Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

История железной дороги столицы Сибири

Научный руководитель
История
12.02.2016
2294
Поделиться
Библиографическое описание
Калошин, М. С. История железной дороги столицы Сибири / М. С. Калошин, А. А. Павлова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/272/.

 

Каждый человек любит свой родной край.

Современный человек всегда интересуется историей города или села где он живет. Я живу в городе Новосибирске и мне интересно, как образовался и развивался город.

Железные дороги России как основной вид дорог имеет богатую историю, которую интересно изучать.

Цель исследования: изучить историю строительства железной дороги и как это повлияло на образование города Новосибирска.

План исследования:

  1.                Найти в литературе интересные исторические сведения о Западно-Сибирской железной дороге:

— Когда было открыто первое движение поездов?

— Какую роль сыграл железнодорожный транспорт (Западно-Сибирская железная дорога) в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией?

— Как архитектура города связана с железной дорогой?

  1.                Изучить, когда на месте временных поселков железнодорожников образовалась будущая столица Сибири.
  2.                Изучить, с чем связано первое название города Новосибирска.

СтроительТранссибирской магистрали, инженер и писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский про железные дороги писал: «Нам железные дороги необходимы как воздух, как вода…».

На уроке по предмету «Окружающий мир» ещё в 1 классе я узнал, что город Новосибирск — это столица Сибири, что он образован в 1893 году как посёлок строителей — железнодорожников.

В настоящее время Новосибирск, является третьим по величине городом России. Необходимо отметить, что появился Новосибирск в конце XIX века под названием Новая Деревня, позднее — посёлок Александровский, потом — город Новониколаевск, а в 1926 году — город Новосибирск.

Железная дорогаоткрыла Сибирь для распространения паровых машин в промышленности и на транспорте, возникновения банков.

Рис. 1. Крестьянский посёлок Гусевка

 

Интересный факт: до начала строительства железной дороги на правом берегу реки Обь был густой сосновый бор и располагался небольшой крестьянский посёлок Гусевка Кривощековской волости Томского уезда.

Западно-Сибирскаяжелезная дорогастроилась как один из участков Великого Сибирского пути. Строительства Транссибирской железной дороги началось по указу Александра III в 1891 году — самой большой железной дороги в мире, давшей развитие сибирским городам. [3] Проект Транссибирской магистрали к концу 1881 года был готов полностью.

Первый поезд пришел в город Омск в октябре 1894 года. Спустя год в октябре 1895 года было открыто временное движение между Омском и Кривощеково. А еще через год — в октябре 1896 года — Западно-Сибирская железная дорога стала эксплуатироваться постоянно.

Интересный факт: Железная дорогаи железнодорожный мост через реку Обь, а также станция Обь — стали основой для строительства города.

В 1897 году открывается движение поездов через станцию Обь. На месте временных поселков железнодорожников развивается будущий город. [1,3]

Рис. 2. Железнодорожный мост через реку Обь

 

Интересный факт: Название поселка — Новониколаевск, было утверждено в честь императора Николая II.

Интересный факт: Памятник Александру III, отцу последнего Российского Императора Николая II, установили в Новосибирске в парке «Городское начало», который располагается на набережной Оби на месте старого железнодорожного моста.

В 1903 году поселок возводится в степень города. В 1909 году Новониколаевск получает все права Российского города. Через 10 лет в 1913 году Новониколаевск стал одним из первых городов империи, где было введено всеобщее начальное образование. [1]

Нельзя не отметить, что железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в победе Советского Союза над фашистской Германией. Западно-Сибирская железная дорога с первых дней войны обеспечивала быструю и без задержек доставку к фронтуогромного количества войск, боевой техники, вооружения. [2]

Незадолго до войны на Томской железной дороге возникло «лунинское движение», которое так называлось в честь Николая Александровича Лунина. [2] Николай Александрович предложил ремонтировать паровоз не в депо, а самим машинистом и помощником машиниста. В годы войны самостоятельный ремонт помогал экономить.

Интересный факт: Особая страница военной истории Западно-Сибирской — строительство бронепоездов. В августе 1941 года работа началась, а в апреле 1942 года первый бронепоезд «Лунинец» был отправлен на фронт. Первый бой экипаж принял на участке Касторная — Елец в июле 1942 года. [2]

Затем построили бронепоезда «Железнодорожник Кузбасса» и «Советская Сибирь». Их экипажи совершили 1500 огневых налетов на позиции врага, уничтожили 79 танков, 120 автомобилей, до 6000 солдат и офицеров противника. [2,3]

Архитектура города также связана с железной дорогой. Строительство в городе таких зданий как Новосибирский вокзал, Управление Западно-Сибирской железной дороги, Дом культуры железнодорожников, Детская железная дорога в Заельцовском парке и других. В черте города находится 14 железнодорожных станций, которые выполняют работу с пассажирами. [4]

Интересный факт: Железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный», один из самых крупных в стране, является архитектурной достопримечательностью города. Согласно архитектурному замыслу, его здание напоминает форму старинного паровоза.

Рис. 3. Вокзал Новосибирск-Главный

 

В настоящее время город Новосибирск — крупнейший транспортный узел Сибири.

История железной дороги столицы Сибири меня заинтересовала, потому, что:

  1.                История учит не быть равнодушным к прошлому;
  2.                История учит быть любознательным;
  3.                Знание истории своего города, помогает понять его настоящее и будущее;
  4.                Интерес к истории также может помочь выбрать будущую профессию.

 

Литература:

 

  1.                Горюшкин Л. М., Бочанов Г. А. Так начинался Новосибирск. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983. — 176 с.
  2.                Железнодорожники в Великой Отечественной Войне 1941–1945 / под редакцией министра путей сообщения СССР Конарева Н. С. — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php/81552/Konarev__Zheleznodorozhniki_v_Velikoii_ Otechestvennoii_voiine_1941_-1945.html
  3.                История железнодорожного транспорта России. Том 1. (1836–1917) — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://wiki.nashtransport.ru/wiki/История_ железнодорожного_транспорта_Росии_Том1.
  4.                Краткий очерк истории Новосибирской области: Библиотека Сибирского краеведения — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bsk.nios.ru/content/kratkiy-ocherk-istorii-novosibirskoy-oblasti
  5.                Цыплаков И. Краткая историческая энциклопедия Новосибирска. — Новосибирск: Издательский Дом «Горница», 1997. — 280 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный