Ключевые слова: свободный порт Владивосток, инфраструктура, экономика,, привлечение инвестиций, институт развития
Анализируя понятие институт развития экономики, приходим к выводу, что определить границы данного термина. Первоначально рассматриваемые в качестве поддержки науки и инноваций, институты развития обрели новый статус включая в себя созданные особые экономические зоны.
С момента принятия Федерального закона «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 N212-ФЗ к региональным институтам развития можно отнести Свободный порт Владивосток. К данному выводу приходим исходя из целей создания режима:
1) обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, органов местного самоуправления, общественности, предпринимателей и инвесторов в целях развития свободного порта Владивосток;
2) использование географических и экономических преимуществ Приморского края как восточных морских ворот Российской Федерации для интеграции в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона;
3) развитие международной торговли с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона;
4) создание и развитие производств, основанных на применении современных технологий и ориентированных на выпуск в свободном порту Владивосток конкурентоспособной в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона продукции;
5) ускорение социально-экономического развития территории свободного порта Владивосток и повышение уровня жизни населения, проживающего на территории Дальнего Востока [1].
Цели, ФЗ «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 N212-ФЗ полностью соответствуют основным направления функционирования институтов развития, провозглашенных Минэкономразвития России, среди которых сферы, являющиеся ключевыми с точки зрения реализации государственной социально-экономической политики:
‒ развитие экономической и социальной инфраструктуры;
‒ развитие инновационной сферы;
‒ содействие развитию внешнеэкономической деятельности;
‒ поддержка малого и среднего бизнеса;
‒ устранение региональных дисбалансов в развитии (поддержка проектов в сфере транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения) [2]
Можем предположить, что формирование институтов развития экономики — это своего рода катализатор для привлечения инвестиций в бизнес. Инвестиции направляются на формирование инфраструктуры, обеспечение финансовыми и информационными ресурсами.
Инвестиционная успешность Дальнего Востока на фоне других федеральных округов во многом объясняется активным продвижением в регионе институтов развития и инструментов поддержки инвесторов[2].
Свободный порт Владивосток включает в себя 16 муниципальных районов Приморского края, Петропавловск- Камчатского городского округа Камчатского края, Ванинского муниципального района Хабаровского края, Корсаковского городского округа, Углегорского городского округа Сахалинской области, городского округа Певек Чукотского автономного округа.
На 06.04.2018 г зарегистрировано 615 компаний- резидентов, по сравнению с 116 компаниями в 2016 г. и показателем 432 резидентов в 2017г. В целом можно говорить о росте числа компаний в 5 раз. Количество рабочих мест за период 2016- 2017г. возросло на 14294 места до 35 900, характеризуя среднюю численность предприятий резидентов до 30 человек.
Основываясь на растущем интересе со стороны представителей бизнеса институтом развития экономики, Свободным портом Владивосток, успешно и эффективно осуществляется деятельность по реализации государственной политики, что позволяет ускоренными темпами осуществлять развитие критичных с точки зрения модернизации отраслей и секторов экономики, а также вовлекать в этот процесс частных инвесторов, предоставляющих не только капитал, но и необходимые компетенции.
Иными словами, Свободный порт Владивосток является базой для привлечения дополнительных инвестиций, разработки и реализации новых экономических проектов, развития новых производств. Финансовая нагрузка по созданию портовой инфраструктуры будет распределяться между бюджетными и внебюджетными источниками с применением механизмов государственно-частного партнерства. Такой механизм выгодно отличает свободный порт от других проектов, профинансированных, главным образом, федеральным бюджетом, так как позволяет смягчить, оптимизировать финансовую нагрузку и эффективнее контролировать целевое использование выделяемых средств [3].
Срок, обозначенный на существование Свободного порта Владивосток, составляет 70 лет. За это время открываются перспективы надежного закрепления позиций Свободного порта Владивосток как института развития экономики Дальнего Востока.
Литература:
- О свободном порте Владивосток: федер. закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ // Российская газета. 2015. № 6724. 15 июл
- Ворожбит О. Ю., Корнейко О. В. Перспективы развития рыбохозяйственной деятельности Приморья в условиях свободного порта Владивостока. М., 2015. 180 с.;
- Деятельность институтов развития URL://http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/instdev/institute/ (дата обращения 15.04.2018)
- Красова Е. В. Ма Инсинь Свободный порт Владивосток: условия развития, перспективы, риски. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.
- Скрипова Д.В Перспективы развития свободного порта Владивосток в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Молодой ученый № 7 (193) февраль 2018 г.