Ключевые слова: международные грузоперевозки, экспорт, импорт, мультимодальные перевозки, мультимодальные транспортные коридоры, транспортная политика, курс нефти, ОАО «РЖД»
Международные перевозки- это неотъемлемая часть экономики любой страны.
Железнодорожные контейнерные перевозки — это неотъемлемая часть доставки груза на дальнее расстояния, включая организацию сложных цепочек мультимодальных перевозок без перегруза в контрольных пунктах передачи и доставка груза без повреждений.
Российские железные дороги занимают лидирующие позиции в мире наряду с магистралями Китая и США, также по объемам перевозок и протяженности железнодорожных линий. Они являются частью интегрированной железнодорожной сети с колеей 1520 мм. Важно отметить, что территории России проходят оптимальные маршруты, многие из которых являются частью международных транспортных коридоров.
Холдинг «РЖД» осуществляет перевозки грузов, багажа и грузобагажа железнодорожными транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, погрузочно-разгрузочную и транспортно-экспедиционную деятельность, сопровождение, охрану и хранение грузов.
- Погрузка грузов снизилась на 2,8 % по сравнению с 2012 годом и составила 1236,8 млн тонн.
- Грузооборота (без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии) снизился относительно уровня 2012 года на 1,2 % и составил 2196,2 млрд ткм.
- Объем погрузки экспортных грузов составил 402,4 млн тонн (32,5 от общего объема перегрузок). По сравнению с 2012 годом экспортная погрузка снизилась на 1,7 %
Рис.1. Место российских железных дорог среди ведущих мировых железнодорожных систем[1]
На сегодняшний день наибольшую популярность набирают контейнерные железнодорожные перевозки, которые в отличие от вагонных имеют ряд преимуществ, таких как: доставка контейнера до «дверей» получателя, отсутствие вероятности пропажи груза, а также оптимальная ценовая политика и сроки доставки. Наличие универсальных и специализированных контейнеров поможет перевезти груз любого типа и размера, включая скоропортящиеся продукты. А стабильная работа железнодорожных путей позволяет быть уверенными в оптимальных сроках доставки, независимо от погодных условий и прочих форс-мажорных обстоятельств.
В 2013 году грузооборот железнодорожного транспорта без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии снизился на 1,2 % и составил 2 196,2 млрд ткм. Отрицательная динамика в большей степени была обусловлена сокращением объемов во внутригосударственном сообщении (-2,2 %), чем в международном (-0,3 %). Структура грузооборота за год изменилась следующим образом: доля внутрироссийских перевозок снизилась с 44,2 % до 43,7 % за счет аналогичного роста международных перевозок (экспорт, импорт и транзит) до 56,3 %.
Общий грузооборот (с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии) в 2013 году вырос — на 1,1 % до 2 813,1 млрд ткм.
Рис.2. Грузооборот без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии, млрд ткм.
Рис. 3. Структура грузооборота без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии в %[2]
Как можно видеть из рисунка 2 доля внутренних услуг имеет практически одинаковые доли как в 2009, так и в 2013. Доля экспорта за последние 5 лет практически не изменилась, хотя относительно импорта и транзита произошло увеличение доли.
К современным проблемам международных перевозок, можно отменить проблему формирования цены.
На формирование цены грузоперевозок влияют несколько факторов, а именно: сроки перевозки, дальность, характер груза.
Рис. 4. Динамика грузооборота по видам транспорта в 2013 года, % к предыдущему году[3]
Рассмотрим рисунок 4 к 2013 году, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, грузооборот транспорта в России вырос на 0,5 по сравнению с 2012 годом составил 5083,4 млрд ткм. Увеличилась объемов перевозки грузов
Нужно отметить, что когда цены на нефть снижаются, то страдают все отрасли промышленности, которые связаны с нефтью.
В 2012 и 2013 гг. средняя цена на нефть была выше $100 за баррель, что способствовало росту акций железнодорожных операторов, так как перевозчики занимались транспортировкой нефти из районов, в которых нет доступа к трубопроводам, например, с месторождения Bakken.
Рис. 5. Котировки нефти[4]
Обзор рынка грузоперевозок открыл проблемы, свойственные этой отрасли:
- Транспортная система в целом и ряд ее ключевых сегментов, таких как инфраструктура железнодорожного транспорта и внутренних водных путей, автомобильные дороги недоивестирована в нужном объеме.
- Недостаточные объемы реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также низкие темпы пополнения и обновления парков подвижных средств, другой транспортной техники привели в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастная структура, степень износа и т. д.) и работоспособности.
- Нагрузка на железнодорожную инфраструктуру продолжает возрастать при отсутствии существенного улучшений уровня ее развития и технической вооруженности. При практически постоянной протяженности железнодорожной сети растет грузонапряженность на 1 км эксплуатационной длины железных дорог, которая превысила 24,9 млн. т-км/км (в среднем по сети), что существенно выше уровня нагрузки на железнодорожную инфраструктуру других стран. В результате протяженность проблемных в отношении пропускной способности «узких мест» составляет 7,6 тыс. км, или более 16 процентов протяженности основных железнодорожных направлений.
- До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающей все регионы России.
- Недостаточно развитая транспортная система сдерживает экономический рост: низкая резидентная мобильность населения препятствует снижению напряженности на региональных рынках труда; низкий уровень безопасности перевозок грузов и пассажиров отечественными транспортными компаниями негативно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке транспортных услуг.
- Растут ресурсоемкость перевозок и транспортные издержки экономики. Рост себестоимости перевозок в свою очередь обусловливает повышение транспортных тарифов. Основными причинами низкой рентабельности и убыточности перевозок являются недостаточная производительность труда, а также отставание роста доходных ставок от роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию, материалы и технические средства.
Литература:
1. Аникин Б. А., Родкина Т. А., Волочиенко В. А., Заичкин Н. И., Межевов А. Д., Фёдоров Л. С., Вайн В. М., Воронов В. И., Водянова В. В., Гапонова М. А., Ермаков И. А., Ефимова В. В., Кравченко М. В., Серова С. Ю., Серышев Р. В., Филиппов Е. Е., Пузанова И. А., Учирова М. Ю., Рудая И. Л. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики: учебное пособие / электронный ресурс. — М.: ГУУ, 2014.
2. Аникин Б. А., Вайн В. М., Водянова В. В., Воронов В. И., Гапонова М. А., Ермаков И. А., Ефимова В. В., Заичкин Н. И., Кравченко М. В., Пузанова И. А., Родкина Т. А., Серова С. Ю., Серышев Р. В., Фёдоров Л. С., Логистика: тренинг и практикум / электронный ресурс. — М.: ГУУ, 2014.
3. Воронов В. И. Международная логистика / электронный ресурс. — М.: ГУУ, 2004–2014. — 700 с.
4. Курганов В. М. Международные перевозки. — М.: 2013.
5. Транспортная логистика, Авторы: под ред. Л. Б. Миротин, Издательство: Экзамен,2005
6. Материалы сайта http://www.vestifinance.ru/
7. Материалы сайта http://rzd.ru/
8. Материалы сайта http://www.rbc.ru/