финансовой деятельности составляет 0,5 %. Привлечение иностранных инвестиций, в особенности в крупные промышленные проекты, будет, несомненно, усиливать роль финансового сектора. Учитывая расположение и потенциал региона, становится очевидной необходимость развития финансовой инфраструктуры. Поэтому создание свободного порта во Владивостоке является одним из механизмов развития финансового сектора региона. Закон «О свободном порте Владивостока» направлен на расширение трансграничной торговли, развитие транспортной инфраструктуры и включение Приморского края в глобальные транспортные маршруты, а также на привлечение инвестиций, создание сети логистических центров с особыми условиями транспортировки, хранения и частичной переработки грузов, на организацию несырьевых экспортоориентированных производств и увеличение производств с высокой добавленной стоимостью. [1] В свободном порту Владивосток установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. На практике реализация механизма свободного порта во Владивостоке означает следующее:
‒ предоставление серьезных льгот для инвесторов, которые будут реализовывать проекты в рамках свободного порта. В частности, введение единого налога в пределах всего 3–10 %;
‒ предоставление возможности бестаможенного хранения грузов, льготы для операторов порта;
‒ снижение стоимости судозаходов;
‒ введение облегченного порядка получения виз для иностранцев на срок до восьми дней. Эта мера, с одной стороны, будет способствовать росту туристического потока, с другой, приведет к увеличению интереса иностранных инвесторов к региону.
В России на настоящий момент не существует территорий, где действовал бы режим «свободного порта» в классическом понимании. В мире же эта практика достаточно распространена. Механизм «свободный порт» особенно популярен в Китае. В частности, Шеньчжень всего за 20 лет благодаря этому режиму из рыбацкой деревушки превратился в мегаполис с населением примерно 15 миллионов человек. Гонконг и Сингапур также стремительно развились благодаря схожим законодательным инициативам.
По оценке разработчиков законопроекта, в результате его принятия и реализации ожидается достижение следующих социально-экономических эффектов:
‒ валовый региональный продукт Приморского края с учётом создания свободного порта Владивосток составит к 2021 году 1106 млрд рублей (рост в 1,7 раза к 2015 году), к 2025 году — 1402,1 млрд рублей (рост в 2,2 раза к 2015 году), к 2034 году — 2157,7 млрд рублей (рост в 3,4 раза к 2015 году);
‒ прирост ВРП Приморского края при условии реализации проекта по созданию свободного порта Владивосток: 470,1 млрд рублей — к 2021 году, 766,2 млрд рублей — к 2025 году, 1521,8 млрд рублей — к 2034 году;
‒ количество вновь созданных рабочих мест: 84,7 тыс. человек — к 2021 году, 108 тыс. человек — к 2025 году, 468,5 тыс. человек — к 2034 году;
‒ прирост ВРП ДФО к 2025 году при условии реализации проекта по созданию свободного порта Владивосток может составить 1970 млрд рублей (до 34 %). [4]
Меры господдержки, предусмотренные законом «О свободном порте Владивосток», такие как предоставление льгот по налогу на прибыль, специальный налоговый режим, свободная таможенная зона будут способствовать увеличению денежных средств предприятия из-за существенного сокращения налоговой нагрузки. Следовательно, предприятие сможет сократить потребность в кредитных ресурсах, тем самым увеличивая объем прибыли.
Таким образом, можно сделать вывод, что создание свободного порта во Владивостоке, во-первых, позволит создать эффективный механизм привлечения иностранных инвестиций, во-вторых, будет способствовать развитию современной финансовой инфраструктуры с целью достижения мультипликативного эффекта роста ВРП.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»
- Интервью с начальником Дальневосточного ГУ Банка России Олегом Киселевым. // http://old.primamedia.ru/news/economics/05.03.2015/424605/vibor-vladivostoka-finansovim-tsentrom-dalnego-vostoka-zakonomeren-oleg-kisele.html. URL: (дата обращения: 26.03.2016)
- Интервью с председателем комитета Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по финансовым рынкам и кредитным организациям Алексеем Люковым. // https://www.chelinvest.ru/about/press/2014/14–06.html. URL: (дата обращения: 26.03.2016).
- Свободный порт Владивосток. // http://www.forumvostok.ru/mesto-provedeniya/o-svobodnom-porte.htmlURL: (дата обращения: 20.03.2016)
- Ассоциация факторинговых компаний. Аналитика. // http://asfact.ru/faktoring-v-segmente-msb-po-itogam-2015-goda/URL: (дата обращения: 15.03.2016)