О повышении конкурентоспособности железнодорожного транспорта за счет применения новых технологических решений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 05.02.2022

Статья просмотрена: 541 раз

Библиографическое описание:

Поливанчук, М. А. О повышении конкурентоспособности железнодорожного транспорта за счет применения новых технологических решений / М. А. Поливанчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88614/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье говорится об инновационных технологиях, автоматизированных системах и технологических решениях, применяемых на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: железнодорожные перевозки, автоматизированные системы, АПК «ЭЛЬБРУС», ГЛОНАСС.

Железнодорожный транспорт является одним из наиболее значимых элементов транспортной системы России. Железнодорожные перевозки в перспективе останутся самым экономически эффективным способом транспортировки массовых грузов на средние и дальние расстояния [1].

Поскольку основную долю перевозок на железных дорогах России составляют грузовые перевозки, то в этой обстановке чрезвычайно важным является повышение транспортной привлекательности железнодорожного транспорта для производителей продукции. На сегодняшний день прирост грузооборота и рост объемов перевозок обеспечивается повышением конкурентоспособности железнодорожного транспорта за счет применения новых технических средств и технологических решений, научных разработок, инновационных автоматизированных систем управления и централизованной организации перевозочного процесса.

Так, например, для повышения эффективности подвода грузов к портам применяется дорожная информационно-логистическая система (ДИЛС). Основной ее целью является формирование и использование единой информационной среды, обеспечивающей эффективное планирование на основании вариантного графика движения поездов, оперативных данных о состоянии и дислокации вагонопотоков, перерабатывающей способности портовых терминалов [2].

Алгоритм работы системы предусматривает предоставление портом информации о наличии груза на складах с разбивкой по маркам и идентификаторам внешнеторговых договоров, подходе флота и по составу судовых партий. В свою очередь, дорога предоставляет план подвода, дислокацию и прогноз прибытия вагонов с грузами, операции с вагонами на станции [3]. Однако отмечается и возможность совершенствования системы. Дополнение прогнозом отправления порожних вагонов из порта, расширение полигона планирования и увеличение его глубины. В перспективе ДИЛС должна стать самообучающейся системой с искусственным интеллектом.

Другая система, призванная повысить эффективность управления перевозочным процессом — АПК «ЭЛЬБРУС». Она решает задачи построения прогнозного (суточного) энергосберегающего графика движения поездов (ГДП); стыковки прогнозных графиков между полигонами дорог, а также выполняет автоматизированную передачу прогнозного энергосберегающего графика в систему диспетчерского управления [4].

Внедрение АПК «ЭЛЬБРУС» является одним из приоритетных направлений в информатизации железнодорожного транспорта. В результате происходит экономия эксплуатационных расходов, в том числе за счет энергосбережения. Эффективность данной технологии подтверждается финансовыми результатами деятельности ОАО «РЖД» [5]. Экономия составила более 400 млн кВт·ч, при этом экономический эффект превысил 1 млрд рублей, а по итогам 2018 г. — 737 млн кВт·ч на сумму более 2 млрд руб.

Особое значение в повышении конкурентоспособности железнодорожного транспорта имеет внедрение спутниковых и геоинформационных технологий в интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Ведь для такой крупной железнодорожной системы, как ОАО «РЖД» осуществлять контроль за подвижным составом на 85000 км железных дорог, достаточно сложно. С помощью спутниковых систем ГЛОНАСС/GPSи информационных сервисов хозяйствам и службам предоставлена гарантированная возможность с высокой точностью определения дислокации и параметров движения пассажирских и грузовых поездов, а также оценивать параметры и состояние бортовых систем. Спутниковые системы используются совместно со средствами радиосвязи, радиолокационного зондирования для определения дислокации, а также полносоставности подвижного состава. Такие технологии требуют разработки и внедрения системы единого координатного управления [6].

В современных условиях остро стоит вопрос организации нового подхода к эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий (МЖЛ). Они составляют почти 1/5 часть (15353 км) (18,2 %) от общей протяженности железных дорог ОАО «РЖД». Эксплуатация таких линий затратна, вследствие большого числа выполняемых вручную операций управления и завышенной потребности в персонале [7]. К технологическим решениям, повышающим эффективность использования МЖЛ можно отнести:

— перевод грузового движения на маломощные локомотивы (мощностью менее 1000кВт);

— совмещение поездного и маневрового режимов при расстановке местных вагонов по фронтам погрузки-выгрузки на станциях;

— организация руководства маневровой работы на станциях силами поездной бригады;

— организация погрузо-выгрузочных и приемосдаточных операций без отцепки-прицепки вагонов от состава поезда;

— перевозка грузов в составах пригородных поездов;

— замена пригородных поездов локомотивной тяги автомотрисами;

— замена подвижного состава в пригородных поездах, обращаемых по МЖЛ облегченными рельсовыми автобусами

и т. д.

Экономический эффект от применения предложенных мер по сокращению издержек в сфере обслуживания подвижного состава может дать по 40 млн руб. на линию, в сфере организации перевозочного процесса — до 68 млн руб. на линию, в сфере обслуживания объектов инфраструктуры — до 4 млн руб. на линию [7].

На полигоне Октябрьской, Московской, Северной и Горьковской дорог, как показали предварительные расчеты, эффект от внедрения данных мероприятий может составить 300 млн руб. в год, при условии тиражирования опыта на всю сеть ОАО «РЖД» — около 3 млрд руб. в год.

Следует отметить, что внедрение инновационных автоматизированных систем и применение новых технологических решений должно производиться комплексно для получения наилучшего эффекта. Железнодорожный транспорт сегодня вынужден испытывать жесткую конкуренцию со стороны других видов транспорта, которая дает мощный стимул для развития и поиска ответов на возникающее вызовы.

Литература:

  1. Приказ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: // URL: https://sudact.ru/law/prikaz-mintransa-rf-ot-12052005-n-45/ (дата обращения 26.01.22)
  2. Дорожная информационно-логистическая система (ДИЛС-2014) [Электронный ресурс]:// URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39327800 (дата обращения 26.01.22)
  3. Логистика нового поколения [Электронный ресурс]: // URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=143553 (дата обращения 27.01.22)
  4. Повышение энергоэффективности движения поездов на полигоне/Пытель И. В., Писарева Р. В., Кощеев А. А., Кащеева Н. В./ Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург [Электронный ресурс]: // URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/57914/1/eir_2017_076.pdf (дата обращения 29.01.22)
  5. АПК Эльбрус [Электронный ресурс]: URL: http://elbrus-r.ru/(дата обращения: 29.01.22).
  6. Информационные технологии и информационно-управляющие системы на магистральном транспорте/ Москвичев о. в./ Самарский государственный университет путей сообщения, 2015 г. [Электронный ресурс]: URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24957055_49914376.pdf (дата обращения: 29.01.22).
  7. Особенности интеграции малоинтенсивных линий с магистральными железнодорожными линиями / Вакуленко С. П., Колин А. В., Евреенова Н. Ю./ РУТ(МИИТ), г.Москва [Электронный ресурс]: // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-integratsii-malointensivnyh-liniy-s-magistralnymi-zheleznodorozhnymi-liniyami (дата обращения 1.02.22)
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, подвижной состав, перевозочный процесс, система, линия, повышение конкурентоспособности, сфера обслуживания, экономический эффект.


Похожие статьи

Повышение эффективности деятельности предприятий на основе использования системы мониторинга транспорта и TMS-систем

Статья посвящена обзору эффективных решений в области систем мониторинга транспорта, обоснованию необходимости их использования. Приведены примеры эффективных решений по мониторингу автотранспорта в практической деятельности предприятий.

Повышение эффективности перевозок опасных грузов с помощью информационных технологий

В связи с ростом объема перевозок опасных грузов в статье предложены меры, позволяющие увеличить безопасность и эффективность их перевозок. Снижение рисков при перевозке может достигаться путем внедрения информационных технологий. Результатом статьи ...

Технология 3D-печати в области обслуживания и ремонта автомобильного транспорта

В статье проведен анализ текущего состояния по применению и внедрению технологии 3D-печати в области технического обслуживания автомобильного транспорта. Какое место 3D-принтеры занимают место на производственных площадках СТОА и автомобильных завода...

Оценка влияния логистики на повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок

В статье рассматривается, как с помощью логистических технологий железнодорожной организации и внедрения новых технологий повысить конкурентоспособность, прибыльность и эффективность работы железнодорожных перевозок.

Внедрение интеллектуальной системы учета электроэнергии в промышленности

В статье описывается необходимость внедрения и использования современной интеллектуальной системы учета электроэнергии на промышленных предприятиях. Рассмотрены функции интеллектуальных приборов учета на примере счетчика СЕ308.

Исследование промышленности Республики Саха (Якутия) в области внедрения инновационных технологий сварочного производства

В данной статья рассматриваются инновации в области сварочного производства. Рассмотрены пути и методы внедрения новых технологий в данную сферу. Проанализирована эффективность от их внедрения.

Актуальные вопросы импортозамещения при модернизации электронного устройства

В статье автор проводит оценку возможности замены импортных элементов и микросхем на отечественные аналоги при модернизации электронного блока управления в условиях текущей экономической ситуации.

Проблемы развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте

В статье говорится о основных направлениях развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте. Рассматриваются проблемы развития инновационных процессов в перевозке пассажиров городским наземным транспортом.

Инновационные подходы к организации услуг авиаперевозок

В статье рассматривается вопрос о необходимости внедрения инновационных подходов к организации услуг авиаперевозок.

Разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта

В статье описана разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта. Описаны основные свойства работы датчиков, ориентировочная цена и план реализации данного проекта.

Похожие статьи

Повышение эффективности деятельности предприятий на основе использования системы мониторинга транспорта и TMS-систем

Статья посвящена обзору эффективных решений в области систем мониторинга транспорта, обоснованию необходимости их использования. Приведены примеры эффективных решений по мониторингу автотранспорта в практической деятельности предприятий.

Повышение эффективности перевозок опасных грузов с помощью информационных технологий

В связи с ростом объема перевозок опасных грузов в статье предложены меры, позволяющие увеличить безопасность и эффективность их перевозок. Снижение рисков при перевозке может достигаться путем внедрения информационных технологий. Результатом статьи ...

Технология 3D-печати в области обслуживания и ремонта автомобильного транспорта

В статье проведен анализ текущего состояния по применению и внедрению технологии 3D-печати в области технического обслуживания автомобильного транспорта. Какое место 3D-принтеры занимают место на производственных площадках СТОА и автомобильных завода...

Оценка влияния логистики на повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок

В статье рассматривается, как с помощью логистических технологий железнодорожной организации и внедрения новых технологий повысить конкурентоспособность, прибыльность и эффективность работы железнодорожных перевозок.

Внедрение интеллектуальной системы учета электроэнергии в промышленности

В статье описывается необходимость внедрения и использования современной интеллектуальной системы учета электроэнергии на промышленных предприятиях. Рассмотрены функции интеллектуальных приборов учета на примере счетчика СЕ308.

Исследование промышленности Республики Саха (Якутия) в области внедрения инновационных технологий сварочного производства

В данной статья рассматриваются инновации в области сварочного производства. Рассмотрены пути и методы внедрения новых технологий в данную сферу. Проанализирована эффективность от их внедрения.

Актуальные вопросы импортозамещения при модернизации электронного устройства

В статье автор проводит оценку возможности замены импортных элементов и микросхем на отечественные аналоги при модернизации электронного блока управления в условиях текущей экономической ситуации.

Проблемы развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте

В статье говорится о основных направлениях развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте. Рассматриваются проблемы развития инновационных процессов в перевозке пассажиров городским наземным транспортом.

Инновационные подходы к организации услуг авиаперевозок

В статье рассматривается вопрос о необходимости внедрения инновационных подходов к организации услуг авиаперевозок.

Разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта

В статье описана разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта. Описаны основные свойства работы датчиков, ориентировочная цена и план реализации данного проекта.

Задать вопрос