Режим порто-франко: исторический опыт и современные перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 05.06.2016

Статья просмотрена: 1853 раза

Библиографическое описание:

Гудков, К. А. Режим порто-франко: исторический опыт и современные перспективы / К. А. Гудков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 687-688. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31186/ (дата обращения: 22.12.2024).



Разберемся в том откуда пошел термин порто-франко. Как известно, данное явление имеет итальянские корни и несет понятия Приморской Гавани, которая обладает беспошлинной торговлей и не обременённым налоговым режимом.

На сегодняшний день термин порто-франко чаще всего определяет территорию, внутри которой могут располагаться объекты либо производственной, либо социальной инфраструктуры и действуют другие, оговорённые соответствующими соглашениями и государственными нормативными актами особенности экономического регулирования.

Понятие системы порто-франко прежде всего обеспечивала для Владивостока возможность ввоза заграничных товаров, назначения как промышленного так и сельскохозяйственного для того чтобы использовать на местных рынках [3, с.3].

Также данные товары использовались для провоза по местным путям сообщения. Режим порто-франко принес положительный результат для развития территории. Не стоит забывать и о том, что такой режим позволил российскому Дальнему Востоку с точки зрения продуктивности обрести развития как экономических, так и торговых отношений. Опять же режим порто-франко уже действовал на российской территории в пределах 5 городов и отразил своё существование весьма положительным результатом [1, с.60].

Справедливости ради нужно сказать, что создание «сети» порто-франко на российском Дальнем Востоке началось 27 августа 1828 года, когда Сенатским указом о разрешении на Камчатке заграничной торговли был установлен режим порто-франко на Камчатке.

В соответствии с таким документом на 10 лет было разрешено беспошлинно ввозить на Камчатку иностранные товары (кроме чая, рома, водки и других крепких напитков), а также беспошлинно вывозить российские товары.

1 ноября 1856 года и 4 ноября 1857 года была разрешена беспошлинная иностранная торговля в портах Приамурского края, на устьях Амура и вверх по реке. 22 декабря 1860 года режим свободной торговли иностранными товарами был распространен и на все порты Приморской области Восточной Сибири «для упрочнения поселений по Уссури, для большего обеспечения потребностей жителей Охотска и Петропавловска» [4, с.28].

Этот режим привлекал как зарубежный товар, так и иностранные инвестиции. Согласно исторической справке только за период с 1883 года по 1899 год объем грузооборота Владивостока увеличился с 47,8 тыс. т. до 333,3 тыс. т., или почти в 7 раз.

Современники отмечали, что во Владивостоке «всякая вообще американская вещь стоит втрое дешевле, чем в Америке». Именно тогда Приамурье стало эффективным сельскохозяйственным регионом, чему немало способствовал режим порто-франко.

Увеличились темпы освоения региона и снабжения российской армии, в особенности, военно-морского флота. К тому же Россия утвердилась в дальневосточном регионе. Благодаря режиму порто-франко экономика региона была создана с нуля: до этого, по сути, не было ни рынка, ни капитала, ни рабочий силы.

Одной из главных особенностей дальневосточного порто-франко было распространение режима беспошлинной торговли на огромную территорию Восточной Сибири. Административно вошедшее в 60-е годы XIX в. в состав Российской империи, Приамурье многие десятилетия существовало вне ее таможенной границы, которая вплоть до 1900 г. проходила в районе оз. Байкал. Именно здесь была устроена так называемая таможенная линия, обозначившая на долгие годы самую восточную таможенную черту России [2, с.90].

На сегодняшний день задача обновленного порта — привлечь к себе максимальное количество поставщиков и инвесторов, в том числе из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Для этого здесь создадут такие условия для предпринимателей, чтобы Владивосток смог легко конкурировать с зарубежными портами.

Налоговый режим будет не только самым льготным в стране, но и вполне сопоставим с режимами наших соседей по АТР. На десять лет бизнесу разрешат платить по сниженным тарифам страховые взносы в социальные фонды — в пределах 7,6 процента. Сейчас это 30 процентов.

Будет значительно сокращено время проведения контрольных проверок, сроки получения необходимых документов для строительства. Всего за десять дней компании смогут вернуть себе налог на добавленную стоимость.

Каждую позицию тщательно обсуждали. В Минвостокразвития рассказали, что в разработку пакета законов по порту было вовлечено более 700 экспертов.

Именно благодаря этим консультациям решили ввести особые ставки по налогу на прибыль: 0 процентов по части налога, которая зачисляется в федеральный бюджет, и не более 5 процентов для региональной казны. Эти ставки будут применяться в течение пяти лет.

Предусмотрено также освобождение от налогов на имущество и землю, беспошлинный и безналоговый ввоз и вывоз иностранных товаров, а также их хранение на территории первого Свободного порта.

Управляющую компанию Владивостока определит правительство. По мнению министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, очень важно, что закон дает дополнительную защиту резидентам Свободного порта Владивосток. Управляющая компания, например, получила право представлять и защищать интересы обратившихся к ней резидентов в суде, предъявлять иски по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, о защите прав и законных интересов неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидентов [4, с.35].

Учитывая современные тенденции в создании и развитии СЭЗ, находящихся на территории большинства стран мира, было бы, на наш взгляд, правильным дополнить действующую классификацию СЭЗ мононациональными интеграционными СЭЗ, расположенными на территории одного государства и действующими по его законам, а также и международными СЭЗ, охватывающие территорию группы государств и действующие по общим для них правилам с целью совместной деятельности, освоения и использования имеющихся ресурсов и (общей) инфраструктуры.

Закрытая в XX в. императорская «дверь» порто-франко во Владивостоке может быть открыта новой демократической Россией как «президентская дверь» в новый XXI век — век Азии, век Арктики, век Океана, век России.

Литература:

  1. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика / А. Б. Паскачев, Ф. К. Садыгбв, В. И. Мишин, Р. А. Саакян и др.; под ред. Ф. К. Садыгова. — М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2014. — 232 с.
  2. Матрусов, Н. Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России: Монография /Н. Д. Матрусов. — М.: Наука, 2015. — 221 с. 17.
  3. Айвазов А. А. Методические подходы к оценке бюджетно-налогового потенциала региона/ А. А. Ийвазов // Аудит и финансовый анализ. — 2012. –Вып. 4. — С. 1–3.
  4. Дадашев, А. З. Тенденции и факторы инвестиционной активности: региональный аспект / А. 3. Дадашев, А. Б. Басе// Научно-практический и аналитический журнал «Региональная экономика: теория и практика».- 2012. — № 9.-С. 28–36.
Основные термины (генерируются автоматически): Владивосток, режим порто-франко, Камчатка, Россия, беспошлинная торговля, Восточная Сибирь, положительный результат, российский Дальний Восток, Свободный порт, термин порто-франко.


Задать вопрос