Статья посвящена изучению состояния малодеятельных линий и проблематики их использования.
Ключевые слова: транспорт, малодеятельная линия, движение поездов, железная дорога.
Железнодорожный транспорт является основой транспортного комплекса Российской Федерации, именно перед ним ставятся сложные и ответственные задачи, сочетающие гражданские и промышленные потребности.
Одним из направлений государственной транспортной политики России является модернизация и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе на малодеятельных железнодорожных линиях (МДЖЛ), их количество составляет около 360 линий, протяженностью 15,47 тыс. км [1].
Большинство МДЖЛ являются убыточными, эксплуатационные расходы превышают доходы, поэтому актуальным является исследование методов повышения эффективности их деятельности. Проблема убыточности МДЖЛ характерна не только для РФ, но и для иных развитых стран.
В Российской Федерации малодеятельной линией являются, железнодорожные пути общего пользования с невысокой грузонапряжённостью и низкой эффективностью работы, если суммарный размер движения поездов исчисляется не более 8 парами в сутки, а грузонапряженность составляет не более 5 млн. т-км брутто/км в год, участок не приносит доходы, но при этом требует финансовые вложения для обслуживания [2].
Также одной из основных проблем, связанных с МДЖЛ являются «белые пятна» полигонов управления, представляющих из себя места, способные затруднить эффективность использования железнодорожной инфраструктуры, линии используются посредством «информационной слепоты», по причине того, что у диспетчеров отсутствует полная картина поездной обстановки.
Это связано с тем, что:
– станции зачастую имеют ключевую зависимость стрелок и сигналов (КЗСС) и маршрутно-контрольное устройство;
– станции, ранее оборудованные ЭЦ, не включены в диспетчерскую централизацию;
– не контролируется состояние перегонов;
– полносоставность поезда определяется визуально;
– отсутствуют надежные информационные каналы связи с вышестоящими уровнями управления.
В соответствии с долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года был поднят вопрос обеспечения финансирования эксплуатации и модернизации малоинтенсивных линий, в том числе за счет средств выгодоприобретателей, в случае подтверждения экономической неэффективности эксплуатации этих участков ОАО «РЖД» при действующих среднесетевых тарифах и с учетом результатов анализа влияния таких линий на грузооборот [3].
Разработаны несколько направлений деятельности в рамках данной проблемы, основные приведены в стратегии развития «РЖД» на период до 2030 года:
– поиск грузовой базы для роста загрузки линий;
– оптимизация технологии обслуживания линий, сокращение издержек;
– закрытие или передача на баланс заинтересованным сторонам не имеющих потенциала развития линий.
Есть несколько возможных вариантов развития по снижению эксплуатационных расходов:
- Модернизация линии путем технического перевооружения и реконструкции, например, разработка дистанционных систем управления переводом стрелок и открытием сигналов; внедрение диспетчерской централизации для получения полной и достоверной информации о движении поездов и их прибытии в полном составе, особенно на «белых пятнах» полигона управления, комбинированное использование различных видов транспорта.
- Снижение затрат по некоторым статьям расходов: станции переводятся на работу в дневное время, малодеятельные участки переводятся в разряд путей необщего пользования, сокращается число маневровых локомотивов, тем самым снижается штат сотрудников, вводится организация движения грузовых составов по твердым ниткам, тем самым снижается численность локомотивных бригад. Также оптимизации работ на МДЖЛ может способствовать совмещение профессий в производственном блоке.
Благодаря проведенным АО «ИЭРТ» расчетам экономической целесообразности тех или иных действий в отношении малодеятельных железных дорог были созданы четыре плана мероприятий, решения о дальнейшей судьбе малодеятельных железнодорожных линий принимается для каждого случая индивидуально, не смотря на большие затраты, преимущественно, ОАО «РЖД» планирует развивать сообщение на малодеятельных участках, а не закрывать линии.
Грамотным путем развития малодеятельных железнодорожных линий является внедрение инновационных технологий, позволяющих сократить издержки на содержание линий. Внедрение некоторых технологий уже позволило сократить расходы на содержание линий, а также повысить экономический эффект от работы путем продления срока эксплуатации.
Уже сейчас руководство ОАО «РЖД» совместно с институтом экономики и развития транспорта, поставили задачу определения четкого перечня малодеятельных железнодорожных линий и разбить их по группам, к которым они должны относиться по перспективам использования, а также намечены цели по определению схемы действий и стратегии развития относительно каждой из групп, так, например к одной из групп отнесли железнодорожные пути, относящиеся к МЧС, министерству обороны — по ним будут добиваться компенсации за использование убыточных линий, по другой группе рассматриваются возможные варианты увеличения перевозок в перспективе, за счет создания новых производств и открытия месторождений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что МДЖЛ являются необходимым звеном железнодорожной инфраструктуры, но при этом являются одними из самых финансово-затратных составляющих данной отрасли. Современное состояние МДЖЛ требует внимания и реализации проектов, направленных на их усовершенствование, повышение эффективности и рационализации функционирования, каждая малодеятельная линия или ее участок требует индивидуального подхода и принятия правильного только для нее решения.
Литература:
- Федеральный закон Государственной Думы РФ от 24.12.2002 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
- Балаганская А. С. Организация работы железнодорожных участков малодеятельных линий [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer43/90.pdf (дата обращения: 13.02.21)
- Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2019 № 466р «Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года»