В настоящее время высокоскоростные железные дороги обеспечивают не только высокую скорость передвижения, но и более высокий уровень надежности и безопасности, комфорта, экономичности. Новейшие поезда, построенные на основе инновационных технологий, развивают скорость в 300–350 км/ч, успешно конкурируют со всеми видами транспорта.
Высокоскоростной наземный транспорт в современном понятии — это железнодорожный транспорт, обеспечивающий движение поездов со скоростью более 200 км/ч. Его движение осуществляется либо колесным подвижным составом по рельсовому пути. Либо бесконтактным способом, когда для тяги и торможения применяется линейный электрический привод, а для создания условий движения — магнитный подвес, так называемый левитирующий транспорт [1].
Китай, Япония, Германия, вот страны которые наиболее преуспели в создании и использовании скоростного ж/д транспорта.
Скоростной железнодорожный транспорт в 2010 году отпраздновал 50-летие. Первой в гонку скоростей вступила Япония, которая еще в начале 1960-х гг. открыла магистраль «Синкансэн» со средней скоростью 210 км/ч. Европа приняла вызов. Пионером стала Франция, правительство которой выделило деньги на разработку и строительство составов TGV (train a grande vitesse). Испытывались разные типы поездов, даже с газотурбинными двигателями. Остановиться решили все же на электротяге. В 1981-м первый оранжевый поезд с обтекаемой «самолетной» кабиной вышел на трассу Париж-Лион. Рекорд TGV 1981 г., 380 км/ч, был с тех пор не единожды бит, в том числе и самой TGV: сегодня он составляет 575 км/ч. Дело, впрочем, не в рекордах. Перевооружаться европейские железные дороги заставила конкуренция с авиакомпаниями-дискаунтерами и автомобилями. Скорость помогала противостоять натиску и даже отвоевывать территорию: после того как в 1994 г. открылась линия Париж-Лондон через туннель под Ла-Маншем, количество ежедневных авиарейсов между столицами Франции и Великобритании сократилось с 30 до 5. [2]
Лидером по протяжённости скоростных магистралей, и самой быстро развивающийся в этом направлении страной сейчас является Китай. К 2012 году, как ожидается, общая протяженность высокоскоростных железных дорог Китая превысит 13 000 км, а к 2020 году будет более 16 тыс. км. [3]
К сожалению, Россия имеет лишь несколько скоростных железных дорог, и при этом технические характеристики меньше китайских аналогов (общая вместимость одного состава в России 604 человека в Китае 1060,максимальная скорость в России 250 км/ч в Китае 394 км/ч), а себе стоимость, как поездов, так и инфраструктуры намного выше (средняя стоимость поезда 34,5 млн. Евро, одного вагона в среднем 3,45 млн. евро в России, против средняя стоимость поезда 7,5 млн. Евро, одного вагона в среднем 0,47 млн.евро). Так же все высокоскоростные поезда Россия закупает за рубежом.
Хотя в соответствии со «Стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г». [4], утвержденной Правительством РФ в 2008 году, предусматривается комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог, модернизации и введению новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог. Отсутствие надёжного железнодорожного сообщения со многими регионами для столь протяженной страны, как России, является угрозой ее экономической безопасности. Поэтому актуальным является внедрение различных инновационных технологий по модернизации железнодорожного транспорта, особенно скоростного, к сожалению связанных с большими финансовыми вложениями.
Чтобы снизить финансовые издержки, а так же для развития скоростного железнодорожного транспорта в РФ следует разрабатывать и внедрять различные инновационные методы, способы и приборы по увеличению скорости и повышения надёжности железнодорожного транспорта.
Стоит отметить, что в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГУАС) проводиться исследования такие исследования проводятся уже довольно давно. Были разработаны новые виды железнодорожных шпал, анкерных устройства, крепежи, способы рихтовки и т. д. Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться в работах [5], [6], [7], [8]. Практически на все изобретения имеются патенты РФ, часть технологий успешно внедрены в производство и дают определённый экономический эффект. Более подробно о разработках ПГУАС связанных с скоростным железнодорожным транспортом будет рассмотрено в следующих статьях.
Литература:
1. Фадеева Г. Д., Паршина К. С. Скоростной железнодорожный транспорт сегодня //Materiály IX mezinárodní vědecko — praktická konference «Efektivní nástroje moderních věd — 2013». — Díl 42.
2. http://www.rb.ru/inform/93597.html
3. http://www.rosbalt.ru/business/2010/07/31/758358.html
4. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)"
5. Фадеева Г. Д. Железнодорожные шпалы: настоящее и будущее [Текст] / Г. Д. Фадеева, К. С. Паршина, Е. В. Родина // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 161–163.
6. Нежданов К. К., Гарькин И. Н. Об увеличении надёжности и скорости движения железнодорожных составов// Современные проблемы транспортного комплекса России: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А. Н. Рахмангулова. Магнитогорск: ГОУВПО «МГТУ», 2011-С.169–177
7. Нежданов К. К., Кузьмишкин А.А, Гарькин И. Н. Шпала повышенной долговечности для скоростного рельсового пути// Отраслевые аспекты технических наук № 3 (Март) 2012,С.4–5
8. Нежданов К. К., Гарькин И. Н., Мягков Д. А. Способ автоматической рихтовки рельсового пути и повышения долговечности шпал // Современные проблемы совершенствования работы железнодорожного транспорта: межвуз. сб.науч. трудов.-М.:МИИТ,2011.- 207с.,С.82–84.