В статье говорится об инновационных технологиях, автоматизированных системах и технологических решениях, применяемых на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: железнодорожные перевозки, автоматизированные системы, АПК «ЭЛЬБРУС», ГЛОНАСС.
Железнодорожный транспорт является одним из наиболее значимых элементов транспортной системы России. Железнодорожные перевозки в перспективе останутся самым экономически эффективным способом транспортировки массовых грузов на средние и дальние расстояния [1].
Поскольку основную долю перевозок на железных дорогах России составляют грузовые перевозки, то в этой обстановке чрезвычайно важным является повышение транспортной привлекательности железнодорожного транспорта для производителей продукции. На сегодняшний день прирост грузооборота и рост объемов перевозок обеспечивается повышением конкурентоспособности железнодорожного транспорта за счет применения новых технических средств и технологических решений, научных разработок, инновационных автоматизированных систем управления и централизованной организации перевозочного процесса.
Так, например, для повышения эффективности подвода грузов к портам применяется дорожная информационно-логистическая система (ДИЛС). Основной ее целью является формирование и использование единой информационной среды, обеспечивающей эффективное планирование на основании вариантного графика движения поездов, оперативных данных о состоянии и дислокации вагонопотоков, перерабатывающей способности портовых терминалов [2].
Алгоритм работы системы предусматривает предоставление портом информации о наличии груза на складах с разбивкой по маркам и идентификаторам внешнеторговых договоров, подходе флота и по составу судовых партий. В свою очередь, дорога предоставляет план подвода, дислокацию и прогноз прибытия вагонов с грузами, операции с вагонами на станции [3]. Однако отмечается и возможность совершенствования системы. Дополнение прогнозом отправления порожних вагонов из порта, расширение полигона планирования и увеличение его глубины. В перспективе ДИЛС должна стать самообучающейся системой с искусственным интеллектом.
Другая система, призванная повысить эффективность управления перевозочным процессом — АПК «ЭЛЬБРУС». Она решает задачи построения прогнозного (суточного) энергосберегающего графика движения поездов (ГДП); стыковки прогнозных графиков между полигонами дорог, а также выполняет автоматизированную передачу прогнозного энергосберегающего графика в систему диспетчерского управления [4].
Внедрение АПК «ЭЛЬБРУС» является одним из приоритетных направлений в информатизации железнодорожного транспорта. В результате происходит экономия эксплуатационных расходов, в том числе за счет энергосбережения. Эффективность данной технологии подтверждается финансовыми результатами деятельности ОАО «РЖД» [5]. Экономия составила более 400 млн кВт·ч, при этом экономический эффект превысил 1 млрд рублей, а по итогам 2018 г. — 737 млн кВт·ч на сумму более 2 млрд руб.
Особое значение в повышении конкурентоспособности железнодорожного транспорта имеет внедрение спутниковых и геоинформационных технологий в интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Ведь для такой крупной железнодорожной системы, как ОАО «РЖД» осуществлять контроль за подвижным составом на 85000 км железных дорог, достаточно сложно. С помощью спутниковых систем ГЛОНАСС/GPSи информационных сервисов хозяйствам и службам предоставлена гарантированная возможность с высокой точностью определения дислокации и параметров движения пассажирских и грузовых поездов, а также оценивать параметры и состояние бортовых систем. Спутниковые системы используются совместно со средствами радиосвязи, радиолокационного зондирования для определения дислокации, а также полносоставности подвижного состава. Такие технологии требуют разработки и внедрения системы единого координатного управления [6].
В современных условиях остро стоит вопрос организации нового подхода к эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий (МЖЛ). Они составляют почти 1/5 часть (15353 км) (18,2 %) от общей протяженности железных дорог ОАО «РЖД». Эксплуатация таких линий затратна, вследствие большого числа выполняемых вручную операций управления и завышенной потребности в персонале [7]. К технологическим решениям, повышающим эффективность использования МЖЛ можно отнести:
— перевод грузового движения на маломощные локомотивы (мощностью менее 1000кВт);
— совмещение поездного и маневрового режимов при расстановке местных вагонов по фронтам погрузки-выгрузки на станциях;
— организация руководства маневровой работы на станциях силами поездной бригады;
— организация погрузо-выгрузочных и приемосдаточных операций без отцепки-прицепки вагонов от состава поезда;
— перевозка грузов в составах пригородных поездов;
— замена пригородных поездов локомотивной тяги автомотрисами;
— замена подвижного состава в пригородных поездах, обращаемых по МЖЛ облегченными рельсовыми автобусами
и т. д.
Экономический эффект от применения предложенных мер по сокращению издержек в сфере обслуживания подвижного состава может дать по 40 млн руб. на линию, в сфере организации перевозочного процесса — до 68 млн руб. на линию, в сфере обслуживания объектов инфраструктуры — до 4 млн руб. на линию [7].
На полигоне Октябрьской, Московской, Северной и Горьковской дорог, как показали предварительные расчеты, эффект от внедрения данных мероприятий может составить 300 млн руб. в год, при условии тиражирования опыта на всю сеть ОАО «РЖД» — около 3 млрд руб. в год.
Следует отметить, что внедрение инновационных автоматизированных систем и применение новых технологических решений должно производиться комплексно для получения наилучшего эффекта. Железнодорожный транспорт сегодня вынужден испытывать жесткую конкуренцию со стороны других видов транспорта, которая дает мощный стимул для развития и поиска ответов на возникающее вызовы.
Литература:
- Приказ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: // URL: https://sudact.ru/law/prikaz-mintransa-rf-ot-12052005-n-45/ (дата обращения 26.01.22)
- Дорожная информационно-логистическая система (ДИЛС-2014) [Электронный ресурс]:// URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39327800 (дата обращения 26.01.22)
- Логистика нового поколения [Электронный ресурс]: // URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=143553 (дата обращения 27.01.22)
- Повышение энергоэффективности движения поездов на полигоне/Пытель И. В., Писарева Р. В., Кощеев А. А., Кащеева Н. В./ Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург [Электронный ресурс]: // URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/57914/1/eir_2017_076.pdf (дата обращения 29.01.22)
- АПК Эльбрус [Электронный ресурс]: URL: http://elbrus-r.ru/(дата обращения: 29.01.22).
- Информационные технологии и информационно-управляющие системы на магистральном транспорте/ Москвичев о. в./ Самарский государственный университет путей сообщения, 2015 г. [Электронный ресурс]: URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24957055_49914376.pdf (дата обращения: 29.01.22).
- Особенности интеграции малоинтенсивных линий с магистральными железнодорожными линиями / Вакуленко С. П., Колин А. В., Евреенова Н. Ю./ РУТ(МИИТ), г.Москва [Электронный ресурс]: // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-integratsii-malointensivnyh-liniy-s-magistralnymi-zheleznodorozhnymi-liniyami (дата обращения 1.02.22)