Пути совершенствования управления железнодорожными перевозками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 09.01.2018

Статья просмотрена: 3336 раз

Библиографическое описание:

Семина, А. Ю. Пути совершенствования управления железнодорожными перевозками / А. Ю. Семина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47706/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрено современные проблемы управления железнодорожными перевозками. Сформулировано содержание таких направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками как календарное планирование формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению, межрегиональная интеграция грузовых компаний-операторов, расширение сети логистических центров, развитие сети скоростных железнодорожных магистралей, дальнейшее расширение уровня автоматизации.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, железнодорожные перевозки, конкуренция, рынок транспортных услуг, логистические центры.

Железнодорожные перевозки традиционно занимают важное место в хозяйственном обороте многих компаний, в том числе сырьевых, обрабатывающих производство, торговой сферы и т. п. Управление железнодорожными перевозками направлено на повышение качества оказываемых услуг, в том числе по срокам грузоперевозок, хранению грузов, обеспечению их сохранности. Реформирование управления железнодорожными перевозками проводится практически на постоянной основе, что обусловлено низким уровнем технологического развития данной отрасли, отставания в уровне информатизации и автоматизации процессов и т. д.

Перевозки железнодорожным транспортом постоянно конкурируют с другими видами грузоперевозок, в том числе по стоимости для грузоотправителя, срокам доставки и т. д. Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом в количественном выражении в динамике, а также удельный вес железнодорожных перевозок в общем объеме перевозок представлены в таблице 1.

Таблица 1

Перевозки грузов железнодорожным транспортом, млн. тонн [9]

Показатели

1992

2000

2005

2010

2012

2013

2014

2015

2016

Транспорт — всего, в т. ч.:

15737

7907

9167

7749

8519

8264

8006

7582

7597

железнодорожный

1640

1047

1273

1312

1421

1381

1375

1329

1227

Темпы роста, %

-

63,8

121,6

103,1

108,3

97,2

99,6

96,7

92,3

Уд.вес, %

10,42

13,24

13,89

16,93

16,68

16,71

17,17

17,53

16,15

Как показывают данные таблицы 1, объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом ежегодно падают, начиная с 2013 года, при этом удельный вес данного вида перевозок в общем объеме перевозок грузов всеми видами транспорта колеблется на уровне 16–17 %. В целях повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок и роста удельного веса в структуре транспортного обслуживания необходимо постоянно оптимизировать управление железнодорожными перевозками [2].

Основными недостатками железнодорожных перевозок в Российской Федерации являются:

  1. низкий уровень качества железнодорожных путей во многих регионах, через которые проходят основные транспортные пути грузоперевозок;
  2. морально устаревший подвижный состав, высокая степень износа;
  3. недостаточный уровень информатизации и технического обеспечения транспортных компаний участников рынка, увеличивающий время перевозки грузов;
  4. недостаточно высокий уровень развития транспортной логистики, низкое число мультимодальных транспортно-логистических центров и др.

Основные поиски направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками сосредоточены в области собственно процесса поставки грузов от пункта погрузки до конечных пунктов выгрузки. В качестве примера можно рассмотреть следующие оптимизационные модели:

  1. Календарное планирование формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению.

Работы в отношении оптимизации транспортно-логистических схем доставки грузов железнодорожным транспортом ведутся постоянно, в том числе с привлечением автоматизированных систем управления, применяемых как в целом на всем транспортно-логистическом комплексе, так и в рамках территориальных подразделений, отдельных участников и т. д. Основным проблемным участком в процессе управления железнодорожными перевозками является формирование грузопотоков и организация погрузки грузов по назначению.

В целях совершенствования управления на данном этапе процесса управления железнодорожными перевозками С. В. Богданович в своей статье предлагает создание единого центра управления в целях координации «технологического процесса взаимодействия диспетчеров заводов-производителей, грузоотправителей, грузополучателей и транспортных диспетчеров (железнодорожных и автотранспортных)» на основе методов календарного планирования [1].

  1. Межрегиональная интеграция грузовых компаний-операторов.

Данное направление совершенствования управления железнодорожными перевозками основано на централизации управления «приватным парком грузовых вагонов» методами технологического аутсорсинга [6].

Разобщенность данной категории участников системы управления железнодорожными перевозками приводит к значительным финансовым потерям из-за роста объемов порожнего пробега вагонов приватного парка. Межрегиональное взаимодействие позволит оптимизировать технологические и организационные процессы, повысить эффективность формирования грузопотоков и т. д.

  1. Расширение сети логистических центров, создаваемых на основе процессного подхода к управлению и планированию перевозок.

В условиях значительной протяженности железнодорожной сети в Российской Федерации повышается роль узловых центров инфраструктуры управления железнодорожными перевозками в виде логистических центров. Кроме того, в условиях введения международных санкций и значительного сокращения грузопотока со странами Европы происходит переориентация части транзитных потоков через таможенную территорию России в сторону Китая и других азиатских стран. В связи с этим растет значимость модернизации и совершенствования транспортно-логистической сети в Сибири и на Дальнем Востоке [4].

  1. Развитие сети скоростных железнодорожных магистралей.

Транссибирская магистраль является основным направлением грузоперевозок по направлению «Европа-Азия». Данный путь короче на несколько тысяч километров, чем аналогичные транспортные пути прочими видами транспорта, по территории других стран и т. д. Основным препятствием на пути реализации экономического потенциала данного участка таможенной территории является недостаточный уровень развития скоростных магистралей, которые получают все более широкое распространение в странах Азии [5].

В целях эффективного развития международных транспортных коридоров и роста транзитных перевозок потребуется модернизация имеющихся путей сообщения, что невозможно без эффективной системы частно-государственного партнерства. Для формирования же такой системы, в свою очередь, необходима нормативно-правовая регламентация, проектирование соглашений, правил и стандартов, эффективной информационной сети взаимодействия участников транспортного процесса и органов государственного управления.

  1. Дальнейшая автоматизация управления железнодорожными перевозками.

Уровень автоматизации всех процессов управления железнодорожными перевозками, начиная от формирования грузопотоков, организации грузоперевозки и заканчивая получения грузов конечным потребителем все еще является достаточно низким по сравнению с аналогами в странах ЕС, США, Китае и т. п. Во многом сложности такой работы по управлению железнодорожными перевозками обусловлены значительным масштабом железнодорожной сети и общим значительным объемом грузопотоков. Тем не менее, дальнейшее развитие автоматизации управления железнодорожными перевозками должно включать такие направления как:

– централизация информационных потоков по каждому этапу процесса перевозки с участием всех основных участников для обеспечения оперативности информации;

– разработка интегрированных в общую информационную систему специализированных информационных систем с учетом специфики отдельных подразделений, участвующих в процессе грузоперевозки;

– внедрение в общую автоматизированную систему управления модулей по прогнозу грузопотоков на краткосрочную и среднесрочную перспективу в целях оптимального календарного планирования формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению, а также для эффективного управления порожними вагонами приватного парка грузовых компаний-операторов.

Таким образом, система управления железнодорожными перевозками постоянно находится в процессе реформирования, но все еще имеет ряд серьезных проблем организационного и технологического характера. В целях совершенствования управления железнодорожными перевозками необходимо внедрение такого направления управления железнодорожными перевозками как календарное планирование формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению, развитие межрегиональной интеграции грузовых компаний-операторов в части вагонов приватного парка, расширение сети логистических центров, развитие сети скоростных железнодорожных магистралей, дальнейшее расширение уровня автоматизации.

Литература:

  1. Богданович С. В. Функциональные возможности программного комплекса по управлению поставками грузов // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2015. № 3 (33). С. 5–12.
  2. Жаков В. В. Возможности развития конкурентных преимуществ контейнерных перевозок на основе логистических центров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4–8. С. 47–49.
  3. Жаков В. В. Управление конкурентоспособностью контейнерных перевозок на основе применения инновационных транспортных технологий // American Scientific Journal. 2016. № 2–1 (2). С. 79–82.
  4. Некрасова О. И., Комарова В. В. Рынок грузовых перевозок на железнодорожном транспорте: вопросы развития и управления // В сборнике: актуальные вопросы проектного и процессного менеджмента Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием ученых транспортных вузов и представителей академической науки. Под редакцией С. Н. Третьяка. 2014. С. 200–205.
  5. Терешина Н. П., Жаков В. В. Управление конкурентоспособностью контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте на основе применения инновационных технологий // Sciences of Europe. 2016. № 6–1 (6). С. 42–45.
  6. Федорович В. О. Межрегиональная интеграция грузовых компаний-операторов: новые методы управления приватным вагонным парком // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 10 (433). С. 115–127.
  7. Ходоскина О. А., Ивуть Р. Б. Организационно-методические подходы к процессу управления расходами на железнодорожные пассажирские перевозки // Новости науки и технологий. 2017. № 2 (41). С. 43–50.
  8. Шатская И. И. Современные проблемы и направления совершенствования рынка грузоперевозок железнодорожным транспортом // Транспортное право и безопасность. 2016. № 12 (12). С. 17–26.
  9. Россия в цифрах, 2017: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
Основные термины (генерируются автоматически): перевозка, железнодорожный транспорт, организация погрузки грузов, календарное планирование формирования грузопотоков, межрегиональная интеграция, развитие сети, расширение сети, удельный вес, формирование грузопотоков, Российская Федерация.


Похожие статьи

Современное состояние, проблемы и перспективы развития интермодальных перевозок

В настоящее время интермодальные перевозки являются наиболее востребованным способом перевозки грузов по всему миру. В статье рассматривается особенности данного вида перевозок, его преимущества и недостатки с учетом влияния пандемии на транспортную ...

Проблемы развития логистики и основные направления совершенствования транспортной системы в России и Красноярском крае

В данной статье рассматриваются вопросы развития логистики в России, основные направления транспортной политики, рейтинг транспортно-логистических компаний в России, проблемы и пути совершенствования транспортной системы в Красноярском крае.

Оценка влияния логистики на повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок

В статье рассматривается, как с помощью логистических технологий железнодорожной организации и внедрения новых технологий повысить конкурентоспособность, прибыльность и эффективность работы железнодорожных перевозок.

Логистический анализ актуальных проблем железнодорожной отрасли России

В рамках статьи рассматриваются проблемы железнодорожной отрасли России, преимущества и ограничения железнодорожного транспорта, роль железнодорожного транспорта как системы инфраструктуры. Рассмотрены методы моделирования, позволяющие решать проблем...

Перспективы развития высокоскоростных пассажирских перевозок в международном сообщении

В статье рассмотрена сущность пассажирских перевозок, представлены основные характеристики видов транспорта, обоснована актуальность развития транспортной системы.

Интеграция мультимодальных технологий в системе пассажирских перевозок

Актуальность выбранной темы обусловлена спросом пассажиров на инновационное развитие систем пассажирских перевозок в России, охватывающих междугородние, межрегиональные транспортные потоки.

Применение логистической системы для улучшения функционирования информационных потоков

В данной статье рассматривается создание широкой и удобной сети пополнения транспортных карт, обслуживание карт на всех видах общественного муниципального транспорта. Описано составление схем информационных потоков внутри логистической системы предпр...

Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации

Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных инте...

Особенности взаимоотношений с клиентами в транспортно-логистической компании

В статье рассматриваются вопросы необходимости построения взаимоотношений с клиентами в транспортно-логистической компании в конкурентных условиях. Представлены основные аспекты, которые лежат в основе построения взаимоотношений с клиентами в транспо...

Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг

В России на сегодняшний день активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Сфера перевозок и хранения грузов имеет большие перспективы развития в огромной по масштабам России. С каждым годом транспортные сети продолжают расширяться и сов...

Похожие статьи

Современное состояние, проблемы и перспективы развития интермодальных перевозок

В настоящее время интермодальные перевозки являются наиболее востребованным способом перевозки грузов по всему миру. В статье рассматривается особенности данного вида перевозок, его преимущества и недостатки с учетом влияния пандемии на транспортную ...

Проблемы развития логистики и основные направления совершенствования транспортной системы в России и Красноярском крае

В данной статье рассматриваются вопросы развития логистики в России, основные направления транспортной политики, рейтинг транспортно-логистических компаний в России, проблемы и пути совершенствования транспортной системы в Красноярском крае.

Оценка влияния логистики на повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок

В статье рассматривается, как с помощью логистических технологий железнодорожной организации и внедрения новых технологий повысить конкурентоспособность, прибыльность и эффективность работы железнодорожных перевозок.

Логистический анализ актуальных проблем железнодорожной отрасли России

В рамках статьи рассматриваются проблемы железнодорожной отрасли России, преимущества и ограничения железнодорожного транспорта, роль железнодорожного транспорта как системы инфраструктуры. Рассмотрены методы моделирования, позволяющие решать проблем...

Перспективы развития высокоскоростных пассажирских перевозок в международном сообщении

В статье рассмотрена сущность пассажирских перевозок, представлены основные характеристики видов транспорта, обоснована актуальность развития транспортной системы.

Интеграция мультимодальных технологий в системе пассажирских перевозок

Актуальность выбранной темы обусловлена спросом пассажиров на инновационное развитие систем пассажирских перевозок в России, охватывающих междугородние, межрегиональные транспортные потоки.

Применение логистической системы для улучшения функционирования информационных потоков

В данной статье рассматривается создание широкой и удобной сети пополнения транспортных карт, обслуживание карт на всех видах общественного муниципального транспорта. Описано составление схем информационных потоков внутри логистической системы предпр...

Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации

Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных инте...

Особенности взаимоотношений с клиентами в транспортно-логистической компании

В статье рассматриваются вопросы необходимости построения взаимоотношений с клиентами в транспортно-логистической компании в конкурентных условиях. Представлены основные аспекты, которые лежат в основе построения взаимоотношений с клиентами в транспо...

Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг

В России на сегодняшний день активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Сфера перевозок и хранения грузов имеет большие перспективы развития в огромной по масштабам России. С каждым годом транспортные сети продолжают расширяться и сов...

Задать вопрос