В статье рассматривается влияние кризиса, связанного с пандемией коронавируса, на протекание существующих логистических процессов.
Ключевые слова: рынок, объем, развитие, перевозка, транзит, транспорт.
Под влиянием мирового экономического кризиса спрос на контейнерные перевозки снизился. Негативное влияние на отрасль оказывают также рост цен на топливо, увеличение парка судов и тоннажа, следствием которого может стать снижение фрахтовых ставок.
В сложившейся ситуации залогом развития сегмента рынка является освоение его участниками эффективных методов управления.
В России из-за недостаточно развитых логистической системы и инфраструктуры ситуация усугубляется и особую роль приобретает государственная заинтересованность в поддержке отрасли.
Возможности развития логистической отрасли России в период кризиса
Мировой кризис в связи с пандемией COVID-19 не только ассоциируется со сложными вызовами, но и открывает новые возможности для российской логистики. Несмотря на то, что на первом этапе данного кризиса мировая логистика столкнулась с высоким уровнем хаотичности: закрытие магазинов, сокращение числа рабочих на складах и в портах, закрытие границ, подорвавшее автомобильные грузоперевозки, скопление пустых контейнеров в одних странах и нехватка их в других, грузовые перевозки в условиях глобальной остановки экономики оказались одним из растущих сегментов рынка. Это в первую очередь связано с повышением спроса на медицинское оборудование и товары первой необходимости.
Хаотичность первого этапа также открыла неожиданные перспективы. Перебои в работе европейских портов и аэропортов стимулировали переход китайских экспортеров на железные дороги, что привело к почти двукратному увеличению объема транзитных перевозок в направлении «Восток-Запад» в первом полугодии.
Возможности, которые кризис открывает для развития российской транспортной отрасли и промышленности в целом, возникают на пересечении долгосрочных трендов и структурных сдвигов, происходящих в результате пандемии COVID-19, каждая из которых безусловно имеет комплексный характер. Так, удешевление железнодорожного тарифа вследствие падения стоимости рубля способствует росту железнодорожных транзитных перевозок и повышению конкурентоспособности российских товаров на международных рынках, а следовательно, увеличению экспорта. Дорожающий импорт в сочетании с продовольственными санкциями будут способствовать развитию внутренних перевозок и, что особенно важно, премиального сегмента логистического рынка — рефлогистики.
Развитие транспортного потенциала
Устойчивый рост объемов железнодорожного контейнерного транзита начался во втором квартале 2016 года. Резкому старту способствовала заинтересованность Китая в развитии сухопутного транспортного коридора в Европу. Другим фактором стало удешевление рубля, что привело к удешевлению тарифа в два раза по сравнению с началом 2014 года.
Крупнейшей номенклатурой транзита являются товары народного потребления — широкий спектр текстильной, обувной, электронной промышленности. Объемы транзита грузов этой номенклатуры в системе РЖД выросли за первый квартал 2020 года на 8 % до 22,4 тысяч TEU. На втором месте — «Автозапчасти и комплектующие». Динамичный и ожидаемый рост объемов наблюдается в номенклатуре «Химикаты и сода», в которую входит вся продукция химической промышленности, включая простейшие массовые компоненты для фармакологической отрасли, нетканые материалы (маски) и многое другое. Важно, что на объем транзита такой продукции уже приходится 5 % торговли КНР-ЕС и эта доля продолжит расти.
В условиях пандемии железнодорожный транзит получил дополнительный импульс, выступив в роли спасителя контрактов в условиях дефицита мощностей морских и авиаперевозчиков. По данным датского аналитика контейнерного рынка SeaIntelligence, к февралю 2020 года показатель исполнения морскими контейнерными перевозчиками заявленного графика сервисов сократился до 65,1 %, что является самым низким показателем за период с 2011 года, а к началу апреля из-за распространения пандемии и массовых карантинов в западном мире было отменено еще 212 рейсов. В сегменте авиаперевозок отмена почти всех пассажирских рейсов из-за жестких ограничений мобильности граждан привела к острому дефициту мощностей: значительный объем грузовых авиаперевозок до кризиса выполнялся в багажных отсеках на регулярных рейсах пассажирских лайнеров. Из-за возникшего дефицита стремительно выросли ставки.
Дальнейшую поддержку транзиту будут оказывать развитие инфраструктуры, выход на этот рынок сильных игроков и подключение их маркетинговых и инвестиционных ресурсов. Эти факторы должны позволить железнодорожному мосту через Евразию занять 10–15 % объема логистики Европа — КНР и до 50 % — Европа — Япония к 2024–2026 году.
Полноценная реализация потенциала России в обслуживании торговли Азия-Европа будет зависеть от устранения «узких мест» транзита. На западе страны необходимо диверсифицировать точки назначения и активно включать в работу стивидоров Финского залива и тыловые мощности Петербурга. На востоке — наращивать мощности, помимо Забайкальска, а также усиливать терминальную инфраструктуру на российско-казахстанской границе. Мощным фактором развития транзита мог бы стать переход маршрутных поездов КНР — Европа в режим пассажирских составов: 40–50 % контейнеров на длинном маршруте следуют весь путь, а остальная часть, которую могут составить экспорт и импорт КНР — РФ и даже внутренние перевозки, постоянно меняется. Реализация данной задачи потребует создания сети терминалов трансшипмента, в первую очередь на границе с Казахстаном.
Рефлогистика
В контексте перспектив инфраструктурного развития отдельно следует выделить сегмент логистики рефрижераторных грузов. После введения ЕС санкций и ответа России в июле-августе 2014 года импорт из стран ЕС в Россию сократился на 30 %, в основном за счет продуктов питания: объемы перевозок фруктов автотранспортом сократились в 36 раз, овощей — в 16 раз, молочной продукции — в 10, поставки мяса прекратились практически полностью. Несмотря на такой тяжелый удар по рефрижераторным перевозкам, это не привело к банкротству крупных компаний, специализирующихся на данном сегменте, что можно объяснить политикой импортозамещения и переориентацией на азиатские рынки.
В структуре внутренних железнодорожных грузовых перевозок динамично растут объемы перевозок продовольственных грузов в рефрижераторных контейнерах. За последние два года их объемы выросли в целом на 35 %, перевозки мяса и масла выросли на 53 %.
Поддержанию и ускорению динамики должно способствовать развитие экспорта, особенно в Китай. Спрос на импортную мясомолочную и рыбную продукцию в КНР начал повышаться на фоне изменения структуры потребления в стране и резко ускорился из-за разразившейся в прошлом году эпидемии свиной чумы, сократившей объемы собственного производства мяса. Помимо продовольственных грузов, перспективными номенклатурами рефперевозок являются фармацевтические грузы и товары производства химической промышленности.
На данный момент основными факторами, препятствующими развитию рефлогистики в России, являются отсутствие соответствующих оптово-распределительных центров, дороговизна специализированного рефрижераторного парка подвижного состава и контейнеров, а такдже высокие тарифы. Несмотря на все это, данное направление является весьма перспективным. Неизбежен приход на рынок рефлогистики новых крупных игроков. Так, в апреле Maersk открыл свой первый рефтерминал в России — один из крупнейших в стране, что должно стать важным сигналом для рынка.
Интернет-торговля
Помимо фармакологии и отрасли медицинских услуг, одним из ключевых получателей выгоды в условиях кризиса стала сфера интернет-торговли. Предполагающая наименьший риск заражения, покупка товаров через интернет являлась единственным растущим каналом сбыта в Москве в марте-апреле 2020 года. В России возможны два варианта дальнейшего развития данного сегмента. [1, с. 47]
Повсеместное распространение интернет-торговли на регионы подтолкнет появление крупных национальных игроков, что, в свою очередь, будет сопровождаться повышенным спросом на складские помещения «около потребителя» и экспресс-доставку «на последней миле».
В отсутствие национального монополиста на растущий российский рынок онлайн-покупок могут претендовать крупные мировые игроки. Глобальный рынок интернет-торговли сегодня имеет четко выраженный географический характер. Лидер отрасли, Amazon, доминирует на американском и европейском рынке, в то время как на компанию приходится менее 1 % китайского рынка, бесспорным монополистом на котором является Alibaba. Американо-китайское противостояние, особенно ярко проявляющееся в сфере технологий, будет подстегивать соперничество и за мировой рынок онлайн-ретейла, что может заставить правительства стран делать стратегический выбор в пользу одного из центров.
Геополитические реалии подсказывают, что в случае с Россией выбор будет в пользу последнего, и это станет дополнительным стимулом для развития торговли с Китаем, а вместе с этим — восточного транспортного направления.
Заключение
Пандемия COVID-19 изменила не только жизни многих людей, но и ситуацию на глобальном и местных рынках. Во всем мире произошло значительное сокращение производственных мощностей в связи с закрытием границ между странами и введением режима самоизоляции. Пандемия коронавируса нарушила привычные связи между производителями и потребителями и внесла серьезные изменения в бизнес логистических компаний.
Кризис продемонстрировал критическое значение технологий, которые могут превратиться из «конкурентного преимущества» в обязательное условие выживаемости компаний. Спровоцированный кризисом рост интернет-торговли будет способствовать либо появлению национальных лидеров и, соответственно, спросу на логистические решения по экспресс-доставке, либо приходу мировых лидеров.
Литература:
- Глобальные вызовы для международного транспорта: угрозы и возможности /под редакцией А. А. Сушенцова. — Москва: «ООО «УК «Дело»», 2021.-312 с.: ил.
- Кризис международных контейнерных перевозок 2020–2021 гг.: причины и последствия// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999–2645. — № 4 (68). Номер статьи: 6826. Дата публикации: 13.12.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6826/
- Зыкин, Д. Д. Влияние пандемии коронавирусной инфекции Covid-19 на международные грузоперевозки // Вопросы устойчивого развития общества — 2021. — № 6.