Новый этап в развитии железнодорожного транспорта. Новый взгляд на обеспечение пожарной безопасности пассажиров.
Ключевые слова: развитие, логистика, безопасность, концепция, скорость, Россия, Китай, Казахстан, строительство, проект, огонь.
A new stage in the development of railway transport. A new look at ensuring fire safety of passengers.
Keywords: development, logistics, security, concept, speed, Russia, China, Kazakhstan, construction, project, fire.
В настоящее время в России и во всем мире с огромной скоростью идет развитие железнодорожного транспорта. Приоритет приходится на развитие сети высокоскоростных магистралей (ВСМ) со скоростью движения составов до 400 км/ч
Пилотным проектом высокоскоростной железнодорожной магистрали в России является строительство ВСМ по маршруту Москва — Пекин протяжённостью 7000 км, из которых 3200 км от Пекина по территории Китая уже построено.
«На сегодняшний день одним из самых мощных промышленных центров стали государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Сейчас грузопоток с Востока на Запад является основой мировой логистики, особенно в области перевозки контейнеров. Появление ВСМ Москва — Пекин кардинально изменит мировую логистику и мировую экономическую географию. Сегодня контейнер плывет из Азии в Европу месяц морем — высокоскоростная железная дорога сможет его доставить за несколько дней» — рассказал нам первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин.
Первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин
Строительство будет проходить поэтапно.
Первым этапом строительства является ВСМ по маршруту Москва — Казань с продлением на Екатеринбург. Вторым этапом будет строительство магистрали Екатеринбург — Челябинск, Третьим этапом Челябинск — Астана — Пекин.
В рамках данного проекта в 2016 году начато также проектирование ВСМ Екатеринбург — Челябинск, проект которого утверждён в 2018 году председателем Правительства РФ.
В связи с реализацией проекта ВСМ будет проходить совершенствование и самого подвижного состава и инфраструктуры в районе железнодорожных станций.
В настоящий момент, согласно Концепции развития ВСМ Москва — Казань транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) являются уникальными объектами, не имеющими аналогов в стране. До сегодняшнего дня не было зданий и сооружений выполненных в подобной уникальной стилистике, потому как не было подобного вида транспорта в нашей стране.
Первый этап проектирования высокоскоростной магистрали
При проектировании ТПУ во главу угла поставлена задача максимального обеспечения комфорта для пассажиров ВСМ, включая и пассажиров с ограниченными возможностями. Система безопасности, залы ожидания, VIP-зоны, кассы, эскалаторы, лифты, комплексы попутного обслуживания — все направлено на современное эффективное обслуживание клиента, на его благо и безопасность. В проекте выполнены проработки по обслуживанию пассажиров с целью оптимизации перевозочного процесса и объединения различных функций. За последние несколько лет функции ТПУ значительно расширились и давно вышли за рамки их основного назначения — обеспечения перевозки пассажиров. Проектами предусмотрены большие по площади бизнес-центры, торговые зоны, гостиницы, включающие офисные и развлекательные площади, а также помещения для проведения различных общественных мероприятий (выставок, презентаций, др.).
Проектируемые транспортно-пересадочные узлы с уникальной архитектурой создают образы современных многофункциональных центров, формирующих безопасную среду, обеспечивающую комфортное, быстрое и эффективное перемещение пассажирских потоков между различными видами транспорта. Проектируемые объекты станут центрами развития общей инфраструктуры районов притяжения ВСМ. Помимо основного- базового вида транспорта — скоростной железной дороги в зависимости от местоположения объекта в состав ТПУ входят и другие виды общественного транспорта — автобусы, такси, самолеты. В соответствии с расчетом в ТПУ входят открытые и закрытые парковки, как для личного, так и общественного транспорта.
Данный проект строительства ВСМ в России будет представлять интерес не только для крупных инвесторов, но и будет подспорьем малому и среднему предпринимательству. Так же строительство ВСМ будет толчком для изменения нормативной базы в сфере обеспечения пожарной безопасности ТПУ.
Также хотелось бы обратить внимание на пожарную безопасность новых ТПУ. Возникновение пожара на железнодорожном транспорте приводит к разрушению транспортных коммуникаций, наносит непоправимый урон грузам, может привести к травмированию и гибели пассажиров и работников железнодорожного транспорта. Организацию производства, обеспечивающего пожарную защиту железных дорог, осуществляет «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ России).
Для железнодорожного транспорта опасность, связанная с пожарами, заключается в следующих обстоятельствах:
‒ на железнодорожных объектах сосредоточено большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, чье воздействие в случае аварии или пожара наносит косвенный ущерб, превышающий убытки от самого пожара;
‒ пожары могут возникать не только в зданиях, но и в движущихся поездах (в вагонах и локомотивах), находящихся как на станциях, так и на перегонах, для тушения которых использовать пожарный автомобильный транспорт не всегда представляется возможным;
‒ по сети железных дорог перевозятся разнообразные грузы, которые могут самовозгораться при нарушении нормативного давления или температурного режима, что нарушает работу дороги, например, взрыв одной цистерны полностью парализует транспортный конвейер станции.
Основными силами по ликвидации пожаров на железнодорожном транспорте остаются подразделения пожарных поездов, которые представляют собой подразделения ФГП ВО ЖДТ России и располагаются на крупных сортировочных и узловых станциях. В некоторых случаях для организации тушения пожаров привлекаются городские или районные пожарно-спасательные части. Статистический анализ пожаров на Свердловской железной дороге показывает, что подразделения пожарных поездов прибывают на тушение за длительный период времени, когда очаг пожара уже слишком большой или материальные ценности невосполнимы. В некоторых случаях подразделения пожарных поездов служат единственным средством пожарной защиты, так как пожарные автомобили не имеют возможности подъехать к очагу возгорания. Таким образом, моделирование управления и оптимизация структуры организации работы пожарных подразделений железнодорожного транспорта, введение новых установок обнаружения пожара, пожаротушения, новых методов тушения, является актуальной задачей на сегодняшний день.